Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕлизавета Торлопова
1 Тема 1. Развитие организационно- управленческой мысли
2 Любой материальный и нематериальный объект можно рассматривать как упорядоченную (организованную) совокупность элементов. Такая организованность, упорядоченность достигается либо самоорганизацией (стихийно, бесснознательно), либо сознательно (искусственно) путем целенаправленной деятельности людей
3 Организация ( в любом смысле) подчиняется определенным законам и принципам, которые, в основном, одинаковы для всех сфер органического, неорганического и социального миров. Предметом науки «организация» является изучение этих законов и принципов.
4 Прогнозирование организационных процессов, принятие решений по формированию новых и преобразованию действующих форм хозяйствования и управления должны основываться на объективных организационных закономерностях, законах, методах и принципах, которые являются предметом изучения организационной науки.
5 Объектом организации являются- производство, труд, сами функции (производственные, управленческие …).
6 Возникновение и развитие теории организации Общее учение об организации появилось на базе идеи, что объекты, различные по своему составу и природе, обладают сходными свойствами благодаря общности в организации.
7 Различия в теориях организации базируются на различных сферах приложения..Так, принципы тектологии Богданова А.А. и общей теории систем Л.фон Берталанфи применимы ко всем существующим системам. Теория организации И.Пленге и праксиология Т. Катарбиньского применимы только к социальным системам. Концепции М.Вебера, Ф.Тейлора, Г.Эмерсона, А.Файоля - являются основой теории организации труда и управления.
8 Выделение теории организации в самостоятельную научную дисциплину произошло только в 19 веке. До этого накопление знаний об организациях происходило в рамках философии, правовой науки, социологии. Проблемы организации ставились в рамках еще экономической теории, где существовала теория поведения фирмы. Но основное развитие теория организации получила уже после выделения специальной науки об управлении (на западе – менеджмент).
9 1-й этап развития теории организации - конец XIX в. до первой трети XX в. В соответствии с неоклассической теорией организация стала выступать как «рыночный институт», поэтому период формирования ортодоксальной неоклассической теории организации с конца XIX в. до первой трети XX в. считается первым этапом теории организации. Образование организаций связывалось с процессом промышленного производства, причем происходило укрупнение производства.
10 В целом организации, построенные на основе классической теории, являлись достаточно консервативными, т.к. не учитывали изменения, происходящие во внешней среде (конкуренция, усложнение технологии и необходимость повышения квалификации каждого работника, повышение уровня образования и другие), а также структуру капитала.
11 2-й этап. Ко второму этапу истории развития теории организации относится период конца 40-х середины 70-х годов ХХ века (так называемая неортодоксальная неоклассика). В это время меняется подход к организации: с целью приближения основных положений теории организации к действительности для анализа начинают использоваться методы исследования, заимствованные у других наук (психологии, социологии, математики).
12 3-й этап. С 80-х гг. ХХ в. начинается третий этап в развитии теории организации, в основе которого лежит неоинституциональный подход, отраженный в работе Рональд Гарри Коуза 1937 г. Начиная с 80-х годов неоинституциональное направление отрывается от неоклассического, в рамках которого оно возникло, и разделяется на две ветви: - теорию институтов и институциональных изменений (Дуглас Норт и его последователи Ц. Хирш, Э. Кич и др.) - и теорию способов управления (Оливер Уильямсон).
13 Свое полное развитие теория организации получила в рамках теории менеджмента. В конце XIX начале XXв. промышленная революция определила необходимость научного подхода к управлению. Фабричная система заставила руководителей сосредоточиться на разработке научных и рациональных принципов организации управления. Решение данной проблемы шло в двух направлениях: 1) повышение производительности за счет облегчения выполняемой работы; 2) мотивация работников, чтобы они пользовались новыми методами и приемами выполнения работы.
14 3. Взгляды различных школ по теории организации. Школа научного управления гг. Представители - Ф.У. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Гант и др. Рассматривались проблемы повышения эффективности и производительности рабочей силы. Управление стало признаваться самостоятельной областью исследований, а методы, прежде использовавшиеся только в науке и технике, стали применяться и для управления организацией
15 Классическая или административная школа в управлении гг. Представители - А. Файоль, Л. Урвик, Д.Д. Муни, А.К. Рейли, А.П. Слоун. Стремились к выработке универсальных принципов управления, которые должны были обеспечить успех организации (сделать ее эффективной). Акцент сместился к организации труда административного персонала.
16 3. Бюрократическая теория организации Представитель - Макс Вебер ( ) Подразделяет организации в зависимости от способа осуществления власти: харизматического, традиционного и рационально-легального. Г. Минцберг - выделил пять типов организационных структур: простая централизованная; механистическая бюрократия; профессиональная бюрократия; дивизиональная организация; адхократия (в такой организации главную роль играет принцип взаимной адаптации рабочих групп).
17 4. Школа человеческих отношений (неоклассическая школа) гг. Представители - Э. Мэйо, М. П. Фоллетт и др. Стали уделять внимание человеческому фактору как неотъемлемому слагаемому организационной эффективности
18 5. Поведенческая школа 1950-по настоящее время Представители - Ч. Барнард, К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг. Данный подход направлен в основном на повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов.
19 6. Теория административного поведения Представители -Г. Саймон и Дж. Марч Основой управления является принятие решений.
20 7. Системный подход конец 1950-х- настоящее время: Представители - Ч. Барнард, Ф. Селзник, Г. Черч, Н. Винер и др. Представляет организацию в качестве совокупности взаимозависимых частей, объединенных общей целью выживание и преуспевание. Организацию следует рассматривать как открытую систему, активно взаимодействующую со своей окружающей средой.
21 8. Теория организационного потенциала 1970-по настоящее время; Представитель -И. Ансофф Компания рассматривается как в статике, при наличии стабильных внешних связей, так и в динамике, то есть в условиях изменений внешней среды.
22 9. Процессный подход 1920-настоящее время Представитель - А. Файоль Управление это серия взаимосвязанных управленческих функций. Управленческая функция цепочка взаимосвязанных действий (процесс).
23 В современной теории организации существовало два основных течения (подхода к исследованию) - американское и европейское. Для американского течения был характерен утилитаризм, тесная связь с практикой. Знания об организациях были (и являются) побочным продуктом деятельности предпринимателей, консультантов. Исследования проводятся с целью улучшения состояния организации.
24 Европейская школа исследователей (типичный ее представитель - немецкий социолог Макс Вебер) не стремилась к связи с практикой. Оба эти течения влияли друг на друга. В современном мире доминирующим является американский подход к развитию теории организации.
25 Развитие теории организации в России Первый этап охватывает годы ХХ столетия. Органами государственной власти СССР была создана сеть научно-исследовательских учреждений (институтов труда). Эти учреждения были призваны изучать опыт эффективной деятельности отечественных и зарубежных организаций, разрабатывать рекомендации для различных отраслей народного хозяйства. Эти рекомендации носили директивный характер. Быстрое развитие страны в предвоенный период было во многом следствием усилий отечественных учёных.
26 Этот этап можно назвать «прикладным». По своим характерным чертам он подпадает под «американский» подход развития теории организации. Также следует отметить неидеологичность этого этапа.
27 Второй этап развития теории организации продолжался с 50-х по начало 90-х годов двадцатого столетия. Для этого этапа было характерно: - огромные масштабы исследовательской деятельности. - слабая связь исследований с практикой. - взаимодействие с зарубежной теорией организации происходило в форме критики буржуазных теорий.
28 Третий этап развития теории организации (с 1991 г. по настоящее время) характеризуется: а) прекращением государственного финансирования исследований, свертыванием деятельности большинства исследовательских коллективов; б) отсутствием частного финансирования; в) развитие теории организации является следствием усилий, прежде всего, специалистов по управленческому консультированию.
29 В процессе исследовательской и управленческой деятельности учёные и руководители придерживаются определенных моделей организации. 1. Социотехническая модель. Организация рассматривается как система, состоящая из двух основных блоков - человеческой составляющей и материально-технической составляющей. Прогресс техники и технологий подтягивает за собою человеческую составляющую, и вся организация выходят на новый уровень.
30 2. Модель организации как общины. Организация рассматривается, прежде всего, как объединение людей, форма жизнедеятельности. Это объединение имеет сложную структуру. Данная человеческая община находится в процессе постоянных изменений. Успех организации связан с реализацией потребностей её членов. Для того,чтобы добиться высоких результатов деятельности организации, руководитель должен стремиться к максимальным знаниям об организации.
31 Модель организации как машины. Характерные черты данной модели. Всё в руках руководителя. Организация- механизм. Чтобы добиться максимального эффекта от организации, необходимо следовать следующим правилам. - Организацию необходимо «сконструировать». Продумать её устройство - элементы, связи, «вход», «выход», функции и т.д. - Реализовать задуманное. - Должным образом эксплуатировать организацию. Не допускать перегрузок организационного механизма. Но и не допускать «недогрузки» его. - После того, как организация отработает свой «ресурс» перестроить организацию либо ликвидировать.
32 Модель организации как объективной реальности Организация является частью объективного мира. Организация, как и весь окружающий мир, может быть познана в незначительный степени. Полное рациональное управление организацией невозможно. Руководители организации должны: увеличивать свой объем знаний об организации; изучать внешнюю среду и стремиться приспособиться к ней; развивать у себя способность к интуитивной деятельности. Представители: Абрам Моисеевич Гинзбург, Христофор Бахчисарайцев, Александр Александрович. Богданов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.