Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСтепан Богдашкин
1 /
2 ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ З. Фрейд, А. Адлер, К.Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон Личность – это сложное многоуровневое образование, активность которого побуждается и направляется внутренними силами – инстинктами, потребностями и влечениями, по преимуществу бессознательными; между этими силами существуют конфликтные отношения Психоанализ Д. Уотсон, Б. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура Личность – это опыт, который человек приобретает в течение жизни; комплекс привычек, сформированных в результате социальных воздействий Бихевиоризм Г. Олпорт, К. Роджерс, А.Маслоу Личность – это уникальное, свободное, творческое создание, обладающее потребностью в самосовершенствовании Гуманистическая психология
3 ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ Д. Миллер, У. Найссер, Д. Келли, Ф. Хайдер, Л. Фестингер Личность – ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним Когнитивная психология Л.С. Выготский, А.Н. Лентьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович Личность – это человек, достигший такого уровня психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью Культурно- историческая теория и теория деятельности
4 Личность – это социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и в общении и воплощающее меру представленности общественных отношений в индивиде
5 КРИТЕРИИ ЛИЧНОСТИ Выделение себя из мира людей Управление своим поведением Осознанное целеполагание Бесконечность в развитии
6 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА Индивид – человек как носитель биологических свойств: возрастно-половых, психофизиологических Субъект – человек как распорядитель и организатор деятельности, общения, познания, поведения Личность – человек в системе его устойчивых, социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются социальных связях и отношениях Индивидуальность – высший синтез, интегральный результат жизненного пути человека. Своеобразие и неповторимость его как индивида, субъекта и личности
7 РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА (по Б.Г. Ананьеву) ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЛИЧНОСТЬСУБЪЕКТИНДИВИД
8 ПЕРИОДЫ РОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ (по А.Н. Леонтьеву) 7 лет Иерархия мотивов Первое рождение личности Подростковый возраст Формирование самосознания Второе рождение личности
9 СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (по С.Л. Рубинштейну) Проявляются в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности, поведения и мировоззрении НАПРАВЛЕННОСТЬ Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ Проявляются в темпераменте, характере и способностях ИНДИВИДУАЛЬНО- ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
10 МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТИХИЙНЫЕ Сдвиг мотива на цель Идентификация Принятие и освоение социальных ролейОСОЗНАННЫЕ Самопознание Самообладание Самостимулирование
11 СТУДЕНТ КАК ЛИЧНОСТЬ И СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
12 ПСИХОЛОГИЧЕСКИИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ВОЗРАСТА ПОЗДНЕЙ ЮНОСТИ (18 – 25 лет) ЗРЕЛОСТЬ интеллектуальная и нравственная ПИК интеллектуальных и познавательных возможностей СТАНОВЛЕНИЕ и СТАБИЛИЗАЦИЯ характера СПОСОБНОСТЬ к ПРИНЯТИЮ ОТВЕТСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ ВЫБОР СПУТНИКА ЖИЗНИ и СОЗДАНИЕ СЕМЬИ ОПТИМИЗМ и РЕШИТЕЛЬНОСТЬ в осуществлении идеалов и жизненных целей, в преодолении трудностей КРИТИЧНОСТЬ, САМОКРИТИЧНОСТЬ, МАКСИМАЛИЗМ
13 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА Кризис идентичности Противоречия между интеллектуальными и физическими возможностями и их действительной реализацией Иллюзии, что возрастание сил будет продолжаться «вечно», что лучшая жизнь впереди, что задуманного можно легко достичь Недостаточно развита сознательная регуляция поведения, что проявляется в немотивированном риске, неумении во всех ситуациях предвидеть последствия своих поступков Противоречивость самооценки, неуверенность в себе
14 Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально- личностных выборов, идентификаций и самоопределений
15 ТИПЫ РАЗВИТИЯ НЕАДЕКВАТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (по Э.Эриксону) Избегание психологической интимности во взаимоотношениях, чувство одиночества, изоляция Уход от близких взаимоотношений Неспособность строить жизненные планы Страх взросления Страх перемен Размывание чувства времени Неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы Неспособность организовать себя Неспособность заняться делом Размывание способности к продуктивной работе Отказ от самоопределения Выбор отрицательных образцов для подражания Негативная идентичность
16 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ (по Д. Марша) Неопределенная, размытая идентичность – человек не выработал четких убеждений, не выбрал профессии, не столкнулся с кризисом идентичности Досрочная, предопределенная идентичность – некритическое принятие чужих ценностей Этап «моратория» - человек находится в процессе нормативного кризиса самоопределения Зрелая идентичность – кризис завершен, человек перешел от поиска себя к практической самореализации
17 Человек как субъект (по С.Л. Рубинштейну ) способен ее освоить и творчески преобразовать деятельности способен выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности жизни
18 Подходы к описанию характеристик человека как субъекта деятельности в российской психологии Активность, целостность, автономность (А.В. Брушлинский) Сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность, способность к рефлексии (В.В. Давыдов) Творческое отношение к деятельности, способность к саморегуляции, самостоятельность, способность к самосовершенствованию и совершенствованию своей деятельности (К.А. Абульханова-Славская) Субъект – человек, «осуществляющий изменение в других людях и в себе самом» А.К. Осницкий
19 НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТА КАК СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Наличие познавательной мотивации и мотивации достижения Высокий уровень интеллектуальных способностей и познавательной активности Владение всеми видами и формами учебной деятельности в вузе Направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач Самостоятельность, сознательность и ответственность Способность к рефлексии и саморазвитие
20 ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ СУБЪЕКТНЫХ КАЧЕСТВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по Л.Д. Столяренко, 2003) У 50 % студентов нет интереса к профессии при выборе вуза Более т 1/3 студентов не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии Лишь 64 % старшекурсников однозначно решили, что их будущая профессия полностью соответствует их склонностям и интересам Учебная и профессиональная мотивация Большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу (записывается 18 – 20 % лекционного материала) Умеют выступать перед аудиторией 28,8 % студентов Умеют вести дискуссию 18,6 % студентов Умеют давать аналитическую оценку проблем 16, 3 % студентов Овладение учебными действиями Стремятся хорошо учиться 37,5 % студентов Не всегда стараются 53,6 % студентов Не стремятся хорошо учиться 8 % студентов Испытывают трудности и неуспех в обучении 67,2 % студентов Мотивация достижения
21 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ СУБЪЕКТНЫХ КАЧЕСТВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Обучение студентов планированию и организации своей учебной деятельности Формирование необходимых учебных действий Демонстрация преподавателем образца выполнения учебных действий Отношение к студенту как к зрелой личности Усиление диалогичности обучения
22 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛ
23 Этапы зрелости (по Э. Эриксону) лет Интимность - изоляция Ранняя года Продуктивность - инертность Средняя Старше 65 лет Эго-интеграция - отчаяние Поздняя
24 Задачи развития в среднем возрасте Достижение абсолютной гражданской и социальной ответственности Достижение профессионализма и карьерного роста Обеспечение достойного жизненного уровня Разделение ответственности с детьми за их профессиональный и социальный выбор Формирование надежных дружеских связей
25 Основные психологические новообразования личности в среднем возрасте Критический жизненный самоанализ (Время критического анализа своей жизни) Развитая индивидуальность ( Высший уровень развития личности) Ответственность (Способность к собственному суждению и умение выбирать линию поведения) Решение проблемы свободы и необходимости (переход от состояния свободы ко все большей зависимости от своей жизнедеятельности) Гибкость мышления и поведения (отсутствие излишней эмоциональности и максимализма) Потребность в самоактуализации (стать возможно лучшим родителем, достичь совершенства в профессии, быть преданным другом, интересным партнером в общении)
26 Кризис середины жизни Критический анализ и оценка своей жизни, своих успехов и достижений
27 Причины негативных симптомов кризиса середины жизни Расхождение между мечтами, жизненными планами и их осуществлением Пресс времени (неуверенность, что успеешь сделать все, что задумано) Изменение отношения окружающих Эмоциональные затраты (смерть родителей, взросление и уход из дома детей) Изменения в психосексуальной сфере (утрата молодости и внешней привлекательности) Закрытость, консерватизм установок
28 Способы выхода из кризиса Переосмысление жизненных целей Внесение корректив во все области привычного существования Выработка нового образа Я Может возникнуть другая семья Смена профессии Смена работы Координальные изменения в жизни (в случае неудовлетворенности)
29 Задачи развития в период поздней зрелости Достижение эго- интеграции и обретение жизненной мудрости Обеспечение адекватных возрасту жизненных условий Приспособление к уменьшению физической и трудовой активности Реализация компенсаторных психологических механизмов
30 Преподаватель как субъект педагогического труда Личность Субъект педагогического общения Субъект педагогической деятельности
31 Личность преподавателя Личность Педагогическая направленность Педагогические способности Педагогическое самосознание Я-концепция Педагогическая компетентность
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.