Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛеонид Шукрин
1 Централизованная система управления проблемными кредитами корпоративных заемщиков Москва, 9 сентября 2014 Олег Корчагин Директор департамента залога и проблемных активов
2 2 Макроэкономические риски и внутренние угрозы Замедление темпов роста ВВП, высокая инфляция, мультипликативный рост дебиторской задолженности и неплатежей, девальвационные ожидания, падение конкурентоспособности продукции, затоваривание складов, рост убытков в реальном секторе, диспропорции на денежном рынке и т.д. Профессиональные должники - они хорошо подготовлены юридически, дерзкие, работают «на грани фола», готовы идти на различные ухищрения Административный ресурс, давление на бизнес-подразделение, манипулирование информацией Асимметрия информации - любой клиент знает свой бизнес лучше, чем банк. Однако встречаются и такие, кто думает, что проблемы носят временный характер и бизнес сможет быстро восстановиться Неформальный приоритет финансового результата (через воздействие на резервы) перед необходимостью принудительного взыскания и выхода из кредитования клиента
3 Динамика проблемной задолженности 3
4 4 Определение полномочий и ответственности Описание процессов Построение организационной структуры Подотчетность и дисциплина Разработка KPI Подбор и обучение персонала Разработка локальных нормативных актов Система работы с проблемной задолженностью Разработка системы оперативной и управленческой отчетности Система работы с проблемной задолженностью СТАРТФИНИШ
5 5 Зачем вообще нужна эта централизация? Подотчетность и дисциплина Обучение Принцип «Кто выдавал – тот пусть и возвращает» уже не действует! Отделения склонны замалчивать проблемы, а иногда сами не заинтересованы в активных действиях в отношении должников! При децентрализованной организации работы отсутствуют единые подходы, все по-разному понимают задачи! В отделениях специалисты «не заточены» под коллекторскую работу – для бизнеса эта функция вторична! Отсутству ю т необходимые компетенции и мотивация! При этом сложно гарантировать высокое качество аналитической работы!
6 Технологичность и прозрачность бизнес-процесса collection 6
7 Организационная структура 7 ИНФОРМАЦИЯ
8 Понятие и классификация проблемной задолженности 8 I – Soft collection Просроченная задолженность (в том числе проценты) до 30 дней II – Hard collection Просроченная задолженность от 30 до 90 дней, 9-10 рейтинг III – Legal collection Просроченная свыше 90 дней, принудительное взыскание Просроченный основной долг, проценты или штрафные санкции Присвоенный 9-10 кредитный рейтинг СУММА ВСЕХ ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ДОЛЖНИКА ПЕРЕД БАНКОМ С ПРИЗНАКАМИ ДЕФОЛТА Начало процедуры банкротства или ликвидации ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКИ ДЕФОЛТА КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
9 9 Наши принципы… Обязательства должны исполняться Мы не выбиваем долги – мы пытаемся понять должника и предложить пути решения проблем Возврат проблемной задолженности – это всегда встречное движение должника и банка Мы не прощаем долги – мы предоставляем платежные каникулы
10 Переход долга на стадию HARD Анализ финансового состояния заемщика Анализ финансового состояния заемщика Встреча с должником Встреча с должником Встреча с поручителем и др. Встреча с поручителем и др. + Проверка состояния залогового обеспечения Проверка состояния залогового обеспечения Проверка заемщика Службой безопасности Проверка заемщика Службой безопасности Подготовка заключения о дальнейшей работе с проблемной задолженностью, предусматривающего следующие варианты: 1) реструктуризацию при предоставлении дополнительного обеспечения 2) выход из кредитования клиента и принудительное взыскание Подготовка заключения о дальнейшей работе с проблемной задолженностью, предусматривающего следующие варианты: 1) реструктуризацию при предоставлении дополнительного обеспечения 2) выход из кредитования клиента и принудительное взыскание + + Процесс работы с проблемной задолженностью на стадии HARD 10
11 Процесс работы с проблемной задолженностью на стадии HARD Заседание коллегиального органа, уполномоченного принимать решения о дальнейших действиях по работе с проблемной задолженностью Заседание коллегиального органа, уполномоченного принимать решения о дальнейших действиях по работе с проблемной задолженностью Исполнительное производство + уголовно-правовая работа Исполнительное производство + уголовно-правовая работа Принудительное взыскание Реструктуризация Слабое финансовое состояние + отсутствие возможности обслуживать задолженность Вероятность восстановления платежеспособности + предоставление дополнительного обеспечения Вероятность восстановления платежеспособности + предоставление дополнительного обеспечения 11
12 12 Повысить уровень взыскания проблемной задолженности на каждой стадии работы с ней и снизить затраты на взыскание ПОДХОДЫ Оценка по динамике взыскания, а не по удельному весу проблемной задолженности в кредитном портфеле или NPL KPI применяются для оценки работы с проблемной задолженностью физических лиц и МСБ Бизнес-процессы collection должны быть достаточно формализованы и иметь временные границы Необходимо наличие развитой системы бюджетирования и системы операционной отчетности Операционные KPI должны быть синхронизированы с KPI более высокого уровня (подразделения) и интегрированы с финансовой моделью банка Лучше, если внедрением KPI будет заниматься независимая организация ЦЕЛЬ ПРИМЕРЫ Уровень взыскания проблемной задолженности (recovery rate) на каждом этапе работы с ней (soft, hard, legal collection) Относительная стоимость взыскания проблемной задолженности Вероятность перехода задолженности в более поздние сегменты просрочки Количество дел, урегулированных на досудебной стадии Вероятность повторной просрочки после реструктуризации Ключевые показатели эффективности (KPI)
13 Система оперативной и управленческой отчетности 13 Динамика и удельный вес проблемной задолженности в разрезе клиентских сегментов, отраслей, валют, сроков кредитования, продуктов и т.д. Анализ проблемной задолженности в разрезе ТОП-10, ТОП-20 «плохих» клиентов Анализ проблемной задолженности по срокам 7+, 30+, 60+, 90+ просрочки; определение вероятности миграции просрочки из одной группы в другую Сравнительный анализ динамики и структуры проблемной задолженности с другими банками, оценка уровня покрытия резервами и т.п.
14 Актуальные направления совершенствования процесса collection 14 Формализация требований к страховым компаниям и условиям страхования, которые считались бы качественным обеспечением Разработка продуктов и структурирование сделок на основе концепции «ожидаемых потерь» Дополнение типовых форм кредитных договоров ковенантами, характеризующими ухудшение финансового состояния заемщика Кредитный процесс Досудебная работа Судебное взыскание Разработка ранних признаков проблемной задолженности и максимально автоматизированная их идентификация Расширение признаков дефолта в целях более раннего реагирования коллекторов Разработка способов и вариантов активной продажи залогового имущества под контролем банка Выявление «дружественной» кредиторской задолженности, сомнительных сделок Активизация в процессе принудительного взыскания: оспаривание сделок, привлечение к субсидиарной ответственности, заявление требований и ходатайств, подача жалоб и т.д. Поиск аффилированных структур и имущества должника, обращение взыскания на доли и имущество в общей собственности
15 Спасибо за внимание! Олег Корчагин тел
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.