Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.dis-sovet.ru
1 Рыжухин Андрей Владимирович Специфика восприятия времени подростками с асоциальным поведением Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Агапов Валерий Сергеевич
2 Предпосылки формирования асоциального поведения: 1. социально-экономические преобразования; 2. снижение качества жизни; 3. падение авторитета школы; 4. врожденные предпосылки.
3 рассматривается в качестве фундамента, на котором базируются мотивация достижения, постановка целей, рискованное поведение, поиск новых ощущений, различные зависимости, переживание вины. Перцепция времени -
4 Цель исследования - выявить специфику восприятия времени подростками с асоциальным поведением.
5 Объект исследования Объект исследования - личность современных подростков. Предмет исследования Предмет исследования - специфика восприятия времени как личностная характеристика подростков с асоциальным поведением.
6 Гипотезы исследования: 1. Подросткам с асоциальным поведением свойственны нарушения перцепции времени. 2. Существует связь между непосредственным переживанием различных временных длительностей и представлениями о времени у подростков. 3. Нарушения перцепции времени связаны с личностными особенностями подростков с асоциальным поведением и отражаются во всех подсистемах личности: когнитивной, мировоззренческой, мотивационно-поведенческой.
7 В диссертационной работе применялись следующие методики: Субтест «Группы экспрессии», входящий в состав методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена в адаптации Е.С. Михайловой; «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн); «Оценка уровня притязаний» (Ф. Хоппе); «Исследование особенностей научения» (авторская модификация эксперимента Т.А. Клейна и коллег), регистрирующая выраженность способности испытуемых учитывать негативные последствия собственных действий; Теппинг-тест (Е.П. Ильин); «Воспроизведение интервалов» – методика, основанная на теоретических взглядах Б.И. Цуканова; Опросник (Ф. Зимбардо) по временной перспективе (адаптация А. Сырцовой); «Циклический тест времени» (Т. Дж. Коттл); Методика экспресс-диагностики ощущения времени (Л. Бородитская); Полуструктурированное интервью, составленное на основе путеводителя глубинного интервью Л.В. Зубовой.
8 Распределение внимания Специфика выполняемой деятельности Эмоции Психосоматические расстройства и психические заболевания Температура тела и скорость метаболических процессов Возраст Пол Межполушарная асимметрия мозга Количество происходящих событий Осмысленность и организованность воспринимаемого материала Сложность стимулов Размер визуальной среды Характеристики стимулов, ограничивающих временные интервалы Действие лекарственных препаратов СитуационныеЛичностные Детерминанты восприятия времени
9 Составляющие восприятия времени, оказывающие влияние на формирование адаптивных форм поведения личности п/пСоставляющая восприятия времениНа что влияет данная составляющая 1Временная перспектива, ориентация на будущее Способность к целеполаганию и организации времени жизни, выстраивание плана жизненного пути, мотивация достижений, предвидение последствий, связанное с риском поведение, различные зависимости, переживание вины 2Краткосрочная временная перспективаВнешний локус контроля, склонность к аддиктивному поведению 3Реалистичность временной перспективы Адекватный уровень ожидаемого и желаемого успеха, подкрепленный достижениями; отсутствие надежды на случай и склонности к необоснованному риску; показатель личностной зрелости 4Ощущение ценности времениЦенностное отношение к происходящему (переживание его как значимого и полезного), осознание необходимости реализовать свои возможности в рамках конечной жизни 5Субъективная скорость течения времени Темп жизненного движения, вытекающий из ощущения недостатка или избытка времени в жизни 6Психологический возрастОщущение себя старше или младше хронологического возраста 7Временная диффузияПотеря смысла текущего момента, нарушение чувства самоидентичности, импульсивность, конформность, тревожность, наличие внутреннего конфликта и низкого уровня социальной адаптации, дезорганизация, неэффективность деятельности 8Ориентация на настоящееРаскрытие своих способностей 9Позитивное, личностно значимое отношение к прошлому Необходимо для построения будущих перспектив и личностной идентичности, регулятор социального поведения личности 10Точность отражения различных временных длительностей Представления о времени и временные ориентации, успешность личности в избранном виде деятельности
10 Распределение испытуемых в соответствии с классификацией Б. И. Цуканова (в %): Результаты исследования
11 Временные ориентации подростков экспериментальной и контрольной групп и нормативные данные по тесту ZTPI: п/п Временные ориентации Экспериментальная группа (n=90) Контрольная группа (n=102) Нормативные данные среднееσ σ σ 1Негативное прошлое 2,800,822,620,572,600,79 2Гедонистическое настоящее 3,440,503,540,563,520,83 3Будущее2,320,83 3,55 0,653,370,82 4Позитивное прошлое 2,161,04 3,68 0,603,540,91 5Фаталистическое настоящее 3,02 1,172,460,652,530,78
12 Рисунок школьника 9 класса: Методика «Круги времени»
13 Рисунок асоциального подростка Методика «Круги времени»
14 Способность учиться на своих ошибках в группах «спешащих», «точных» и «медлительных» подростков: СпешащиеТочныеМедлительные Тип восприятия времени (n=192) %
15 Коррекционная программа Временные отношения Направленность личности
16 ВЫВОДЫ: Целостный анализ теоретических подходов, методов и конкретных методик позволил предположить наличие коррелятов между спецификой восприятия времени и уровнем развития разных компонентов личности; В подростковом возрасте закладываются основы такой составляющей перцепции времени, как отдаленная временная перспектива, от которой зависят многие личностные качества и будущие стратегии поведения; Подросткам с асоциальным поведением свойственна неточность воспроизведения временных интервалов с ярко выраженной тенденцией к их переоценке; фаталистическое отношение к будущему с принижением его значимости; отсутствие ощущения связи прошлого, настоящего и будущего, а также представление времени как движущегося мимо, независимо от субъекта;
17 ВЫВОДЫ: Определены взаимосвязи нарушений перцепции времени с личностными подсистемами и свойствами; Воздействие на временные аспекты функционирования личности с помощью специально разработанных средств способствует коррекции асоциальных установок.
18 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2023 MyShared Inc.
All rights reserved.