Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГаля Добровольская
1 Гандалоева Х. Н. Республика Ингушетия Удивляясь, удивлять!
2 Гандалоева Хава Нурадиновна Учитель биологии «СОШ 19 с.п.Сагопши» Малгобекского района Ресбублики Ингушетия, кандидат биологических наук, стаж – 25 лет. Кредо: Каждый урок -самый главный, каждый ученик – самый важный! Культурный и промышленный райцентр – г.Малгобек, Город воинской славы, город-нефтяников, город-интернационалист. Достопримечательности: Мемориальный комплекс Памяти и Славы, сквер и аллея Славы, Музей боевой и трудовой славы, Дворец культуры, парк отдыха … Девиз: Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем. Конфуций
3 Тема : Обучение через практику как средство активизации познавательной самостоятельности учащихся.
4 что эпизодически практиковались мною давно. А после курсовой подготовки при ИПК учителей Республики Ингушетия в 2003 г. ( задолго до утверждения новых стандартов!) я увлеклась идеей создания и активного использования схем при изучении целого курса биологии 8 кл. (в последующих классах учащиеся сами легко строили схемы по изучаемому материалу!). Атмосфера творчества и радость созидания привели к необходимости выйти за рамки времени, отведенного на лабораторные и практические занятия. Оживилась работа на предметных кружках! Имея уже определенный опыт самостоятельной творческой деятельности, мои ученики успешно справлялись уже с новой, более сложной формой творчества – созданием проектов! «Скажи мне - и я забуду. Покажи - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь». Древнекитайская мудрость Именно в процессе собственной деятельности развивается личность. Субъектная позиция ученика вырабатывается при деятельностно-практических способах обучения: составлении словесных схем и методе проектов,
5 Актуальность педагогического опыта. Неслучайно в современной педагогике познавательная самостоятельность учащихся находится в центре внимания педагогов-исследователей. Приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, поэтому важно, чтобы мои ученики умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения, адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни нашего времени – «сетевого столетия». «Спрос на людей, которые решают творческие задачи – задачи с неопределённостью, изменчивостью, как никогда велик. И сегодня – это нормальная ситуация для мобильного образования в мобильном мире!» ( по А.Асмолову).
6 Многолетний опыт работы в школе показал несоответствие моих профессиональных затрат их способности самостоятельно мыслить, работать с информацией и совершенствовать свои умения в разных областях. уровню обученности и воспитанности учащихся,
7 Проблема, выведенная на основе названного противоречия. Повысить уровень познавательной самостоятельности, интеллектуальный и творческий потенциал учащихся. Найти более результативные способы и средства для решения этой проблемы.
8 «Сознание, не построенное на опыте,…не способно творить никакую практику – это то, что для нашего общества наиболее опасно». А.С.Макаренко Еще более метко выражена эта мысль философом Г.С.Батищевым: «…Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, - но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности». Метод проектов впервые в России был внедрен С.Т.Шацким в 1905 г. и осужден ЦК ВКП (б) в 1931 г. Этот метод получил широкое распространение в последние годы. В моей практике имеется определенный опыт работы по методу проектов. В основном я опиралась на технологию развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, так как она направлена на формирование «активной познавательной деятельности самих обучающихся по освоению нового учебного содержания». Считаю, что метод проекта относится к технологиям развивающего обучения, как и педагог- исследователь Н.Г.Чернилова. По традиционному мнению метод проектов относят к личностно-ориентированной технологии.
9 Успех рождает новый успех. И на этом сильном позитивном эмоциональном фоне и обеспечивается продуктивное учение школьников. Г.Ю.Ксензова Новое, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить даже сложный учебный материал. Однако без активной деятельности содержательный материал вызывал у моих учеников только созерцательный интерес к предмету. Психологами введен основной закон усвоения знаний: воспринять, осмыслить, применить и проверить результат. Воспринять и усвоить учебный материал позволяет применение словесных схем как составляющая успешной активизации учебной и познавательной деятельности учащихся. Схемы дают возможность как воспринять, осмыслить изучаемый материал, так и проверить результат и применить знания на практике. С 2008 г. веду системную работу со «Словесными схемами по биологии», составленными мною в соавторстве с Плиевой А.М., д.б.н., доцентом кафедры биологии ИнгГУ, по курсу биологии 8 кл. А в 9-11 кл. учащиеся самостоятельно работают над схемами, и эти навыки они успешно используют и на других учебных дисциплинах.
10 Цель: продемонстрировать свой опыт работы по проблеме активизации познавательной самостоятельности учащихся, основываясь на научные разработки передовых педагогов-исследователей: Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, С.Т.Шацкого, А.С. Макаренко, А.Н.Иоффе, А. Асмолова, Г.С.Батищева, А.Ц.Гармаева … Задачи: вовлекать каждого ученика в различные виды практической деятельности, развивать творческие и индивидуальные способности учащихся, включать их в реальное общение, совместной труд, формировать умение анализировать полученную информацию, оформлять ее схематически и делать выводы. Для решения этих задач наиболее органичным является обучение через практику, используя методы проектов и словесных схем.
11 Основная идея опыта : идея деятельностно-практического способа обучения, акцент на обучение через практику, развитие самостоятельности учащихся для достижения метапредметных, предметных и личностных результатов согласно требованиям ФГОС; использование инновационных методов здоровьесберегающих технологий; формирование 3-х У: УДИВЛЕНИЕ – УСПЕХ – УВЕРЕННОСТЬ. (по А.Н.Иоффе)
12 Целевое назначение метода проектов : развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Практикуется как внеурочная деятельность учащихся. Основные этапами работы: постановка цели; сбор и обработка необходимой информации; самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя; обобщение результатов и выводы; защита проекта; анализ успехов и ошибок. Ежегодно мои ученики становятся победителями и призерами муниципальных и региональных олимпиад, форумов «Одаренные дети» и «Зеленая планета». В 2012 г. на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в г.Оренбург наш проект набрал максимальное количество баллов! Условия эффективности: при проведении проектной работы учителю необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности, подвести итог проекта в форме презентации полученных результатов.
13 «Когда ребенок включается в какую-то деятельность, то работает фантазия, умственное представление, работает эмоция, эмоциональное переживание…» А.Ц.Гармаев Цель: формирование у обучающихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать учебный материал и применять полученные знания на практике. Технология составления словесных схем: прочитайте текст; выделите основную мысль текста; обозначьте основную проблему как заголовок схемы; согласно проблеме выделите главные и второстепенные явления; разбейте их на группы; составьте схему, устанавливайте не только вертикальные, но и горизонтальные связи; проверьте, отражает ли схема основную проблему, изложенную в тексте.
14 Диапазон опыта: система уроков и внеклассной работы. Новизна опыта: компактность, логичность, информационная насыщенность, доходчивость, убедительность, лаконичность, универсальность; повышение уровня активности и качества знаний школьников в предметных областях, самостоятельное конструирование своих знаний, ориентирование в информационном пространстве, развитие критического мышления.
15 Результаты по диагностическим методикам «Ценностные ориентации» М.Рокича (объект – старшеклассники, форма проведения – индивидуальная, в два этапа); «Коммуникативные и организаторские способности» В.В.Синявского и Б.А.Федоришина (объект – старшеклассники, форма проведения – групповая и индивидуальная, предмет исследования – уровень развития коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников) показали эффективность использования указанных методов и способов. Они способствовали формированию у у учащихся таких ценных умений, как рефлексивные, исследовательские, коммуникативные, менеджерские (планировать деятельность, принимать решения, анализировать собственную деятельность), презентационные (по данным исследований школьного психолога). Средний балл ЕГЭ по предмету биология: Результаты на «4» и «5»
18 Характеристика прогностического аспекта педагогического опыта. Предлагаемый мною опыт работы может быть использован как опытными, так и начинающими педагогами. Область применения: прием схематизации при изучении курса биологии 6-11 классов в урочное время и метод проектов во внеурочное время: на факультативных и кружковых занятиях и элективных курсах. Трудоемкость опыта: в начальной стадии работы подготовка и проведение проектной деятельности занимает много времени, трудности в организации текущего и промежуточного контроля работы учащихся над проектами; не все учащиеся обладают определенной системой знаний, а их отсутствие затрудняет их продуктивную работу со схемами.
19 . Литература (1 слайд)
20 Литература: 1. Асмолов А. Учителя, спасите наши души! 2 Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.М.: Центр Педагогический поиск, Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод С Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка. – М., Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, с. 6. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики./ Под ред. М.Н.Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, с. 7. Иоффе А.Н. Основные требования ФГОС к современному преподаванию и моделирование занятия 8. Корчак Я. Воспитание личности: Книга для учителя. – М., Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, с. 10. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. М.:Педагогическое общество России с. 12. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: В 5 т.- М., Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы С Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Приложение к газете «Первое сентября») С Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы С Шапарин А.А., Птицина Г.М. Учет типа познавательных интересов школьников при работе над проектами С
21 Благодарю за внимание!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.