Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемРоза Невьянцева
1 Обобщение и анализ эффективности использования в деятельности государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга методик раннего выявления учащихся «группы риска» © Цыганкова Н.И. 2013
2 В соответствии с письмом Комитета по образованию от 29 марта / СПб АППО проведен анализ эффективности применения и реализации в образовательных учреждениях существующих методик, направленных на раннее выявление детей «группы риска»
3 Общая классификация детей групп риска Дети, положение которых законодательно и нормативно определяется государством (дети-инвалиды, дети-сироты, дети-правонарушители, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации). Специальные органы и ведомства выявляют и устанавливают статус подобного ребенка, а так же занимаются устройством его дальнейшей судьбы; Дети, психическое развитие и социальное функционирование которых нарушено вследствие неадекватных воспитательных и педагогических воздействий, бесконтрольности, безнадзорности, неблагоприятной семейной ситуации, которые не могут преодолеть трудную жизненную ситуацию самостоятельно или с помощью семьи.
4 Правовая основа использования в деятельности ОУ методик выявления учащихся «группы риска» ФЗ 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Образовательные учреждения: выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования; выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей.
5 Статья Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ 1. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которая включает в себя: - социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования; - профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования. 2. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, проводится при наличии информированного согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет. ФЗ 120 от 7 июня 2013 года
6 Правовая основа использования в деятельности ОУ методик выявления учащихся «группы риска» ФЗ 103-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации- дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведенияи; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
7 Микросоциальные факторы риска индикаторы (мишенями) для выявления и формирования групп риска Социально-экономические факторы – низкий материальный уровень семьи. Плохие жилищные условия; Социально-демографические факторы – неполная, полная семья, либо многодетная семья, опекаемые дети; Социально-психологические факторы – семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогическая и воспитательная несостоятельность родителей, дисфункциональные семьи; Социальные факторы – алкоголизм, наркомании, асоциальный образ жизни родителей; Биологические факторы – состояние здоровья и биологические вредности, действовавшие на ребёнка в процессе развития.
8 Понятие рискованного поведенияя Психология здоровья Рассматривает риск с точки зрения личного выбора или моделей поведенияя, которые могут быть основополагающими в возникновении заболеваний, связанных с образом жизни. Риск понимается как вероятность возникновения последствий для здоровья в результате тех или иных поведенческих практик.
9 Социально-когнитивный подход Механизмы рискованного поведенияя Поведение, с точки зрения данного подхода, взаимозависимо и взаимообусловлено внешними и внутренними факторами. Внутренние факторы: возрастные и личностные особенности, специфика протекания биологических, эмоциональных и когнитивных процессов, установки и убеждения, субъективные оценки рискованности того или иного поведенияя. Внешние факторы: особенности социальной среды, адекватность освещения проблематики риска в средствах массовой информации, сети Интернет, социальных сетях.
10 Психологические, социальные, биологические индикаторы риска возрастные и личностные особенности; несформированная мотивационная система личности; степень контроля, низкий самоконтроль; степень умения делать личные жизненные выборы, сформированность стратегий совладающего с трудностями поведенияя; повышенная раздражительность и агрессивность, замкнутость, недоверие к окружающему миру; установки и убеждения, субъективные оценки рискованности того или иного поведения, сформированность личностных установок к безопасному поведенияю
11 Психологические, социальные, биологические индикаторы риска убеждения относительно своего будущего стремление к лидерству в группах в сочетании с неадекватно высоким уровнем притязаний, низкой самооценкой способность выстраивать конструктивные межличностные взаимоотношения с другими людьми степень сформированности личной культуры, принятия ценностей и норм, принятых в обществе повышенная раздражительность и агрессивность замкнутость, недоверие к окружающему миру склонность к риску
12 Цели использования в деятельности ОУ методик выявления учащихся «группы риска» (2012 г.) Выявление учащихся с особыми образовательными потребностями. Выявление детей и подростков, находящихся в группе риска, начиная с возраста трех лет. Выявление детей, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
13 Выявление детей групп риска происходит: на основании информации субъектов профилактики, при личном обращении семьи за помощью в ПМС-центр, по результатам составления «социального паспорта» образовательного учреждения, в результате психологического тестирования по результатам социологических исследований по результатам психолого-педагогическое обследование обучающихся.
14 Условия выявления детей и семей группы риска Уровень межведомственного взаимодействия Своевременное (как можно раньше) обращение классного руководителя или учителя к специалистам сопровождения (психологу, социальному педагогу) в случаях: наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем появление у подростков проявлений депрессивного состояния пропуски уроков и учебных дней без уважительных причин, употребление или предполагаемое употребление ими спиртных напитков, курение, НОН кризисная ситуация в семье, резкое ухудшение состояния здоровья в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному и душевному благополучию подростка.
15 В зоне внимания специалистов ППМС- центров находятся группы детей: Дети, чьи дела рассматривались на КДН и ЗП Направленные советами профилактики ОУ Состоящие в базе данных ОДН Обращение после индивидуальной работы, индивидуальное консультирование специалисты считают наиболее эффективными для выявления детей групп риска Обращение после прохождения учебных программ ПМС- центров.
16 Категории детей, которые чаще всего рассматриваются специалистами как относящиеся к группам риска: В трудной жизненной ситуации Дети из неполных семей Испытывающие проблемы в обучении и поведенияи Социально неблагополучные дети Опекаемые дети
17 Выявление учащихся, поведенияе которых противоречит принятым нормам и правилам: учащиеся, для которых характерны пропуски занятий, нарушения дисциплины, сниженная успеваемость; дети из «особых» семей – неполных, многодетных, опекунских, неблагополучных, дисфункциональных; дети и подростки с низкой школьной успеваемостью и нарушениями поведенияя; дети и подростки группы риска зависимого поведенияя (оценка их вовлеченности в употребление психоактивных веществ и выявление тех, кто в высокой долей вероятности может начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками).
18 Критерии оценки эффективности использования в деятельности ОУ методик выявления учащихся группы риска Динамика учета несовершеннолетних групп риска, Динамика выявления групп риска в процессе социологических исследований, направленных на анализ социальной ситуации развития детей и подростков; Динамика выявления групп риска в процессе психологических исследований, направленных на выявление основных коррелятов риска: склонности к рискованному поведенияю, степени сформированности убеждений относительно будущего и их направленность, индивидуальные способы сопротивления и приспособления в стрессовых ситуациях, мотивационные установки достижения успеха, импульсивность, самоконтроль;
19 Критерии оценки эффективности использования в деятельности ОУ методик выявления учащихся группы риска Динамика выявления и формирования групп риска в процессе психологических исследований, направленных на выявление детей, переживающих негативные эмоциональные состояния, демонстрирующих признаки выученной беспомощности, склонности к зависимому поведенияю, имеющих низкий личностный привентивный ресурс; Динамика выявления детей и подростков, испытывающих трудности в обучении, в процессе педагогических исследований; Динамика количества детей групп риска, состоящих на внутришкольном контроле, учете в ОДН и т.д.
20 Для повышения эффективности и совершенствования проводимой работы необходимо: Наличие организационного ресурса ОУ (внутренние локальные акты и распоряжения, наличие системы, распределение ответственности между педагогами, создание советов профилактики, здоровья, психолого-педагогического консилиума) Наличие методической базы ОУ: алгоритм раннего выявления обучающихся групп риска, единые социологические опросники и анкеты, методики психологического исследования в соответствии с описанными выше индикаторами рискованного поведенияя Планирование и контроль мероприятий по раннему выявлению учащихся групп риска со стороны администрации ОУ
21 Методика выявления детей групп риска Методика как система включает: Информационная часть определение оснований, по которым происходит отнесение к той или иной группе риска Организация деятельности организация работы служб профилактики внутри ОУ на основе программно-целевого метода и междисциплинарного, межведомственного, сетевого взаимодействия и социального партнерства Конкретные действия педагогов и специалистов в фунциональные обязанности которых входит работа по выявлению групп риска наблюдение, взаимодействие с каждым учащимся, группами учащихся и их семьями.
22 Методика выявления детей групп риска Системные компоненты методики: 1. Анализ социальной среды, семейной ситуации, степени организации социального контроля и специальной совокупности норм и правил жизни в образовательном учреждении, микросоциальной среды, обеспечивающей информацию о детях группы риска и организацию самой социальной среды, обеспечивающей безопасность и защищенность от негативных влияний. Исследование системы ведущих видов деятельности в образовательном учреждении, которые предлагаются учащимся. Методы: социологические исследования, составление социального портрета класса, школы, района.
23 Методика выявления детей групп риска Системные компоненты методики: 2. Исследование личностных особенностей учащихся, системы нравственных ориентиров учащихся, целей, ценностей, убеждений, определяющих их образ жизни. Мотивация деятельности, целевые установки. Эмоционально-волевая сфера. Самооценка, копинг- стратегии. Методы: психологическое и социально-психологическое тестирование.
24 Методика выявления детей групп риска Системные компоненты методики: 3. Исследование поведенческих особенностей учащихся: Наблюдение за учащимися в процессе индивидуального и группового взаимодействия. Психологическое тестирование. Анализ видов деятельности, в которых принимают участие учащиеся. Социально-психологическая зрелость. 4. Исследование степени сформированности правовых знаний и правовой культуры. Опросы, анкетирование.
25 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.