Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемБорис Резников
1 ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Курс лекций Инновационный менеджмент
2 Структура курса Раздел 1 - Инновационный менеджмент: методологические основы Раздел 2 - Организационные формы инновационной деятельности Раздел 3 - Инновационный менеджмент и стратегическое управление Раздел 4 - Управление персоналом инновационных предприятий Раздел 5 - Интеллектуальная собственность и научно-техническая продукция Инновационный менеджмент
3 Инновационный менеджмент: методологические основы Раздел 1 Инновационный менеджмент
4 Вопросы Введение Тенденции и разновидности развития Инновационный менеджмент Инновационный процесс: формы, субъекты, стадии Классификация инноваций Инновационный менеджмент
5 Литература Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях: Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации». М.: Омега, с. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание СПб.: Питер, Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. М.: Инфра- М, с. Инновационный менеджмент
6 1. Введение
7 Причины ускорения темпов инновационных процессов Конкуренция Государственное регулирование Фундаментальные характеристики человеческой натуры Инновационный менеджмент
8 2. Тенденции и разновидности развития
9 Инновационный менеджмент Процесс развитие направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному
10 Инновационный менеджмент Стадии процесса развития: 1-ая –подготовка предпосылок образования данного процесса (внешнее движение) 2-ая – переход к внутреннему движению 3-ая – формирование, преобразование новым процессам тех условий, из которых он возник 4-ая –собственно развитие, устойчивое существование на своей основе 5-ая –разрушение процесса
11 Инновационный менеджмент Формы развития: (по результату развития) Эволюционное Постепенные количественные изменения Революционное Принципиальные качественные изменения
12 Инновационный менеджмент (по источнику развития) Экзогенная Источник развития находится вне объекта Эндогенная Источник развития находится внутри объекта
13 (по механизму развития) Экстенсивная Появление и увеличение уже имеющегося Интенсивная Использование качественно новых элементов Инновационный менеджмент
14 50-летние циклы Кондратьева
15 Короткие циклы (3-3,5 года) Торгово-промышленные циклы (7- 11 лет) Большие циклы (48-55 лет) Инновационный менеджмент
16 Кондратьев Николай Дмитриевич (4 марта 1892 – 17 сентября 1938) Русский и советский экономист. Основоположник теории экономических циклов, известной как «Циклы Кондратьева». В рыночном хозяйстве, полагал Кондратьев, помимо общеизвестных среднесрочных циклов (8–12 лет) есть еще и долгосрочные циклы (50– 55 лет) – «большие волны конъюнктуры». Им были обработаны статистические материалы (динамика цен, ссудный процент, зарплата, показатели внешней торговли, объемы производства основных видов промышленной продукции) за 1780–1920-е по таким странам, как Англия, Франция, Германия, США, а также в целом по мировому хозяйству. Инновационный менеджмент
17 Первая волна ( гг.) Вторая волна ( гг.) Третья волна ( гг.) Четвертая волна ( гг.) Пятая волна ( гг.) Инновационный менеджмент
19 1. Технологические циклы 2. Экономические циклы 3. Технико-экономические циклы развития отрасли 4. Технико-экономические циклы развития предприятия
20 Менш Герхард Отто Профессор, председатель Международной Лиги стратегического управления, оценки и учета. Автор книги «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию». Инновационный менеджмент
21 Группы инноваций Базисные Улучшающие Псевдоинновации Инновационный менеджмент
22 Этапы развития экономики на основе инноваций 1 этап. Новый товар или технология - спрос превышает предложение (высокие темпы роста) 2 этап. Производство превышает спрос (падает норма прибыли, поиск новых рынков) 3 этап. Капиталы устремляется на финансовые рынки достигая на финансовых спекуляциях достигая максимум доли прибыли 4 этап. На финансовых рынках доля прибыли снижается ниже нормы прибыли в промышленности, данная сфера готова для инвестиций Инновационный менеджмент
23 Задание Определите какие научные открытия и инновации стали определяющими для развития: 1 группа: в первую волну 2 группа: во вторую волну 3 группа: в третью волну 4 группа: в четвертую волну Инновационный менеджмент
24 Технологические пределы и разрывы
25 S-образная кривая развития Первый этап этап медленного развития (становления) Второй этап этап интенсивного роста На третьем этапе происходит стабилизация Четвертый этап – стадия «умирания». Инновационный менеджмент
26 Технологические разрывы Инновационный менеджмент
27 Технологический разрыв это расстояние между параметрами результативности замещаемой и замещающей технологий, которое не может быть сокращенно посредством увеличения затрат на развитие отстающей технологии Инновационный менеджмент
28 Тенденции развития российской экономики
29 Майкл Юджен Портер Профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, специалист в области изучения экономической конкуренции на международных рынках, конкуренции между странами и регионами. Разработал теорию конкурентных преимуществ стран. Инновационный менеджмент
30 Стадии конкурентоспособности национальной экономики факторы производства инвестиции нововведения богатства Инновационный менеджмент
31 Принципы стратегии долгосрочного экономического роста России сокращение разрыва в доходах населения формирование «адаптационный потенциала» специализация в мировом научно- техническом пространстве преодоление инерционной формы развития таких отраслей, как нефтяная промышленность, сельское хозяйство, транспорт, электроэнергетика Инновационный менеджмент
32 Закономерности развития предприятия
33 Внутренняя эффективность Внешняя эффективность Инновационный менеджмент
34 Концепции развития предприятия Маркетинговая концепция Концепция «технологического проталкивания» Инновационный менеджмент
35 3. Инновационный менеджмент
36 Йозеф Алоиз Шумпетер (8 февраля 1883 – 8 января 1950) Австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли. Наиболее значительным произведением Шумпетера-теоретика является его работа «Теория экономического развития». Шумпетер настойчиво подчёркивает различие между понятиями «капиталист» и предприниматель». Инновационный менеджмент
37 Инновация Новая научно-организационная комбинация факторов производства, мотивируемая предпринимательским духом Инновационный менеджмент
38 Инновация конечный результат инновационной деятельности получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
39 Инновационный менеджмент Разновидности инноваций: (по Й. Шумпетеру) новое, т.е. еще неизвестное в сфере потребления благо либо новое качество известного блага; новый, более эффективный метод производства известной продукции; открытие новых источников сбыта известной продукции; открытие новых источников сырья или производство полуфабрикатов; реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-то устоявшейся в нем монополии.
40 Инновационный менеджмент 3 основные составляющие нововведения: Потребность, подлежащая удовлетворению. Концепция объекта, способная удовлетворить потребность, т.е. новая идея. Компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющие довести концепцию до рабочего состояния.
41 Инновационный менеджмент Свойства инноваций: Научно техническая новизна (Обладать новизной). Коммерческая реализуемость (Удовлетворять рыночный спрос). Производственная применяемость (Приносить прибыль производителю).
42 Инновационный менеджмент Источники инноваций: Неожиданное событие; Несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках; Потребности производственного процесса; Изменение в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох»; Демографические изменения; Изменения в восприятии и настроениях потребителей; Новое знание.
43 Инновационный менеджмент это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельности, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Инновационный менеджмент
44 4. Инновационный процесс: формы, субъекты, стадии
45 Инновационный менеджмент Инновационный процесс создание освоение распространение
46 Инновационный менеджмент Диффузия инноваций процесс по средствам которого нововведение передаются по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени
47 Инновационный менеджмент Субъекты инновационного процесса: Новаторы – генераторы научно-технических знаний (прибыль от дохода использования изобретения) Ранние реципиенты - предприятия первыми освоившие новшество (прибыль от продвижения товара на рынок) Ранние большинство – фирмы, первые внедрившие новшество в производство, что обеспечило им прибыль. Отстающие – фирмы, которые из-за запаздывания нововведений выпускают продукцию, которая уже устарела.
48 Инновационный менеджмент Стадии инновационного процесса ФИ – ПИ – Р – ПР – С – ОС – ПП – М – Сб (Научно-производственный цикл) ФИ – фундаментальные исследования ПИ – прикладные исследования Р – разработка ПР – проектирование С – строительство ОС – освоение ПП – промышленное производство М – маркетинг Сб – сбыт
49 5. Виды инноваций и их классификация Инновационный менеджмент
50 Виды инноваций По степени рыночной новизны: Первичные Первой волны Второй волны Вторичные Инновационный менеджмент
51 По причинам проведения Опережающие Адаптационные Инновационный менеджмент
52 По объекту: Продуктовые Совершенно новый товар Модернизированный товар Модифицированный товар Товар новой сферы применения Товар рыночной новизны Маркетинговые Управленческие Технологические Инновационный менеджмент
53 Маркетинговые инновации использование новых методов маркетинговых исследований; применение новых стратегий сегментации рынка; выбор новой маркетинговой стратегии охвата и развития целевого сегмента; изменение концепции, заложенной в ассортиментной политике; модифицирование кривой Ж ЦТ; репозиционирование товара; изменение имеющейся или использование новой ценовой стратегии, новых методов установления исходной цены и/или системы скидок; построение новых каналов сбыта, изменение направленности сбытовой политики компании, выход на новые рынки сбыта; использование новых форм и средств коммуникационной политики: новый вид, характер и средства рекламы или. избрание нетрадиционных для фирм методов стимулирования сбыта и привлечения потребителей и т. д. Инновационный менеджмент
54 Управленческие инновации НЛП в управлении Коучинг как метод развития персонала Онтоменеджмент CRM подход в бизнесе Проекторное управление Процессное управление Управление на основе системы сбалансированных показателей Управление знаниями Бережливое производство Аутсорсинг, аутстафинг, Ааутплейсмент Партизанский и вирусный маркетинг Бенчмаркинг Инновационный менеджмент
55 применение новых технических и технологических методов повышения эффективности непосредственно производственного процесса (заключаются в автоматизации производства, компьютеризации и роботизации производственных линий и оптимизации материально-производственной базы) Инновационный менеджмент
56 РАЗДЕЛ 2
57 Инновационный менеджмент Организационные формы инновационной деятельности
58 Вопросы Организационные структуры инновационного менеджмента Венчурный бизнес Инновационные организации: особенности деятельности, поведение на рынке Источники инноваций и методы генерирования идей Инновационный маркетинг Инновационный менеджмент
59 Литература Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. М.: Дело, с. Бараненко С.П., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Инновационный менеджмент. М.: Центрполиграф, с. КаширинА.И., Семенов А.С. Венчурное инвестирование в России. М.: Вершина, с. Инновационный менеджмент
60 1. Организационные структуры инновационного менеджмента:
61 Инновационный менеджмент Организационные структуры это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.
62 Инновационный менеджмент Сектора науки: Государственный Предпринимательский Высшее образование Частный бесприбыльный Венчурные бизнес
63 Инновационный менеджмент 2. Венчурный бизнес
64 Причины торможения радикальных инноваций ориентация на текущую прибыльность в краткосрочном периоде и существующий рыночный спрос повышение капитализации и увеличение темпов роста тщательный анализ и планирование инвестиционных проектов Инновационный менеджмент
65 Венчур – это особые экономические отношения, в которых ключевую роль в успехе компании играет участие инвестора в управлении и передаче основателям компании опыта ведения бизнеса, полезных связей и навыков. Венчурное финансирование – это вложение капитала в обмен на долю в компании, находящейся на стадии start-up, в расчете на рост капитализации профинансированной компании в будущем и получения высокой прибыли при продаже этой доли по прошествии определенного времени. Инновационный менеджмент
66 Изменение финансового положения компании Инновационный менеджмент
67 Seed (посевная)– на этой стадии у предпринимателя есть только лишь идея проекта. Бизнес-план. Необходим капитал; Start-up (старт-ап) – компания только начала свою деятельность, обладает опытным образцом; Early Stage (ранний рост) – у компании есть первые клиенты. Продукт уже существует и исправно продается. Продажи растут. Выход на «точку безубыточности»; Expansion (расширение) – а вот эта стадия интересна тем, что компания начинает стремительно развиваться, и ей требуются дополнительные инвестиции на это; Exit (выход) – стадия, на которой бизнес-ангел, инвестор выходит из проекта, чтобы получить прибыль. Инновационный менеджмент
69 3. Инновационные организации: особенности деятельности, поведение на рынке
70 Характерные черты инновационных организаций: Высокий интеллектуальный уровень трудовой деятельности; Модульность; Резкое возрастание видов и объемов деятельности по контракту; Наличие двух групп персонала; Сокращение служащих работающих в офисе. Инновационный менеджмент
71 Типы инновационных компаний
72 Инновационный менеджмент Фирмы-эксплеренты Фирмы-виоленты Фирмы-патиенты Фирмы-коммутанты
73 Инновационный менеджмент Фирмы-эксплеренты Фирмы специализирующиеся на создании новых или радикально преобразованных старых сегментов рынка, и занимающиеся продвижением новшества на рынок
74 Инновационный менеджмент Фирмы-виоленты Компании обладающие крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологий, занимаются крупносерийным или массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей
75 Виоленты Горделивый лев Могучий слон Неповоротливый бегемот Инновационный менеджмент
77 Фирмы-патиенты Компании работающие на узкий сегмент рынка и удовлетворяющие потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств
78 Инновационный менеджмент Фирмы-коммутанты Мелкие и средние компании ориентированные на удовлетворение местно- национальных потребностей
79 Инновационный менеджмент 4. Источники инноваций и методы генерирования идей
80 Источники инноваций Неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде) Несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках; Потребности производственного процесса; Изменение в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех в врасплох»; Демографические изменения; Изменение в восприятии и настроениях потребителей; Новое знание (научное и ненаучное). Инновационный менеджмент
81 Методы генерирования идей морфологический анализ и синтез; метод контрольных вопросов; синектический метод; метод инверсии; метод «мозгового штурма»; метод свободных ассоциаций; алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ); использование информационных технологий и баз данных. Инновационный менеджмент
82 5. Инновационный маркетинг
83 Количественное соотношение групп потребителей Инновационный менеджмент
84 Этапы жизненного цикла товара Инновационный менеджмент
85 Методы репозиционирования: выделение новых сфер применения; придание нового функционального имиджа; изменение категории товара; акцентирование внимание на определенных свойствах, не выделяемых ранее. Инновационный менеджмент
86 Ребрендинг это изменение позиционирования бренда в целях повышения интереса и лояльности со стороны потребителей. Основной стратегической задачей ребрендинга является достижение долгосрочной рентабельности деятельности компании на рынке. Инновационный менеджмент
87 Массовая кастомизация - изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя путем ее комплектации дополнительными элементами или принадлежностями. Инновационный менеджмент
88 РАЗДЕЛ 3
89 Инновационный менеджмент Инновационный менеджмент и стратегическое управление
90 Вопросы Стратегия организации Оценка инновационного потенциала компании Оценка инновационного климата компании Виды инновационных стратегий Инновационный менеджмент
91 Литература Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. СПб.: Питер, с. Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. М.: Дело, с. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание СПб.: Питер, с. Инновационный менеджмент
92 1. Стратегия организации
93 Инновационный менеджмент Стратегия организации это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, распределения ресурсов и последовательность в достижении целей в течение продолжительного периода времени
94 Цели стратегического планирования Эффективное распределений и использование ресурсов Адаптация к внешней среде Инновационный менеджмент
95 Уровни стратегического планирования Корпоративная стратегия Деловая (бизнес) стратегия Функциональная стратегия Инновационный менеджмент
96 Виды базовых стратегий Стратегия интенсивного роста Стратегия проникновения на рынок Стратегия развития рынка Стратегия развития продукта Стратегия диверсификации Интеграционная стратегия Стратеги сокращения Инновационный менеджмент
97 Матрица Ансоффа Инновационный менеджмент
98 Стратегия развития рынков Стратегия развития рынков Охват новых сегментов Улучшение позиционирования товара Предложение товара в другом сегменте рынка Развитие новых каналов сбыта Предложение товара по месту работы покупателя Создание сети франшиз Территориальная экспансия Поставка товара на другие рынки Создание сети эксклюзивных дистрибьюторов
99 Инновационный менеджмент Стратегия проникновения Стратегия проникновения Увеличение доли рынка Снижение цен Проведение мероприятий по стимулированию Рационализация рынка Фокусирование на самых рентабельных сегментах Увеличение числа дистрибьюторов
100 Этапы стратегического планирования 1. Этап постановки цели Устанавливается миссия компании; Формулируется цель, строится дерево целей. Инновационный менеджмент
101 Миссия компании - это совокупность ценностей любой корпорации, обеспечивающих возможность создания и отслеживания параметров взаимодействия организации с внутренней и внешней средой. Инновационный менеджмент
102 Мобильные Теле Системы (МТС) - российский оператор мобильной связи: "Мы видим свою миссию в том, чтобы построить устойчивый мир мобильной связи, объединяющий людей, обогащающий их жизнь и раскрывающий их потенциал - на работе и дома. Мы уверены, что достигнем целей, стоящих перед компанией, благодаря знанию потребностей наших клиентов, работе высококвалифицированных специалистов, постоянному введению новых технологий и системному подходу к развитию компании." Мобильные Теле Системы (МТС) Компания ДАРЬЯ - лидер на рынке продуктов легкого приготовления России: "Освобождать время потребителей для полноценной жизни, производя высококачественные продукты легкого приготовления.« Компания ДАРЬЯ Инновационный менеджмент
103 Sony Corporation - ведущий японский производитель аудио и видео аппаратуры, средств телекоммуникаций: "Мы группа молодых людей, которые наделены достаточной энергией для бесконечного творческого поиска". Sony Corporation IBM - международная компания, работающая в сфере современных информационных технологий и занимающаяся производством компьютеров и комплектующих, программного обеспечения, микроэлектроники, сетевых решений и т. п. : "Мы стремимся быть лидерами в инновациях, развитии и производстве самых наукоемких технологий". IBM Toyota - японская корпорация, занимающаяся производством автомобилей различных модификаций и для любой сферы жизни: "Строительство автомобилей - это общественной дело, объединяющее работу многих людей". Toyota Инновационный менеджмент
104 ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ Цель 1 Цель 1.1Цель 1.2 Цель 1.3 Цель Цель Цель Цель Цель Цель Глобальная цель Цели 2 уровня Цели 3 уровня Цели 1 уровня
105 Инновационный менеджмент
106 2. Этап стратегического планирования Анализируется внутренняя среда организации и оценивается ее инновационный потенциал Анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата Инновационный менеджмент
107 2. Оценка инновационного потенциала компании
108 Инновационный менеджмент Сферы деятельности при оценки ИП Производственная Научно-техническая Маркетинговая Ресурсная Организационная
109 Инновационный менеджмент Виды потенциалов: Научно-технический потенциал – способность организации к производству новых знаний, технических решений Инновационный потенциал – степень готовности предприятия к реализации новшества (инновационного проекта), как «своего» (созданного своими силами в подразделении НИОКР), так и «чужого» (приобретенного в виде патентов, лицензий на изобретения и ноу-хау).
110 Инновационный менеджмент Показатели оценки ИП: Продуктовый Функциональный Ресурсный Управленческий Организационный
111 Продуктовый блок удельный вес продукции, находящийся на стадии выведения на рынок и стадии роста; удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам качества; удельный вес конкурентно способной продукции; уровень обновления ассортимента продукции; удельный вес продукции, имеющий патентную защиту. Инновационный менеджмент
112 Функциональный блок Затратные показатели: - удельный вес затрат на НИОКР в объем продаж (наукоемкость выпускаемой продукции); - затраты на приобретение: лицензий, патентов, ноу-хау. - затраты на приобретение инновационных фирм. Инновационный менеджмент
113 Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса: показатель инновационности ТАТ (turn-around time - успевай поворачиваться) – период времени с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. - длительность процесса разработки нового продукта или технологии; - Длительность процесса подготовки производства нового продукта - Длительность производственного цикла нового продукта - Удельный вес разработок, выполненных на основе маркетинговых исследований - Удельный вес коммерчески состоявшихся проектов в общем количестве разработок. Инновационный менеджмент
114 Показатели обновляемости: - показатели динамики обновления продукции (удельный вес продукции, выпускаемой от 2-х до 10 лет в общем объеме) - количество приобретенных (проданных) новых технологий (технических достижений) - объем экспорта научно-технической продукции - коэффициент обновления оборудования, в том числе на базе принципиального нового. Инновационный менеджмент
115 Ресурсный блок материально-технические ресурсы – совокупность средств научно- исследовательского труда (в том числе научного оборудование, приборы и установки, экспериментальные лаборатории, вычислительные центры) их структура и эффективность использования. трудовые ресурсы: численность и структура кадров подразделений НИОКР; удельный вес высококвалифицированных рабочих в структуре промышленно-производственного персонала; состав и квалификация руководителей подразделений; удельный вес работников – инициаторов новшеств и т.д. информационные ресурсы: доступ к базам данных научно-технической информации, прежде всего к заявкам на изобретение, выданным патентам, публикациям о проводимых НИР в отрасли и смежных отраслях. финансовые ресурсы: доля направленных денежных средств на развитие; обеспеченность затрат на НИОКР собственными средствами; удельный вес привлеченных средств в общем объеме и их эффективность. Инновационный менеджмент
116 Управленческий блок общее функциональное и проектное руководство стиль управления Инновационный менеджмент
117 Организационный блок удельный вес подразделений, участвующих в инновационной деятельности, состав и количество исследовательских, конструкторских и других научно- технических подразделений, экспериментальных и испытательских комплексов; наличие обособленной структуры управления инновационной деятельностью, состав и количество совместных предприятий, занятых исследованием новых технологий и созданием новой продукции эффективность коммуникативных связей (НИОКР – производство – маркетинг). Инновационный менеджмент
118 3. Оценка инновационного климата компании Инновационный менеджмент
119 Инновационный климат это сложившийся за определенный период времени условия в окружении фирмы, влияющие на эффективность осуществления ее научно-технической деятельности
120 Факторы оценки инновационного климата 1. Социальная инфраструктура (доступ персонала и потенциальных работников к образовательному, медицинскому и культурному комплексам в регионе) 2. Коммуникационная сфера (доступ к информационным ресурсам, связь) 3. Природно-географические условия (доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсу, транспорту) 4. Технологическая и научно-техническая (рынок разработок научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжениренговых, венчурных и т.д). 5. Экономическая и финансовая сфера (налоговая система, льготы, инвестиционный климат на федеральном и региональном уровнях, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов) Инновационный менеджмент
121 6. Политико-правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законны и подзаконные акты в области научно- технической и инновационной сферы) 7. Рынок трудовых ресурсов (рынок труда специалистов, высококвалифицированных рабочих) 8. Стратегическая зона хозяйствования (скорость появления инноваций на данном сегменте рынка, оценка деятельности конкурентов) Инновационный менеджмент
122 Конкурентная разведка сбор и обработка данных из разных источников, для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм Инновационный менеджмент
123 глубокое, разностороннее изучение рынка и действующих на нем субъектов; возможность прогнозирования тенденций изменения рынка; выявление и изучение участников конкурентной борьбы при помощи данных бизнес- разведки; выявление изменений в законодательстве, которые могут повлиять на развитие компании; изучение информации по патентам и лицензиям; изучение методов ведения коммерческой деятельности и их соответствия условиям рынка; повышение уровня безопасности компании; Инновационный менеджмент
124 Методы конкурентной разведки и промышленного шпионажа Маркетинговые исследования Работа на выставках Хедхантинг Агентура Сотрудник организации Псевдо журналист Устройство на работу (агент или диверсант) Псевдо дилер Инновационный менеджмент
125 Третий этап стратегического планирования Выбор стратегии Инновационный менеджмент
126 4. Виды инновационных стратегий Инновационный менеджмент
127 Наступательные стратегии Создание нового рынка Приобретение новых компаний Разбойничья стратегия Стратегия непрерывного совершенствования «кайзен» Стратегия сравнительных преимуществ Лицензионная или имитационная стратегия Инновационный менеджмент
128 Стабилизационные Оборонительная стратегия Оппортунистическая стратегия Зависимая стратегия Защитная стратегия Селективная (избирательная) Инновационный менеджмент
129 Четвертый этап стратегического планирования Реализация стратегии Инновационный менеджмент
130 Раздел 4 Инновационный менеджмент
131 Управление персоналом инновационных предприятий Инновационный менеджмент
132 Вопросы Теория человеческого капитала Основные элементы управления персоналом инновационной организации Стимулирование работников инновационных организаций Корпоративная культура инновационных организаций Инновационный менеджмент
133 Литература Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика: Учебное пособие М.: Эксмо, с. Зинов В.Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение. М.: Дело, с Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. М.:Инфра-М, 2008, 368 с. Инновационный менеджмент
134 1. Теория человеческого капитала Инновационный менеджмент
135 Теодор Уильям Шульц Лауреат Нобелевской премии 1979 г. «за новаторские исследования экономического развития в приложении к проблемам развивающихся стран». Являлся профессором Чикагского университета. Одной из главных работ Шульца была «Теория человеческого капитала» Инновационный менеджмент
136 Под понятием «человеческий капитал» нужно видеть: 1) приобретенный запас знаний, умений, навыков; 2) что этот запас целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства; 3) что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления; 4) что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал; 5) что человеческие способности, дарования, знания и т.д. являются неотъемлемой частью каждого человека; 6) и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер. Инновационный менеджмент
137 Формы воплощения человеческого капитала живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке; неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах; институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала. живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке; неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах; институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала. Инновационный менеджмент
138 2. Основные элементы управления персоналом инновационной организации
139 Особенности управления персоналом в инновационных организациях сложность, новизна и не повторяемость выполняемых участниками инновационного процесса работ; широкий диапазон психологических характеристик личности творческих работников; высокий риск инвестирования и неопределенности конечных результатов деятельности; слабое информационное обеспечение инновационного процесса; высокая доля банкротств венчурного бизнеса неопределенность параметров организации труда; большая текучесть кадров среди научных работников и специалистов; возможность получения большого дохода; возможность реализации потребностей высшего уровня социальных потребностей и потребностей в самоактуализации и др. Инновационный менеджмент
140 Две черты политики найма акцент на поиск и найм творческих работников предпочтение работников разнообразной квалификации, подготовки Инновационный менеджмент
141 3. Стимулирование работников инновационных организаций Инновационный менеджмент
142 Виды стимулирования Денежное, материальное стимулирование Стимулы служебного продвижения, развития карьеры Социальные стимулы Имманентное вознаграждение Инновационный менеджмент
143 4. Корпоративная культура инновационных организаций Инновационный менеджмент
144 Корпоративная культура это в значительной степени набор неписаных правил, действующих в данной организации. Инновационный менеджмент
145 Факторы КК воздействующие на инновационную деятельность Сопротивление инновациям или поддержка их Четкие или неопределенные распоряжения в отношении инновационной деятельности Готовность обсуждать и изменять свои убеждения и поведение Умение выслушать Распределение заслуг в случае успеха Вина, риск и право на ошибку Инновационный менеджмент
146 РАЗДЕЛ 5 Инновационный менеджмент
147 Интеллектуальная собственность и научно- техническая продукция Инновационный менеджмент
148 Вопросы Понятие интеллектуальной собственности и ее защита Промышленная собственность в системе инновационного менеджмента Рынок научно технической продукции Инновационный менеджмент
149 Литература Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях: Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации». М.: Омега, с. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. М.:Инфра-М, 2008, 368 с. Инновационный менеджмент
150 1. Понятие интеллектуальной собственности и ее защита Инновационный менеджмент
151 Виды собственности Инновационный менеджмент
152 Классификация инноваций как объектов интеллектуальной собственности Инновационный менеджмент
153 Интеллектуальная собственность право на конкретные результаты интеллектуальной творческой деятельности человека в любой области (производственной, научной, литературной, художественной и пр.), а также права на средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполненных работ или услуг. Инновационный менеджмент
154 Объекты интеллектуальной собственности литературные и художественные произведения и научные труды; исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи; изобретения во всех областях человеческой деятельности; научные открытия; промышленные образцы; товарные знаки, знаки обслуживания и фирменное наименования и коммерческие обозначения; Инновационный менеджмент
155 ВОИС Всемирная организация интеллектуальной собственности (входит в систему Организации Объединенных Наций). Конвенция, утверждающая ВОИС, была подписана в 1967 году и вступила в силу в На данный момент членами ВОС являются 179 государств (90% всех стран) Инновационный менеджмент
156 Функции ВОИС: регистрационная деятельность; содействие международному сотрудничеству в управлении интеллектуальной собственностью; программная деятельность, т.е. содействие широкому принятию государствами договоров. Инновационный менеджмент
157 Глобальный инновационный индекс обобщённый показатель для измерения уровня инноваций в стране, разработанный сообща Бостонской консалтинговой группой, Национальной ассоциацией производителей, Институтом производства. Инновационный менеджмент
158 Рейтинг стран 1. Сингапур 2. Юж. Корея 3. Швейцария 4. Исландия 5. Ирландия 6. Гонконг 7. Финляндия 8. США 9. Япония 10. Швеция 48. Хорватия 49. Россия 50. Саудовская Аравия 51. Тринидад и Табаго Инновационный менеджмент
159 2. Промышленная собственность в системе инновационного менеджмента Инновационный менеджмент
160 Промышленную собственность вид интеллектуальной собственности, включающей права на изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, наименование места происхождения товара, а также пресечение недобросовестной конкуренции. Инновационный менеджмент
161 Изобретения (срок патента 20 лет) это новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой отрасли народного хозяйства, социально- культурного строительства или обороны страны, дающее положительный эффект. Инновационный менеджмент
162 По видам изобретения различаются устройство, вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растений или животных, способ. Инновационный менеджмент
163 Не являются изобретениями: 1) открытия; 2) научные теории и математические методы; 3) решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей; 4) правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности; 5) программы для ЭВМ; 6) решения, заключающиеся только в представлении информации. Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения: 1) сортам растений, породам животных и биологическим способам их получения, за исключением микробиологических способов и продуктов, полученных такими способами; 2) топологиям интегральных микросхем. Инновационный менеджмент
164 Устройство система расположенных в пространстве элементов, определенным образом взаимодействующих друг с другом. (К устройствам относятся машины, приборы, аппараты, оборудование, инструмент, тара, транспортные средства, крепежные изделия, строительные конструкции, здания, сооружения и т. д.) Инновационный менеджмент
165 Способ изобретение, заключающееся в создании новых или совершенствовании известных операций или приемов, нового порядка чередования известных операций или приемов, новых температурных или других режимов, в использовании новых для данного способа материалов, приспособлений и инструментов и характеризующиеся технологическими признаками. Инновационный менеджмент
166 Способы подразделяются на три вида: направленные на изготовление изделий; направленные на изменение состояния предметов материального мира без получения конкретных продуктов (транспортировка, обработка, регулирование); определение состояния предметов материального мира (контроль, измерение, диагностика). Инновационный менеджмент
167 Вещество это новое, обладающее существенными отличиями, искусственно создаваемое материальное образование, являющееся совокупностью взаимосвязанных элементов, ингредиентов. (К веществам относятся сплавы, пластмассы, керамика, краски, смазочные материалы, растворы, эмульсии, пасты и т. п. Инновационный менеджмент
168 Штаммы микроорганизмов наследственно однородные культуры профилактических бактерий, вирусов, грибов и других микроорганизмов, продуцирующие полезные свойства или обладающие иными полезными свойствами. Инновационный менеджмент
169 Международная классификация изобретений Раздел A – удовлетворение жизненных потребностей человека Раздел B – различные технологические процессы Раздел C – химия, металлургия Раздел D – текстиль, бумага Раздел E – строительство, горное дело Раздел F – механика, освещение, отопление, оружие и боеприпасы, взрывные работы Раздел G – физика Раздел H – электричество Инновационный менеджмент
170 Промышленные образцы (срок патенты 15 лет) Это художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Инновационный менеджмент
171 Разновидности промышленных образцов: общеполезные (полезные) образцы, которые наряду с удовлетворением художественных, эстетических требований и выступают реше нием технической задачи (например, кузов автомобиля); промышленные рисунки и модели, которые прежде всего охраняют эстетическую сущность рисунков изделий (например, этикетки на спичечные коробки, бутылки с безалкогольной и винно-водочнсй продукцией, расцветки тканей и т. д.). Инновационный менеджмент
172 Виды промышленных образцов Объемные (Композиция, в основе которой лежит развитая трехмерная объемно- пространственная структура) Плоскостные (Двухмерное линейно- цветографическое соотношение элементов (конфигурация, орнамент, сочетание цветов) Комбинированные (Признаки, присущие объемным и плоскостным промышленным образцам) Инновационный менеджмент
173 Международная классификация промышленных образцов Класс 5 –ткани, платки Класс 6 – предметы меблировки Класс 7 – предметы домашнего обихода Класс 8 – тара и упаковка Класс 9 – предметы украшения Класс 11 – транспортные средства и подъемные устройства Класс 12 – оборудования для получения электроэнергии Класс 13 – обложки для книг, альбомов Класс 22 – оружие Класс 24 – медицинское оборудование Класс 25 – строительные конструкции Инновационный менеджмент
174 Полезные модели (срок патента 10 лет) определена как конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей, т. е. полезная модель представляет собой новое решение технической задачи, относящееся к устройству. Инновационный менеджмент
175 Товарный знак и знак обслуживания это обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Инновационный менеджмент
176 Функции товарного знака является ориентиром при выборе того или иного товара дает возможность изготовителям товаров распознать свои товары, когда они уже перешли в распоряжение других владельцев позволяет органам, отвечающим за контроль качества товаров, распознать их владельцев выполняет рекламную функцию Инновационный менеджмент
177 Требования к товарным знакам товарный знак должен состоять из обозначений, обладающих различительной способностью; он не может представлять собой герб, флаг и эмблемы, сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, официальные клейма, печати, награды и другие знаки отличия; не должен состоять из обозначений, являющихся общепринятыми символами и терминами; не может представлять собой обозначение, указывающее на вид, качество, свойства, назначение, ценность товара, а также наместо и время его производства или сбыта; ни в целом, ни в своих элементах обозначение не должно вводить в заблуждение потребителя, не может противоречить общественным интересам, принципам гуманности и морали. Инновационный менеджмент
178 Фирменное наименование это наименование юридического лица, являющегося хозяйственной организацией, которое позволяет индивидуализировать конкретное предприятие в гражданском обороте. Фирменные (коммерческие) наименования служат для распознавания предприятий и выделения их среди других. Инновационный менеджмент
179 на организационно-правовую форму предприятия; вид предприятия (государственное, муниципальное, частное); предмет деятельности (производственное, торговое и т. д.); личность владельца (собственники предприятия); отличительное (специальное, произвольное) название. Инновационный менеджмент
180 Наименование места происхождения товара есть название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами, или же теми и другими одновременно. Инновационный менеджмент
181 Система патентования Инновационный менеджмент
182 Проверочная система Заявка на изобретение подвергается экспертизе по форме и существу (новизна и наличие других условий патентоспособности технического решения) Инновационный менеджмент
183 Явочная система Заявка проверяется на соответствие формальным требованиям. Новизна и изобретательское творчество не исследуются. Инновационный менеджмент
184 Отложенная система Заявка подлежит обязательной публикации. Экспертиза по существу поступающих заявок осуществляется только по просьбе заявителя. Инновационный менеджмент
185 Ноу-хау Незащищенные охранными документами и не опубликованные полностью или частично знания или опыт научно-технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера, которые применимы в научных исследованиях, разработках, изготовлении, реализации и эксплуатации конкурентно способной продукции Инновационный менеджмент
186 Патентные поверенные Это лица, профессионально занимающиеся охраной промышленной собственности, которым предоставлено право на представительство физических и юридических лиц перед Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатентом) и организациями, входящими в единую государственную патентную службу Инновационный менеджмент
187 3. Рынок научно-технической продукции Инновационный менеджмент
188 Научно-техническая продукция Это результаты интеллектуальной деятельности, имеющей коммерческое значение и реализуемые потребителю преимущественно в нематериальной форме Инновационный менеджмент
189 Лицензионный договор Это разрешение на использование другим юридическим или физическим лицом изобретения, технологии, технических знаний, и производственного опыта, секретов производства, товарного знака, коммерческой или иной информации в течении определенного срока, в обусловленных соглашением пределах за соответствующие вознаграждение Инновационный менеджмент
190 Лицензиар Юридическое или физическое лицо, владелец объектов промышленной собственности, который выступает продавцом Инновационный менеджмент
191 Лицензиат Юридическое или физическое лицо, которое приобретает право на использование объектов промышленной собственности Инновационный менеджмент
192 Виды лицензионных договоров Инновационный менеджмент
193 Классификационный признак Объекты промышленной собственности Объем передаваемых прав Наличие правовой охраны объектов промышленной собственности Особенности государственных правовых норм Инновационный менеджмент
194 Неисключительная Лицензиар, предоставляет лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, сохраняя за собой все права Инновационный менеджмент
195 Исключительная Лицензиату предоставляется исключительное право на использование объекта промышленной собственности в пределах оговоренных договором Инновационный менеджмент
196 Полная Полная уступка всех прав по использованию объекта промышленной собственности в течение всего срока действия договора, при этом сам лицензиар лишается права использования предмета лицензии Инновационный менеджмент
197 Сублицензия Лицензии выдаваемые лицензиатом другому лицу, на право использования изобретения от имени лицензиата, владеющего полной или исключительной лицензией Инновационный менеджмент
198 Опцион Форма лицензионного соглашения, предмет которого связан с предоставлением лицензиату права ознакомления с технической документацией на изобретение или ноу-хау Инновационный менеджмент
199 Статья 1. Определения Приводится подробнейшее описание следующих терминов: «процесс»; «специальный процесс» процесс, разработанный Лицензиатом с использованием технических идей и решений, осуществленных в «процессе»; «продукции по лицензии»; «ноу-хау»; «патенты» принадлежащие Лицензиару патенты и патентные заявки; «техническая документация» необходимая для осуществления процесса и производства продукции по лицензии; «территория» зона исключительного права; «зона неисключительного права» (например, если Лицензиар имеет намерения самостоятельно выходить на рынки определенных стран с предложением о продаже лицензии или продукции по лицензии, то эти страны не должны включаться в понятие «территория». Инновационный менеджмент
200 Статья 2. Предмет соглашения Лицензиар за вознаграждение, указанное в п. 5, предоставляет Лицензиату исключительное право на использование ноу-хау и патентов с целью осуществления процесса, использования и продажи продукции по лицензии на территории и неисключительное право продажи лицензионной продукции в зоне неисключительного права. Объем продукции по лицензии не должен превышать... Для производства продукции сверх установленного объема Лицензиат должен получить письменное согласие Лицензиара. Если Лицензиату потребуется оборудование для изготовления лицензионной продукции, а Лицензиар сделает предложение на поставку этого оборудования или даст рекомендацию о поставке оборудования какой-либо фирмой, то Лицензиат будет отдавать предпочтение этому оборудованию Инновационный менеджмент
201 Статья 3. Техническая документация Техническая документация изготавливается в соответствии с номами и стандартами страны Лицензиара. Оговаривается объем технической документации, передаваемой Лицензиаром Лицензиату, достаточный для освоения лицензии, язык, на котором составлена документация, срок и условия ее передачи Инновационный менеджмент
202 Статья 4. Гарантии и ответственность Лицензиар гарантирует, что передаваемая техническая документация достаточна для производства продукции, технические показатели которой будут не ниже указанных в приложении; Лицензиат гарантирует качественное осуществление процесса, начать производство продукции по лицензии в течение определенного срока после передачи технической документации. Лицензиат обязуется передавать все запросы на лицензионную продукцию, которые он получает от фирм, находящихся вне «территории» и «зоны неисключительного права» Инновационный менеджмент
203 Статья 5. Платежи Сумма и форма выплаты вознаграждения Лицензиатом: первоначальный платеж (возможно определенная сумма при подписании лицензионного соглашения, другая при передаче технической документации); текущий платеж (отчисления роялти); гарантия, что роялти за каждый истекший год будет составлять не менее... Другой подход паушальный платеж (в основном, определенная сумма при вступлении соглашения в силу, при передаче технической документации, при начале производства продукции по лицензии) Инновационный менеджмент
204 Статья 6. Сборы и налоги Все сборы и налоги, связанные с заключением и выполнением соглашения, взимаемые на территории и в зоне неисключительного права, а также все расходы в связи с переводом платежей несет Лицензиат. Все сборы и налоги, связанные с заключением и выполнением соглашения, взимаемые на территории РФ, несет Лицензиар Инновационный менеджмент
205 Статья 7. Обеспечение конфиденциальности Формулируются гарантии Лицензиата о том, что с передаваемыми материалами будут ознакомлены только те сотрудники, которые непосредственно связаны с освоением данной лицензии, о неразглашении его сотрудниками сведений, содержащихся в технической документации, об ответственности Лицензиата в случае разглашения данной информации (возмещение Лицензиару убытков). Инновационный менеджмент
206 Статья 8. Реклама (не обязательна) Лицензиат обязуется за свой счет осуществлять возможную рекламу лицензионной продукции, обеспечивающую ее максимальную продажу Обязывает Лицензиата указывать в рекламных материалах на продукцию, что она произведена по лицензии Лицензиара Инновационный менеджмент
207 Статья 9. Информация и отчетность Предоставление Лицензиатом информации об объемах производства, сведения о продажной цене продукции. Лицензиар сам или через аудитора имеет право производить проверку состояния производства и сбыта продукции. Статья включается в соглашение только в случае платежей по роялти Инновационный менеджмент
208 Статья 10. Усовершенствования Стороны обязуются незамедлительно информировать друг друга о всех произведенных ими усовершенствованиях. Оговаривается право собственности на сделанные сторонами усовершенствования процесса производства продукции по лицензии и условия обмена ими. Патентоспособные усовершенствования, созданные Лицензиаром, должны быть в первую очередь предложены Лицензиату, и наоборот. Оговаривается, что патентоспособные усовершенствования передаются сторонами друг другу на коммерческой основе, непатентоспособные безвозмездно, с возмещением лишь фактических расходов по ее изготовлению и пересылке Инновационный менеджмент
209 Статья 11. Защита патентных прав В случае нарушения патентов на территории Лицензиата третьим лицом или предъявления им исков за нарушение его патентных прав Лицензиат должен уведомить Лицензиара и урегулировать такие нарушения за свой счет. Лицензиар же обязуется оказать всемерную помощь в судебном преследовании нарушителей «патентов». Если Лицензиат пожелает запатентовать «продукцию по лицензии» в третьих странах, где она не запатентована Лицензиаром, то он должен запатентовать ее с согласия Лицензиара на имя собственников патентов Инновационный менеджмент
210 Статья 12. Срок действия соглашения и условия его расторжения Настоящее соглашения заключено сроком на... лет и вступает в силу с даты его подписания. Соглашение может быть продлено по взаимному согласию сторон. Данный вопрос решается за шесть месяцев до истечения срока соглашения. Также указываются, в каких случаях каждая из сторон имеет право расторг путь соглашение Инновационный менеджмент
211 Статья 13. Последствия прекращения действия соглашения Оговаривается, получает ли Лицензиат по истечении срока действия соглашения право продолжать производство, не делая отчислений в пользу Лицензиара. Статья формулируется по договоренности сторон Инновационный менеджмент
212 Статья 14. Арбитраж Порядок урегулирования споров и разногласий Инновационный менеджмент
213 Статья 15. Прочие условия Сублицензия Приложения Инновационный менеджмент
214 Формы лицензионных платежей Инновационный менеджмент
215 платежи по роялти фиксированные процентные ставки, выплачиваемые лицензиатом через согласованные с лицензиаром интервалы времени (например, ежегодно), начиная с года использования предмета лицензии или его производственного освоения; Инновационный менеджмент
216 паушальный платеж единовременное вознаграждение за право пользоваться предметом лицензионного соглашения, твердо установленная в процессе переговоров цена лицензии, не зависящая от фактического объема производимой и реализованной по лицензии продукции. Инновационный менеджмент
217 Расчет цены лицензии на базе роялти Цена одного изделия, изготовленного по лицензии ед. В том числе: издержки производства ед. прибыль(100-70) ед. Роялти 6 % с цены произведенного и реализованного изделия (100 x 0,06) ед. Таким образом, пропорция раздела прибыли составляет: лицензиару 1/5 прибыли, лицензиату 4/5 Инновационный менеджмент
218 Методы определения роялти Инновационный менеджмент
219 среднеотраслевых роялти, сложившихся на аналогичную и взаимозаменяемую продукцию; ранее заключенных лицензионных договоров лицензиара или лицензиата; правила двадцати пяти процентов; исчисления затрат (затратный подход); определения диапазона рыночной цены лицензии (расчет нижней и верхней границ цены лицензии); подхода от общего профиля бизнеса. Инновационный менеджмент
220 Размеры роялти по отраслям, % Отрасль промышленности Роялти Электронная Электротехническая Автомобильная Станкостроение Самолетостроение и авиатехника Химическое машиностроение Сварочное оборудование Оборудование металлургической промышленности Литейное оборудование Холодильное оборудование Химическая промышленность Фармацевтическая Потребительские товары длительного пользования Продовольственные товары Продукты органической химии ,5-7, , , Инновационный менеджмент
221 Оценка критериев экономической значимости промышленного образца Оригинальность 1. Применение известных художественно-конструкторских средств, когда в перечне существенных признаков образца используется термин «применение» 2. Использование новой совокупности средств, позволяющей отличить образец от наиболее близкого аналога 3. Промышленный образец имеет прототип, совпадающий с образцом по большому числу существенных признаков 4. Образец, имеющий прототип, совпадающий по половине существенных признаков 5. Образец имеет прототип, совпадающий по меньшему числу существенных признаков 6. Промышленный образец не имеет прототипов Сложность дизайнерской задачи 1. Внешний вид простой детали 2. Внешний вид сложной или сборной детали неосновного узла 3. Внешний вид одного основного узла и нескольких неосновных 4. Внешний вид нескольких основных узлов 5. Внешний вид простой машины, станка, прибора, станка, аппарата 6. Внешний вид сложной машины, станка, прибора, станка, аппарата, сооружения 7. Внешний вид поточных линий 8. Внешний вид принципиально новых объектов техники Объем выпуска продукции 1. Опытный образец 2. Установочная партия 3. Мелкая серия 4. Средняя серия 5. Крупная серия 6. Массовое производство Инновационный менеджмент
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.