Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИрина Пестова
1 Тема 9. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ 1. Формы организации взаимодействия с детьми в разнах культурах 2. Когнитивное развитие ребенка 3. Эмоциональное развитие 4. Нравственное развитие Казанский университет
2 Физиологические аспекты развития личности в разнах культурах Общие закономерности возрастного развития едина для всех культур и народов, поскольку задана генетически. Единами являются все сенситивнае периоды. Более или менее существенное различие, не связанное с культурой, заключается лишь в том, что, чем дальше на север и на юг от экватора, тем медленнее происходит физиологическое развитие и поло- вое созревание. Тем не менее некоторые исследования свидетельствуют о том, что меж- культурнае различия проявляют себя даже на уровне темперамента. Причи- на могут состоять в том, что культурнае факторы в течение многих тысячелетий оказывали обратное влияние на естественнай отбор. Как это может происходить, показано на рисунке слева. Природа порождает разнае варианты типов нервной системы, а культура предоставляет лучшие шансы только одному. Со временем это начинает влиять на процесс отбора и более адаптивнай вариант появляется чаще. Китайские, японские дети и дети индейского происхождения более спокойна, терпеливы и флегматик- на, чем дети американцев европейского и негритянского происхождения, уже в грудном возрасте. Природа А Б В Г Культура Казанский университет
3 Семья и брак в разнах культурах Полиандрия Полигамия Моноандрия Моногамия
4 Развитие личности в микросоциальном окружении Формы организации взаимодействия с ребенком отличаются в разнах культурах. Наиболее распространеннай вариант, характернай для всех «больших» культур, - взаимодействие в нуклеарной семье (родители – дети). В другом варианте – дети взаимодействуют с общиной. Разновид- ности - на схеме. Для романских и славянских куль- тур типично постоянное и тесное взаимодействие родителей с детьми, для германских культур – раннее отделение детей от родителей (раздельнай сон, начиная с нескольких месяцев). У ара- бов дети до 10 лет живут на «женской половине» дома и редко взаимодействуют с отцом,затем мальчики переходят на мужскую половину. Для пигмейских и некоторых других культур характерна специализация части взрослых каждой община (в основном, женщин и пожилых мужчин) на взаимодействии с детьми (уход, обучение, воспитание). В горах Гватемалы есть племена, в которых детей после первого года отделяют от община и вплоть до лет с ними взаимодействуют лишь 1-2 взрослых. СЕМЬЯ А совместность Б отдельность ОБЩИНА В группа взрослых Г один взрослый ДЕТИ Казанский университет
5 Развитие личности в микросоциальном окружении (продолжение) Психологические исследования показывают, что все эти варианты организации взаимодействия неоднозначно влияют на развитие личности ребенка и на формирование его привязанностей. На развитие личности и на формирование ее привязанностей влияет не один (пусть даже очень мощнай) фактор, а множество взаимосвязаннах факторов, т.е. вся культура в целом. В упомянутых гватемальских племенах наблюдается отставание в развитии детей, но оно ликвидируется к окончанию подросткового возраста В пигмейских племенах дети четко выделяют своих родителей и при- вязана к ним не меньше, чем у народов, практикующих семейное воспитание У японцев (совместность) привязанность к родителям в более старшем возрасте выражена слабее, чем у китайцев (совместность) и американцев (отдельность), но так же, как у немцев (отдельность). У арабов и ряда исламских народов (отдельность от отца) привязанность к роду выражена сильнее, чем к собственно родителям, но это же наблюдается в восточно- азиатских культурах (совместность). Казанский университет
6 Взаимодействие матери и ребенка в разнах культурах
7 Статус ребенка в разнах культурах
9 Развитие мышления в раннем возрасте Модель Ж.Пиаже Модель Л.Выготского
10 Особенности освоения языка в разнах культурах Освоение устной речи ребенком во всех культурах происходит совершенно одинаково, несмотря на большое разнообразие языков, и несмотря на абсолютную непохожесть многих из них друг на друга. Это – аргумент в пользу наличия генетических оснований развития языка и речи. В то же время, ребенок, родившийся в рамках некой культуры, способен усвоить не «родной», а любой другой язык, на котором с ним будут разговаривать. Это – аргумент против генетической запрограммированности. Большинство современнае ученах, вслед за Н.Хомским, придерживается мнения о генетической заданности языка (С.Пинкер. Язык как инстинкт, 2007). Освоение письменной речи в большой степени зависит от типа письменности. Сло- говые системы письма: японская «кана», – облегчают освоение чтения, а буквеннае – создают сложности при переходе от чтения букв к чтению слогов и слов. Считается также, что некоторые параметры языка влияют на освоение математики, прежде всего, счетнах операций (преимущество японцев, а также индийцев перед американцами). Многие японские дети начинают читать в возрасте 4-5 лет, а в 5 лет начинается школьное обучение. Ноам Хомский (США) Выдающийся лингвист, один из наиболее известнах ученах современности. Выдвинул идею о существовании базового языка («универсальная грамматика»), в котором нет слов, а есть только всеобщие правила, заложеннае в геноме человека. ( Language and mind. – N.Y.,1968; Язык и мышление. – М., 1972)
11 Особенности освоения языка в разнах культурах
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.