Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнастасия Талицкая
1 1 Образовательные технологии и технологии обучения населения Проф., д.м.н. Сырцова Людмила Ефимовна Тюмень, 2008 г.
2 2 Цель изучения темы: на основе сформированных знаний уметь применять технологии по снижению поведенческих факторов риска и пропаганде ЗОЖ
3 3 Знать : - Основные термины и понятия; - Нормативно-законодательную базу - Технологии (алгоритмы) действий медицинского работника по снижению поведенческих факторов риска: - по борьбе с табакокурением - по пропаганде ЗОЖ - снижению избыточной массы тела, - профилактике нерационального питания - Тактику ведения больных с артериальной гипертонией - Цели, задачи и методику проведения занятий в Школах здоровья для больных и лиц с факторами риска
4 4 Уметь: Применять технологии (алгоритмы) действий медицинских работников по снижению табакокурения, пропаганде ЗОЖ, снижению избыточной массы тела, профилактике нерационального питания Проводить занятия в Школах здоровья для больных и лиц с факторами риска
5 5 Заболевания и нарушения, риск которых существенно увеличивается при табакокурении. Заболевание или нарушение Относительное увеличение риска у курильщиков ИБС1,7-2,0 Инфаркт миокарда 2,0 Респираторные заболевания 4,0-7,0 Сахарный диабет 1,7-3,3 Мастит у женщин 2,4 Рак легкого 3,0-15,0 Рак полости рта 3,8-13,0 Рак гортани 7,8 Рак носоглотки 4,0 Рак пищевода 7,0 Рак мочевого пузыря 4,0
6 6 Социально-экономические последствия табакокурения. В России (90 гг.) экономический ущерб, обусловленный курением превышал 8,5 миллиардов рублей; Сокращение потери продолжительности жизни у бросивших курить составит как минимум 5 лет; Вред окружающей среде: ежегодно вырубается огромное число деревьев для производства сигаретной бумаги, пачек, коробок.
7 7 Основные меры снижения распространения курения Законодательные (запрет рекламы, ограничение продажи, запрет курения в общ. и служ. помещениях) Экономические (рост цен, налогов на табачные изделия) Контроль содержания никотина смол и ОС Санитарно-просветительская работа Медицинская помощь в отказе от курения
8 8 Российский Федеральный закон «Об ограничении курения табака» определяет правовые основы ограничения курения в целях снижения заболеваемости населения Статья 3. Регулирование деятельности по производству и торговли … Статья 4. Запрещение продажи табачных изд. лицам до 18 лет ; Статья 5. Реклама табака и табачных изд. Статья 6. Запрещение курения табака на рабочих местах, в обществ. транспорте, закрытых спортивных сооружениях, в организациях здравоохранения, образования и государственной власти ; Статья 7. Пропаганда знаний о вреде курения табака ;
9 9 Рамочная конвенция ВОЗ Статья 14 (b): включить диагностику и лечение табачной зависимости и услуги по консультированию в отношении прекращения употребления табака в национальные программы, планы и стратегии в области здравоохранения и просвещения при участии работников здравоохранения и социальных работников
10 10 Технологии по снижению поведенческих факторов риска:по борьбе с табакокурением Основные критерии курительного статуса курящие - студенты, выкуривающие на момент проведения опроса хотя бы 1 сиг./день; бросившие курить - студенты, которые курили, но в настоящее время бросили курить; не курящие - студенты, никогда не курившие. ВОЗ, 1996
11 11 Распространения курения среди врачей и населения в целом 19% 6% Швеция 18% 27% 3% 7%Финляндия 8% 42% 13% 41%Москва 26% 27% 6% 8%Англия 34% 12%Люксембург 23% 3%С Ш А Женщ.Мужч.Женщ.Мужч. Все население Врачи РЕГИОН
12 12 Основные причины табакокурения среди студентов (на 100 студентов соответствующего пола и курса) Н.В. Радкевич, Л.Е. Сырцова, 2005 г. Причина куренияММА Юноши Девушки 1 ый курс 5-ый курс 1 ый курс 5-ый курс Снятие напряжения 54,258,966,361,0 Повышение работоспособности 35,428,628,133,3 Времяпрепровождение 35,430,428,133,8
13 13 Причины, препятствующие отказу от курения среди студентов (на 100 курящих студентов соответствующего пола) Н.В. Радкевич, Л.Е. Сырцова, 2005 г. Юноши Девушки 1-ый курс 5-ый курс Оба курса 1-ый курс 5-ый курс Оба курса Не хочу 39,133,336,1*46,658,753,6* Не достаточно убедительной информации о вреде курения -2,01,05,72,53,8 Не убежден в необходимости отказа 19,6 19,6*35,222,327,8* Не владею технологией отказа 41,345,143,4*12,516,514,8* * р
14 14 Информированность опрошенных студентов о последствиях табакокурения для здоровья (на 100 опрошенных студентов) Н.В. Радкевич, Л.Е. Сырцова, 2005 г.
15 15 Культура поведения курящих студентов в отношении окружающих (на 100 курящих студентов) Н.В. Радкевич, Л.Е. Сырцова, 2005 г. Культура поведения курящих студентов в отношении окружающих: юноши р±m девушки р±m «Я курю:» в присутствии детей 61,5±4,9* 18,6±2,7* в компании курящих 81,3±3,970,9±3,2 в компании некурящих 61.5± ±3.5 в присутствии родителей 40.6± ±3.2 в присутствии больных 33,3±6,6*16,7±3,4* *р
16 16 Основные стратегии сформулированы в виде 5 «А» А - ask, спрашивать: систематически выявлять всех курильщиков при каждом визите в клинику; А - assess, оценивать: определить степень зависимости у пациента и его/её готовность к отказу от сигарет; A - advise, советовать: рекомендовать всем курильщикам полный отказ от курения; А - assist, помогать; разработать вместе с курильщиком план по отказу от курения, включающий поведенческое консультирование, никотина-заместительную терапию и/или другое фармакологическое вмешательство; А - arrange, составить график последующих визитов.
17 17 Алгоритм мероприятий врача специализированного приёма (кабинета) по отказу от курения (Руководство по мед. профилактике, 2007 г.)
18 18 Опыт организации медицинской помощи в отказе от курения Левшин В.Ф. Российский Онкологический Научный Центр, Москва Московская Медицинская Академия им. И.М. Сеченова
19 19 План и содержание группового занятия по оказанию помощи в отказе от курения. обсуждения прошлого опыта отказа от курения; закрепление мотивации на отказ (последствия табачной интоксикации и зависимости); комплексная методика отказа от курения: – самоподготовка (анализ собственного курения, определение собственного плана отказа, само кодировка на отказ от курения); – отказ от курения (психологические и поведенческие приемы изменения курительного поведения и преодоления позывов к курению); – никотин-заместительная терапия и другие медикаментозные методы; – профилактика рецидивов курения.
20 20 Диагностика табакизма включает: Уточнение характера курительного поведения. Опрос в отношении жалоб и сопутствующей патологии. Измерение веса, пульса, А/Д и апноэ. Определение уровня мотивации на отказ от курения. Оценка степени и характера табачной зависимости. Определение уровня СО в выдыхаемом воздухе.
21 21 Результаты помощи в отказе от ТК (1079 лиц получивших помощь в отказе от курения)
22 22 Результаты помощи в отказе от курения (281 пациентов с сроком прослеживания более 12 месяцев)
23 23 Детерминанты эффективности помощи в отказе от курения (ТК) : Пол не связан с эффективностью помощи; Возраст: пожилые мужчины чаще достигают эффекта в отказе от ТК в сравнении с более молодыми; в то же время, молодые и особенно среднего возраста женщины существенно чаще достигают продолжительного отказа от ТК в сравнении с пожилыми женщинами. Прошлый опыт отказа существенно увеличивает вероятность успешного отказа от ТК. Табачная зависимость: курильщики с меньшей степенью табачной зависимости существенно чаще достигают отказа от ТК на сроки более месяца. Никотин-заместительная терапия увеличивает долю курильщиков бросающих курить на сроки более месяца. Мотивация на отказ от ТК определяет как вероятность попытки отказа от ТК, так и ее эффективность.
24 24 Условия успешной работы в отказе от ТК Многостороннее участие в организации помощи; Широкое распространение информации по организации помощи в регионе (реклама); Вовлечение в работу лечебно-профилактических учреждений; Хорошая подготовка персонала; Режим работы удобный для пациентов; Материальное поощрение работы; Сохранение и стабильность кадров (штата); Достаточная персональная ответственность в работе.
25 25 Алгоритм действий работы медицинского работника ПМСП по пропаганде здорового образа жизни Опрос Обследование Пациент Оценка образа жизни Применение технологий информирования населения и выработка мотивации Популяционный уровень Индивидуальный уровень Привлечение населения к акциям Работа со СМИ Распростра- нение ИОМ Беседа ЛекцияРаздача ИОМ Применение технологий обучения населения навыкам ЗОЖ Групповой уровень Организация школ здоровья Индивидуальный уровень Профилактическое консультирование Оценка результатов – изменение поведения МОНИТОРИНГМОНИТОРИНГ
26 26 Школы здоровья, школы для пациентов и лиц с факторами риска организационная форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья.
27 27 Цель эффективного профилактического консультирования в «Школе здоровья» дать пациентам необходимые знания, обучить навыкам оздоровления, сформировать мотивацию к устранению нездоровых привычек и поддержать стремление к оздоровлению и выполнению рекомендаций врача.
28 28 Активность консультирования определяют на основании частоты воздействия Высокая степень активности консультирования более одного занятия (индивидуального или группового) в месяц в течение первых 3 мес. Средняя степень активности 1 занятие в месяц. Низкая степень активности менее одного занятия в месяц. В настоящее время недостаточно данных для того, чтобы определить наиболее благоприятное место для проведения занятий и состав много дисциплинарной команды, которая должна проводить воздействия высокой степени интенсивности.
29 29 Для усиления эффективности профилактического консультирования можно использовать стратегические шаги (по материалам доклада Американской рабочей группы службы профилактики): создать терапевтический союз с пациентом; добиться понимания пациентом связи между поведением, здоровьем и болезнью; помочь пациентам осознать препятствия к изменению поведения; получить согласие пациентов на изменение поведения; вовлечь пациентов в выявление и отбор факторов риска, которые следует устранить;
30 30 Для усиления эффективности профилактического консультирования можно использовать стратегические шаги (по материалам доклада Американской рабочей группы службы профилактики): использовать комбинацию стратегий, включая усиление способности самих пациентов к изменению; разработать план изменения образа жизни; следить за прогрессом при последующем наблюдении; по возможности вовлекать других медицинских работников.
31 31 Показатели оценки результативности обучения Изменение (повышение) уровня знаний по теоретическим аспектам профилактики заболеваний и укрепления здоровья Улучшение качества умений, навыков по ведению здорового образа жизни Приобретение новых умений и навыков по профилактике заболеваний и укреплению здоровья
32 32 Показатели оценки результативности обучения Повышение интереса к обучению по проблемам профилактики заболеваний и укрепления здоровья: вовлечение в обучение членов семьи, коллектива; углубленное изучение проблем профилактики заболеваний и укрепления здоровья Формирование новых установок и отношений, увеличивающих ценность здоровья
33 33 Показатели оценки результативности обучения Формирование новых установок и отношений, увеличивающих ценность здоровья Улучшение показателей здоровья и качества жизни Снижение экономического ущерба в связи со смертностью и заболеваемостью от управляемых причин Удовлетворенность обучаемых и обучающих качеством обучения
34 34 Прошлое…
35 35 Настоящее..
36 36 Школа здоровья: «Курить или не курить? Сделай выбор в пользу здоровья» Н.В. Радкевич, Л.Е. Сырцова, 2005 г. Цель Школы: Формирование и привитие негативного отношения к табакокурению у студентов, повышение информированности в отношении последствий табакокурения для здоровья человека, а также повышение мотивации к отказу от курения.
37 37 Учебно-тематический план. Тема 1Табакокурение. История появления и распространения табакокурения 2Преимущества некурения 3Причины начала табакокурения среди детей и взрослых 4Курение как болезнь 5Пассивное курение 6Современные методы отказа от курения 7Стратегия в отношении табакокурения в мире 8Как я могу повлиять на снижение курения среди окружающих меня людей 9Зачет
38 38 Результативность работы Школы здоровья ( гг.). Процент правильных ответов слушателей: До начала Сразу после окончания Через 6 месяцев О последствиях табакокурения 15,8±1,7 ** 80,1±1,9 ** 60,7±1,7 ** О методах борьбы с курением табака 14,7±1,5 ** 67,0±2,0 ** 40,0±1,9 ** О современных методах помощи в отказе от курения 7,3±2,1 ** 57,0±2,2 ** 50,0±1,5 ** **р
39 39 Сказано – не услышано Услышано, но не понято Понято, но не принято, Принято но не внедрено в жизнь Внедрено в жизнь, но надолго ли?....
40 40 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.