Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕлизавета Янюшина
1 Основы практической профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении
2 Обновление образовательных стандартов Разработка и внедрение системы поддержки талантливых детей Развитие учительского потенциала Создание современной школьной инфраструктуры Сохранение и укрепление здоровья школьников Ключевые направления развития общего образования Развитие самостоятельности школ
3 В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
4 Ценность современного образования на основе системно-деятельностного подхода, субъект-субъектных отношений в процессе духовно-нравственного развития и воспитания на основе системно-деятельностного подхода, субъект-субъектных отношений в процессе духовно-нравственного развития и воспитания Человек, как целостная развивающаяся система Основная отличительная особенность ФГОС Направленность К развитию творческих способностей каждого ученика От простой ретрансляции знаний
5 ЛИЧНОСТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные действия с учебным материалом Планируемые результаты: три основные группы результатов
6 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные: управление своей деятельностью; управление своей деятельностью; контроль и коррекция; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; речевая деятельность; навыки сотрудничества навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие
7 Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования Требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования являются (п. 25 Стандарта): обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса; обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
8 Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды.
9 Вариативность направлений психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях ФГОС Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников Поддержка детских объединений, ученического самоуправления
10 Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Основные формы сопровождения Консультирование Развивающая работа Диагностика Профилактика Коррекционная работа Экспертиза Просвещение
11 Диверсификация (расширение) уровней психолого-педагогического сопровождения Уровень учреждения Уровень класса Групповой уровень Индивидуальный уровень
12 Роль психолога в системах взаимодействия с участниками образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС психолог - администрация ОУ Участие в составе рабочей группы в разработке основной образовательной программы своего образовательного учреждения. психологическая экспертиза проектируемых, реализуемых моделей образовательной среды с точки зрения возрастного и индивидуального развития школьников; разработка совместно с педагогами программы по формированию УУД, программы коррекционной работы для детей с ОВЗ; совместное планирование внеурочной деятельности; формирование мотивации у педагогов к переходу на новые стандарты; психологическое сопровождение и мониторинг развития УУД; разработка совместно с педагогами индивидуальных образовательных траекторий для учащихся.
13 психолог – педагог ОУпсихолог - родитель повышение психологической компетентности педагогов по вопросам формирования УУД в учебной и внеурочной деятельности; психологическое сопровождение педагогов, учащихся в условиях реализации новых стандартов; совместное выстраивание индивидуальных образовательных траекторий учащихся психологическое просвещение и консультирования родителей по внедрению новых образовательных стандартов; разработка индивидуальных рекомендаций по развитию и воспитанию детей, имеющих проблемы в развитии Роль психолога в системах взаимодействия с участниками образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС
14 в процессе педагогической практики в различных формах образовательного процесса Ведение общей психолого- педагогической стратегии по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий и созданию детского коллектива Обеспечение качественного психологического сопровождения образовательного процесса Партнерство психолога и учителя освоение способов решения педагогических задач передача психологических знаний
15 общая психологическая культура общения организация работы в группах, парах организация урока в деятельностной парадигме типология детских проблем особенности работы с различными категориями детей психология и физиология детей совместная деятельность с другими участниками образовательного процесса
16 РОЛЬ ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В школе появляется психологический мониторинг УУД – это абсолютно новая задача, для её решения пока НЕ СУЩЕСТВУЕТ готового инструментария. Как и всем учителям, педагогу-психологу необходимо разрабатывать СВОЮ программу сопровождения всего учебного процесса по новым стандартам.
17 В условиях внедрения ФГОС в деятельности психологов ОУ появляются следующие проблемы: Недостаточная просвещенность педагогов- психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС. Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся начальной школы. Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД у детей школьного возраста. Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности.
18 Задачи деятельности психологов образования: - измерение результатов обучения, - определение уровня формирования компетенций учащихся; - учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям; - взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательного учреждения.
19 ЗАДАЧИ, ТРЕБУЮЩИЕ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО РЕШЕНИЯ: составление пакета методических материалов по психологическому сопровождению младших школьников создание пакета материалов по работе с педагогами создание методических материалов по работе с родителями выявление уровня психологической готовности учителей начальных классов к переходу на ФГОС оценка уровня сформированности психологической компетентности учителя изучение психологических особенностей индивидуального стиля деятельности учителя оценка количества и качества применяемых на уроках интерактивных форм и методов обучения.
20 Алгоритм начала профессиональной деятельности педагога-психолога Определить ожидания образовательного учреждения в отношении психолога (анкетирование и интервьюирование участников образовательного процесса): составить список реалистичных ожиданий. Определить свои профессиональные возможности – какими технологиями, методиками и приемами (диагностическими, развивающими, коррекционными) вы владеете лучше всего. Определить для себя (совместно с администрацией) круг локальных и доступных к выполнению задач (находящихся на пересечении двух предыдущих списков)
21 Алгоритм начала профессиональной деятельности педагога-психолога Изучить нормативно-правовую документацию, регламентирующую профессиональную деятельность педагога-психолога. Изучить программу развития образовательного учреждения и перспективный годовой план работы учреждения (можно познакомиться с планами работы за предыдущие 2 года) Определить цель своей профессиональной деятельности на ближайшие 2- 4 года (согласующуюся с целью работы образовательного учреждения) и круг первоочередных задач по реализации этой цели на год. Составить и согласовать с администрацией свою должностную инструкцию и годовой план работы.
22 Алгоритм начала профессиональной деятельности педагога-психолога Провести «рекламную кампанию» о своих профессиональных возможностях среди участников образовательного процесса (как учащихся, так и педагогов, и родителей). Определить для себя с какой возрастной категорией детей на первых порах вам комфортнее всего работать. Начать работу лучше всего с индивидуальной диагностики и индивидуальной развивающей работы с «беспроблемными» детьми (именно с таким ребенком вы поймете, как и что можно определить, развить или скорректировать с помощью той или иной методики). К групповой работе стоит переходить лишь после приобретения определенного навыка индивидуальной и развивающей и коррекционной работы, постепенно увеличивая количество детей в группе.
23 Алгоритм начала профессиональной деятельности педагога-психолога Взять за правило методично вести внутренние записи, опираясь на которые вы сможете заполнять необходимую документацию. Записывайте не только, что и как вы делали, но и те мысли, которые у вас возникают по этому поводу. Взаимодействовать со специалистами-смежниками (посещать занятия логопеда, педагогов, других специалистов, обсуждать с ними детей, о которых вы уже имеете достаточное представление) Найдите место для стажировки или психолога- наставника.
24 Типичные трудности и ошибки
25 Критерии эффективности деятельности Критерии эффективности деятельности - оптимальное соотношение затраченных ресурсов и полученных результатов. Необходимо определить: какими ресурсами располагаем, какого результата и в какие сроки стремимся достичь. Результативность: соотношение достигнутых результатов (уровня решенности поставленных задач) к задействованным ресурсам.
26 Критерии эффективности деятельности
27 Количественная оценка: соотнесенность запланированных и реализованных мероприятий (планирование мероприятий должно идти в точном соответствии с задачами, стоящими перед психологом образовательного учреждения, работать на их решение. Любое запланированное мероприятие должно быть обосновано решением конкретной задачи, ради которой оно и проводиться, учитывать отдаленные последствия тех или иных действий.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.