Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДарья Разамасцева
1 Язык программирование Pascal ABC Цель: Познакомить с понятием язык программирования Pascal и основными конструкциями языка. Сформировать навыки использования разных типов данных при решении задач. Показать комплексное использование компьютера (источник информации, исполнитель алгоритмов ) Учитель информатики гимназии 12 г. Тюмени Бугаева Елена Викторовна
2 Язык программирования Язык программирования – это совокупность набора символов системы (алфавит), правил образования(синтаксис) и истолкования конструкций из символов (семантика) для задания алгоритмов с использованием символов естественного языка. Pascal - процедурный язык, имеющий блочную структуру. Набор операторов языка отражает принципы структурного программирования.
3 Существует два "вида" переводчиков языков программирования, основная задача которых, перевести программу с языка программирования в машинные коды понятные компьютеру: Компилятор - Компилятор переводит всю программу сразу и только после этого, если в ней нет ошибок, запускает её на выполнение. Интерпретатор - Интерпретатор переводит текст программы построчно и сразу построчно её выполняет.
4 Запуск Pascal ABC C:\Program Files\PABC\PascalABC.exe
5 Управление средой Управление средой осуществляется с помощью меню, которое аналогично меню текстового редактора
6 Алфавит языка 1) 26 латинских букв 2) Цифры 3) Арифметические операции: +,-, /, *, MOD, DIV 4) Знаки отношений:, = =, , OR, AND, NOT 5) Специальные символы:
7 . отделяет целую часть от дробной, ; - отделяют данные в программе (апостроф) используют для комментариев в программе { }{ } используют для комментариев в программе которые не влияют на результат выполнения программы.. Разделитель в обозначении диапазона := знак присваивания () в арифметических выражениях
8 Структура программы Программа на языке Pascal состоит из двух основных частей: описания всех данных, с которыми производятся действия описания всех данных, с которыми производятся действия описания самих действий
9 ProgramLabelConstTypeVarBegin End. имя программы ; {заголовок программы} {раздел описания меток} {раздел описания констант} {раздел описания типов} {раздел описания переменных} {тело программы, представляет собой последовательность операторов, разделенных символом «;»} В разделе описания могут быть следующие объекты: В разделе действий программы
10 Описание данных Описание действий
11 Конструкции языка Из символов алфавита конструируются объекты называемые данными. Данные Данные – величины, которые обрабатываются командами и операторами языка. Данные Pascal : Модули; Константы; Переменные; Функции; Выражения; Массивы; Метки.
12 Типы Данных В любой задаче используются, обрабатываются какие-либо данные числа, целые или вещественные, массивы, символы, слова и т.д. Все они характеризуются своим типом Первичными в иерархии типов являются стандартные скалярные, представляющие традиционные типы в языках программирования:
13 целые типы типы Integer, (Integer, Диапазон допустимых значений , размер памяти 2 байта ); вещественные типы типы Real (Real, диапазон допустимых значений 2.9 Е Е 38, размер памяти 6 байт) символьный тип тип Сhar (Сhar, Значениями символьного типа являются символы из множества ASCII, размер памяти, занимаемый символом, - 1 байт. строковый строковый тип (String, (String, символы из множества ASCII, занимаемый несколько символом. логический тип тип Boolean (Boolean, основу математической логики составляют две константы: True (Истина, 1) и False (Ложь, 0). Логические данные широко используются при сравнении величин. Стандартные скалярные типы данных
14 Типы данныхb c integer – целые числа 1, 100, и т.д. real – действительные числа 1.5, 104, и т.д.
15 Д.З: Выучить лекцию
17 Переменные Переменные - величины значение которых меняется в ходе выполнения действий над ними Пример: (переменной F присвоено значение 56): F:= 56 Имя переменной (идентификатор) Значение переменной Знак присваивания
18 Недопустимые имена переменных Имя переменной состоит из одного или нескольких символов латинского алфавита. Недопустимые имена переменных: 21A Начинается не с буквы А С Содержит пробелы ANЯ Содержит русские буквы А&B Содержит специальные символы Char Содержит команду
19 var, Раздел описания переменных начинается со служебного слова var, само описание переменной содержит два элемента: имя переменной (идентификатор) ; ее тип Эти элементы разделяются двоеточием, после указания типа ставится разделитель - символ «;». Var Var имя переменной : тип переменной;
20 Var al: integer; b,c: real; x: char; y: string; a,b: boolean; al:=4; b:=3.5; c:=0.0034; x:=A; y:=алф ; а:=True; b:=False; al:=4; b:=3.5; c:=0.0034; x:=A; y:=алф ; а:=True; b:=False; Например: Описание переменных Действие над переменными в программе
21 Переменная в программе a 5
22 Константы Константы - постоянные величины изменение которых в программе не предусмотрено. Константы по внешнему виду похожи на переменные, однако в отличие от них не могут изменить своего значения. Описание констант начинается со служебного слова const
23 В языке имеются стандартные константы, которые можно использовать без предварительного объявления: Пример: pi True«истина» false«ложь» const max =1000; Pi = ; С = Pi*2; min = - max;const
24 Выражения Выражения используются для вычисления новых значений. Операнды Операнды - это некоторые «элементарные» значения: переменные, константы, вызовы функций. Примеры выражений: а+b-х; у -(2-у+с)*у; sin(x) ;
25 При составлении выражений необходимо знать следующие правила: всё выражение должно быть записано в строку. Например: ((a*x)-a2)/(x1-x2); в выражении в качестве разделителей можно использовать только круглые скобки; нельзя записывать подряд два знака. Например, форма записи а+b/-с неправильна, правильной является форма а + b /(-с).
26 Стандартные функции языка Pascal Математическое определение и результат работы SQR(X) функция возведения в квадрат, где х - переменная целого или вещественного типа. SQRT(X) - функция извлечения квадратного корня, где х - переменная целого или вещественного типа. ABS(X) |x| -функция определения модуля числа х, где х переменная целого или вещественного типа sin(x), cos (x), arctan(x) тригонометрические функции, аргументы и значения которых всегда вещественного типа round (х) операция округления вещественного числа х до ближайшего целого (round (5.67) =6; round (5. 47) =5). ехр (х) - экспонента в степени х, аргумент и значение всегда вещественного типа. trunc (х) - отбрасывание вещественной части х, х - вещественное значение (trunc(5.67)=5). In (х) - натуральный логарифм х, аргумент и значение всегда вещественного типа.
27 Арифметические операции +,-,*,/, div, mod Операцию « /» целых чисел использовать нельзя, так как результат при этом будет выходить за рамки целого типа. Вместо деления к целочисленным данным применяют две операции: операция «деление нацело» с отбрасыванием дробной части, обозначается служебным словом div (14 div 3 =4, 5 div 8=0); операция «взятие остатка от целочисленного деления», обозначается служебным словом mod (14 mod 3 =2, 5 mod 8 = 5).
28 11| div 2= = (-3)*2 + (-1) Пример с отрицательными числами -7 mod 2= div 5 11 mod 5
29 Функции Ln(х) и ехр(х) могут быть использованы для возведения в степень по правилу: Например, значение х 9 вычисляется по формуле ехр (9 ln (х)). х n = ехр ( n ln(x))
30 Д/з: выучить лекцию
31 Повторение 1. Какие типы определены в языке Pascal для работы с числами? (Integer,real) 2. Вычислите значения выражений: 20 div 6 =; 3 2 mod 5 =; 2 80 mod 6 =; div 10 = 50
32 3. Найдите значение выражения A mod (В div С + 5) -10: при А = 35, В = 6, С = 4. Ответ-5 при А = 100, В = 20, С = 3. Ответ -9 Отметьте выражения, которые относятся к целому типу: ; trunc(3.1415); 20/5; sqrt(4); sqr(5.0); 5 +round(12.7).
33 Запишите выражения на языке Pascal. 1
34 Д/з: записать на языке Паскаль выражения. 1) 2) У= B=B=
35 Выполните задание на компьютере: «Выражение в паскаль»
36 Тема: Операторы языка. Обработка числовых и символьных данных
37 2)Найдите ошибки в записи переменных: QЯN CLS 2A Л4 A2!b C$K 1) Определите какие типы данных представлены в примере. Где допущены ошибки: D:=нота SЯ=4/$ 2A=15 204,57 +89/ =:X1 C4:=5 75=A Задание
38 Программа- Программа- представляет собой последовательность операторов записанных друг за другом с новой строки. В программировании для решения какой- либо задачи составляют программу, которая состоит из команд и операторов языка.
39 Оператор- Оператор- это конструкция (предложение) для описания величин, оформленное в виде обозначения какого-то действия, для которого требуется выполнить целый ряд машинных операций.
40 Типы операторов Обычно состоят из открывающего оператора, тела, составного оператора, и закрывающегося оператора Пример: IF X>Y THEN Z=X-Y; Простые Составные Пример: присваивание у :=Sin (Pi/3)
41 Оператор присваивания Он не имеет ключевого слова и определяется знаком := Для изменения значения переменной используют оператор присваивания. Он не имеет ключевого слова и определяется знаком := 34 Min:=34 Min:= Min+4 Min:=> 38 Ячейки памяти min 38
42 Операторы присваивания Оператор присваивания предназначен для присваивания переменной значения выражения. Оператор обозначается символом «:=». Оператор считается синтаксически правильным, если тип выражения в правой части совпадает с типом переменной.
43 Примеры использования оператора присваивания: с переменными целого типа – х: = 200, вещественного - у :=Sin (Pi/3), символьного - с : = ' 6 '; булевского - test: =false
44 var a, b: integer;... a := 5; b := a + 2; a := (a + 2)*(b – 3); b := b + 1; var a, b: integer;... a := 5; b := a + 2; a := (a + 2)*(b – 3); b := b + 1; *4 28 b 8 Изменение значений переменной
45 Для того чтобы программа могла работать в диалоговом режиме (позволяла бы вводить данные и видеть результаты работы на экране), существуют процедуры ввода и вывода. Процедуры ввода и вывода
46 Процедура вывода
47 Существует две формы процедуры вывода: 1) write (а, b ) ; 2) writeln (x, z) ; В результате выполнения данной процедуры значения переменных будут выведены на экран монитора.
48 Примеры вывода данных { вывод значения переменной a} { вывод значения переменной a и переход на новую строку} { вывод текста } {вывод текста и значения переменной c} write( a ); writeln( a ); writeln( 'Привет!' ); writeln( 'Ответ: ', c ); writeln ( a, '+', b, '=', c );
49 Запись на языке Паскаль результат работы программы X1:=4; X2:=8; X3:=x1+x2; write (x1, х 2, хЗ); х:=5; write(Значение х=, х); Значение x=5 х:=4; у:=3; Writeln (Знач. выражения =', x+sqr(y)); «Значение выражения = 13» Writeln ('Hello, World!); write ( 'a=', a, b=', b,'c=',c); Hello, World! a=17 b=34 c=80
50 В процедурах вывода write и writeln имеется возможность установить ширину поля вывода write(у :i: j) печатает значения у с отступом в позиции i и количество знаков после запятой- j. Пример: Количество знаков после запятой Ширина поля Y:= Write (у :4: 2) 6.20
51 Процедура ввода
52 Существует две формы процедуры ввода: read и readln: Примеры read(a); read(a, b,с); Readln (x,у);
53 Процедура read обеспечивает ввод данных разных типов с клавиатуры. В скобках указываются имена переменных, которым присвоятся введенные значения. При вводе нескольких значений с помощью одной процедуры, они разделяются символом «пробел». Для окончания ввода (завершения работы одной процедуры read) нажимается клавиша.
54 read ( a, b ); Ввод значений двух переменных (через пробел или Enter). a 25 b 30 a 25 b 30 через пробел: через Enter : 25 30
55 Создание программ
56 program Sum; var a, b, c: integer; begin read ( a, b ); c := a + b; writeln ( c ); end. program Sum; var a, b, c: integer; begin read ( a, b ); c := a + b; writeln ( c ); end. Пример: программа нахождения суммы 2-х чисел
57 Как работает программа
58 Сложение чисел: простое решение 58 program Sum; var a, b, c: integer; begin read ( a, b ); c := a + b; writeln ( c ); end. program Sum; var a, b, c: integer; begin read ( a, b ); c := a + b; writeln ( c ); end. Что плохо? ?
59 Сложение чисел: полное решение 59 program Sum; var a, b, c: integer; begin writeln('Введите два целых числа'); read ( a, b ); c := a + b; writeln ( a, '+', b, '=', c ); end. program Sum; var a, b, c: integer; begin writeln('Введите два целых числа'); read ( a, b ); c := a + b; writeln ( a, '+', b, '=', c ); end. Протокол: Введите два целых числа =55 компьютер пользователь
60 Составьте программу вычисляющие значение выражения, запишите ее в соответствии с правилами Pascal. Задание к уроку:
61 a, b, c, f- целые числа
62 Результат выполнения программы: Решаем пример: Введите значения переменных a, b, c, f: Ответ: 34, Примера должен быть записан по всем правилам записи выражений на языке программирования
63 программа Program Prim_1; Var a, b, c, f: Integer ; x: real; Begin Writeln( Решаем пример ); Writeln ( ( (a / b… ) ) ); Writeln ( 'Введите переменные a, b, f, c ' ); readln (a, b, f, c); X := ( a / ( b…) ); Writeln (Ответ:, x :3 :3); End. Выражение запишите самостоятельно, по всем правилам записи выражений на языке программирования
64 Вычислите выражения ) Вычислите выражения 1 вариант) 2 вариант)
65 Дополнительные возможности в паскаль
66 Модули Модули предназначены для разбиения текста программы на несколько файлов. В модулях описываются переменные, константы, типы, классы, процедуры и функции. Для того чтобы эти объекты можно было использовать в вызывающем модуле, следует указать имя файла модуля в разделе uses вызывающего модуля. Например: uses GraphABC;
67 Модуль описывается до раздела описания переменных. uses crt; Константы модуля CRT Clrscr; –очистка фона экрана; TextColor (n); - цвет букв; (0
68 Константы цвета Название константы (цвет) Зна- чен ие Название константы (цвет) Значение Black (черный)0DarkGray (темно-серый)8 Blue (синий)1LightBlue (ярко-синий)9 Green (зеленый)2LightGreen (ярко-зеленый)10 Cyan (голубой)3LightCyan (ярко-голубой)11 Red (красный)4LightRed (розовый)12 Magenta (фиолетовый)5LightMagenta (малиновый)13 Brown (коричневый)6Yellow (желтый)14 LightGray (светло-серый)7White (белый)15
69 Очистка экрана, цвет текста и фона program p1; uses crt; var c,a,b:integer; r:real; begin clrscr; TextColor (1); textbackground(7);
70 Программа «Диалог с компьютером»
71 Результат программы «Диалог» 1) Привет, меня зовут КОМПЬЮТЕР. Как тебя зовут? Ответ: 2) Очень приятно, Катя! Сколько тебе лет? Ответ: 3) Чудесный возраст! А у тебя есть хобби!? … Катя 15
72 Программа «Диалог с компьютером» Program Dialog; uses crt; var b1,b2,b3… : string; {переменные строкового типа} Begin clrscr; Writeln ( Привет, как тебя зовут? ); Write( Твой ответ: ); Readln (b1); Первый вопрос и ответ Количество вопросов = количество переменных
73 Writeln (Очень приятно!, b1,Сколько тебе лет? ); Write(Твой ответ:); Readln (b2); … End.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.