Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМарфа Теплякова
1 Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения на основе УМК по химии Н.Е.Кузнецовой г. Москва 10 декабря 2012 года М.А.Ахметов, к.х.н., зав.каф.естествознания ИПКПРО г. Ульяновск
2 ФГОС второго поколения: системно-деятельностный подход ЦЕЛЬ: формирование готовности выпускника к саморазвитию и непрерывному образованию; ЦЕЛЬ: формирование готовности выпускника к саморазвитию и непрерывному образованию; СРЕДСТВО: активная учебно- познавательная деятельность обучающихся; СРЕДСТВО: активная учебно- познавательная деятельность обучающихся; МЕТОД: построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. МЕТОД: построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Ахметов М.А.
3 Результат ы обучения Ахметов М.А. Методическая система
4 Рабочая тетрадь 9 класс Пособие для подготовки к ГИА 8-9 класс Методи- ческое пособие для учителя 8 класс CD-диск электронное приложение 8-9 класс УМК «Химия 8-9» Методич. Пособие для учителя 9 класс
5 УМК «Химия класс» базовый уровень
6 УМК «Химия класс» профильный уровень
7 ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ на примере УМК Н.Е.Кузнецовой Ахметов М.А.
8 Учебник «Химия» 8 класс Ахметов М.А.
9 ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА в учебнике авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара Ахметов М.А.
12 ДЕТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ в учебнике авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара Ахметов М.А.
15 МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ в учебнике авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара Ахметов М.А.
17 ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ в учебнике авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара Ахметов М.А.
19 ВЫВОДЫ В КОНЦЕ КАЖДОГО ПАРАГРАФА в учебнике авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара Ахметов М.А.
21 ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ в учебнике авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара Ахметов М.А.
23 СИСТЕМА ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ в учебнике авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара Ахметов М.А.
25 ЗАДАНИЯ В СТРУКТУРЕ ПАРАГРАФА в учебнике авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара Ахметов М.А.
27 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ в учебнике авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара Ахметов М.А.
29 АЛГОРИТМЫ в учебнике авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара Ахметов М.А.
31 РАСЧЁТНЫЕ ФОРМУЛЫ в учебнике авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара Ахметов М.А.
33 МОДЕЛИ в учебнике авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара Ахметов М.А.
35 МОДЕЛИ и ФОРМУЛЫ в учебнике авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара Ахметов М.А.
37 РИСУНКИ в учебнике авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара Ахметов М.А.
39 ДИАГРАММЫ И ОБОБЩАЮЩИЕ ТАБЛИЦЫ в учебнике авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара Ахметов М.А.
41 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПАРАГРАФА в учебнике авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара Ахметов М.А.
43 ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И ВЕЛИКИЕ ХИМИКИ в учебнике авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара Ахметов М.А.
45 ВИЗУАЛЬНЫЕ ИНСТРУКЦИИ в учебнике авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара Ахметов М.А.
47 Н.Е.Кузнецова, А.Н.Лёвкин Задачник 8 класс Ахметов М.А.
48 ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА И ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЙ в задачниках Н.Е.Кузнецовой, А.Н.Лёвкина Ахметов М.А.
50 ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ МЕТОДОМ ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦ в задачниках Н.Е.Кузнецовой, А.Н.Лёвкина Ахметов М.А.
52 ВИЗУАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ в задачниках Н.Е.Кузнецовой, А.Н.Лёвкина Ахметов М.А.
54 ОГРОМНЫЙ ВЫБОР ЗАДАЧ в задачниках Н.Е.Кузнецовой, А.Н.Лёвкина Ахметов М.А.
56 ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ в задачниках Н.Е.Кузнецовой, А.Н.Лёвкина Ахметов М.А.
58 АЛГОРИТМЫ РЕШЕНИЯ в задачниках Н.Е.Кузнецовой, А.Н.Лёвкина Ахметов М.А.
60 КЛАССИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММЫ Н.Е.Кузнецовой Ахметов М.А.
61 «правильная точка зрения заключается в том, чтобы, учитывая логику развития химии, с периодическим законом, периодической системой и строением атомов следует знакомить учащихся в середине курса. Изучение химии до периодического закона готовит учащихся к усвоению его. Во время изучения периодического закона систематизируется весь накопленный материал. Изучение химических элементов после периодического закона и строения атомов на их основе содействует проникновению теории в факты, объединению и систематизации их, содействует повышению теоретического уровня изучения химии в доступной для учащихся мере. Эта точка зрения повторяет точку зрения Д.И. Менделеева, выраженную в «Основах химии». Здесь периодический закон дается в середине курса и затем используется как научное и дидактическое средство в дальнейшем изучении элементов» «правильная точка зрения заключается в том, чтобы, учитывая логику развития химии, с периодическим законом, периодической системой и строением атомов следует знакомить учащихся в середине курса. Изучение химии до периодического закона готовит учащихся к усвоению его. Во время изучения периодического закона систематизируется весь накопленный материал. Изучение химических элементов после периодического закона и строения атомов на их основе содействует проникновению теории в факты, объединению и систематизации их, содействует повышению теоретического уровня изучения химии в доступной для учащихся мере. Эта точка зрения повторяет точку зрения Д.И. Менделеева, выраженную в «Основах химии». Здесь периодический закон дается в середине курса и затем используется как научное и дидактическое средство в дальнейшем изучении элементов» Шаповаленко С.Г. «Методика обучения химии…» С.165
62 Развитие химических знаний учащихся в основной школе в УМК авторов Н.Е.Кузнецовой и др. Изучаем вещество, как фундамент для восприятия теорий химии на атомно- молекулярном уровне Изучаем Периодический закон и другие законы химии Изучаем вещество на новом теоретическом уровне XIX век конец XIX в., начало XXв. XX век 8 кл. конец 8 кл., начало 9 кл. 9 кл. Ахметов М.А.
63 СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ахметов М.А.
64 Рабочие тетради М.А.Ахметова Ахметов М.А. Рабочая тетрадь 9 класс
65 ЗАДАНИЯ С ИСТОРИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ в рабочих тетрадях Ахметов М.А.
66 Исторический контекст Ахметов М.А.
67 Исторический контекст Ахметов М.А.
68 Исторический контекст Ахметов М.А.
69 Исторический контекст Ахметов М.А.
70 Исторический контекст Ахметов М.А.
71 Рабочая тетрадь 11 класс – исторический контекст Ахметов М.А.
72 Задание 2. ОКСИД РТУТИ (II) Реакция разложения оксида ртути(II) хорошо изучена. Можно сказать, что это – реакция, вошедшая в историю. Именно разложением оксида ртути в 1774 году английский химик Джозеф Пристли впервые получил кислород и, изучая именно эту реакцию, несколькими годами позже был открыт закон сохранения массы веществ. Реакция разложения оксида ртути(II) хорошо изучена. Можно сказать, что это – реакция, вошедшая в историю. Именно разложением оксида ртути в 1774 году английский химик Джозеф Пристли впервые получил кислород и, изучая именно эту реакцию, несколькими годами позже был открыт закон сохранения массы веществ. 1) Кто изображён на рисунке Дж.Пристли или А.Лавуазье?_______________ 2) Приведите уравнение реакции разложения оксида ртути(II) ________________________________________ Ахметов М.А.
73 Рабочая тетрадь 11 класс – практический контекст Ахметов М.А.
74 ЗАДАНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ в рабочих тетрадях Ахметов М.А.
75 Художественный контекст Ахметов М.А.
76 Художественный контекст Ахметов М.А.
77 Задание 8-4. АЛХИМИЯ И ГЁТЕ Задание 8-4. АЛХИМИЯ И ГЁТЕ Алхимики не знали состава используемых веществ, не умели их анализировать и химические взаимодействия записывали словами. Вещества, участвующие в химических реакциях они называли, не руководствуясь никакими правилами, и поэтому понять, что они делали, было очень трудно. Гёте в «Фаусте» дал пример записи алхимической процедуры: Алхимики не знали состава используемых веществ, не умели их анализировать и химические взаимодействия записывали словами. Вещества, участвующие в химических реакциях они называли, не руководствуясь никакими правилами, и поэтому понять, что они делали, было очень трудно. Гёте в «Фаусте» дал пример записи алхимической процедуры: «Являлся красный лев – и был он женихом, И в тёплой жидкости они его венчали С прекрасной лилией, и грели их огнём, И из сосуда их в сосуд перемещали…» Ахметов М.А.
79 ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ в рабочих тетрадях Ахметов М.А.
80 Элементы занимательности Ахметов М.А.
81 Элементы занимательности Ахметов М.А.
82 Элементы занимательности Ахметов М.А.
83 ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ в рабочих тетрадях к УМК Ахметов М.А.
84 Проблемные задания Ахметов М.А.
85 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА в рабочих тетрадях к УМК Ахметов М.А.
86 Работа с терминами Ахметов М.А.
87 Работа с терминами Ахметов М.А.
88 ОБУЧЕНИЕ ХИМИЧЕСКОМУ ЯЗЫКУ в рабочих тетрадях к УМК Ахметов М.А.
89 Обучение химическому языку Ахметов М.А.
90 ФОРМИРУЕМ ПОНЯТИЕ «ХИМИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА» в рабочих тетрадях к УМК Ахметов М.А.
92 ПРАКТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ в рабочих тетрадях к УМК Ахметов М.А.
93 Практический контекст Ахметов М.А.
94 Практический контекст Ахметов М.А.
95 Практический контекст Ахметов М.А.
96 Рабочая тетрадь 11 класс – практический контекст Ахметов М.А.
97 Рабочая тетрадь 11 класс – практический контекст Ахметов М.А.
98 Рабочая тетрадь 11 класс – практический контекст Ахметов М.А.
99 СВЯЗЬ С ЖИЗНЬЮ в рабочих тетрадях к УМК Ахметов М.А.
100 Рабочая тетрадь 11 класс-развитие понятий – связь с жизнью Ахметов М.А.
101 Рабочая тетрадь 11 класс – развитие понятий – связь с жизнью Ахметов М.А.
102 Рабочая тетрадь 11 класс – развитие понятий – связь с жизнью Ахметов М.А.
103 Рабочая тетрадь 11 класс – связь с жизнью Ахметов М.А.
104 Рабочая тетрадь 11 класс – связь с жизнью Ахметов М.А.
105 МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ в рабочих тетрадях к УМК Ахметов М.А.
106 Межпредметные связи Ахметов М.А.
108 ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ на основе УМК авторов Кузнецовой Н.Е. и др. ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ на основе УМК авторов Кузнецовой Н.Е. и др. Ахметов М.А.
109 РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ Ахметов М.А.
110 Задание 5. ОПЫТ ЛАВУАЗЬЕ Рассмотрите рис. 53 на стр. 103 учебника. На этом рисунке изображён прибор, с помощью которого Лавуазье экспериментально проверил гипотезу Джозефа Блэка, о том что воздух представляет собой смесь газов, а не однородную субстанцию. С этой целью он поместил некоторое количество ртути в реторту, изогнутое горло которой сообщалось с воздухом в стеклянном колоколе, погруженном в ртуть. Лавуазье нагревал реторту чуть ниже температуры кипения ртути в течение 12 дней. По истечение этого времени поглощение ртутью воздуха с образованием красного оксида ртути HgO прекратилось, а объем воздуха в колоколе сократился более, чем на одну шестую часть. Оставшийся в колоколе газ гасил горящую свечу, мышь не могла в нем жить. Рассмотрите рис. 53 на стр. 103 учебника. На этом рисунке изображён прибор, с помощью которого Лавуазье экспериментально проверил гипотезу Джозефа Блэка, о том что воздух представляет собой смесь газов, а не однородную субстанцию. С этой целью он поместил некоторое количество ртути в реторту, изогнутое горло которой сообщалось с воздухом в стеклянном колоколе, погруженном в ртуть. Лавуазье нагревал реторту чуть ниже температуры кипения ртути в течение 12 дней. По истечение этого времени поглощение ртутью воздуха с образованием красного оксида ртути HgO прекратилось, а объем воздуха в колоколе сократился более, чем на одну шестую часть. Оставшийся в колоколе газ гасил горящую свечу, мышь не могла в нем жить. Ахметов М.А.
111 Задание 5. ОПЫТ ЛАВУАЗЬЕ При прокаливании оксида ртути он вновь получил ртуть и газ, поглощенный ею из воздуха. В этом газе свеча горела с ослепительным блеском, а мышь чувствовала себя превосходно. При прокаливании оксида ртути он вновь получил ртуть и газ, поглощенный ею из воздуха. В этом газе свеча горела с ослепительным блеском, а мышь чувствовала себя превосходно. 1) Почему изменился объем газа в колоколе? Составьте соответствующее уравнение химической реакции_______ 2) Какой газ остался в сосуде? Почему он не поддерживает горение и дыхание?___________ 3) Какой газ образовался при разложении оксида ртути? Составьте уравнение химической реакции______________________________ 4) Почему, кислород поглотился из колокола только на 1/6, а не 1/5. Ответ обоснуйте___ Ахметов М.А.
112 РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ХИМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ Ахметов М.А.
113 КОНТЕКСТНЫЕ ЗАДАНИЯ Задания с практическим содержание Контекстные задания Практическое содержание ++ Исторический контекст -+ Художественный контекст -+ Медиа-контекст-+ Занимательность-+ Межпредметный-+ Игровой-+ Личностный смысл -+
114 Задание 9-1. СПЛАВЫ ЗОЛОТА В настоящее время в качестве материала для изготовления ювелирных украшений нередко используют белое золото. Белое золото 585 пробы является сплавом, состоящим из трёх металлов (массовая доля золота 58,5%; серебро 26,0 %; остальное палладий) 1) Рассчитайте массу чистого золота, содержащегося в обручальном кольце ручной работы из белого золота 585 пробы (массовая доля золота 58,5%), украшенного 23 бриллиантами общей массой 0,23 карат, вес кольца 3,8 грамм. (1 карат = 0, 2 г). 2) Атомов какого химического элемента больше всего в сплаве белого золота, а какого меньше? Ответ подтвердите расчётами. Ахметов М.А.
115 Задание ХЛОР. А) Первым боевым отравляющим веществом были хлор. Германия его применила 22 апреля 1915 г. в долине р. Ипр против французской дивизии. Только в один этот день было отравлено 15 тыс. человек, из которых 5 тыс. погибли. Б) Согласно ГОСТ , после 30- минутного контакта хлора с водой остаточного хлора должно быть не более 0,5 мг/л и не менее 0,3 мг/л при выходе с очистных сооружений, не менее 0,1 мг/л в наиболее отдаленных точках водозабора. Ахметов М.А.
116 Задание ХЛОР. Вопросы: 1) Если бы французы знали химические свойства хлора, как бы они могли бы предотвратить столь масштабные отравления? 2) Предложите альтернативный способ защиты от отравления хлором, с помощью веществ и материалов, имеющихся практически в каждом доме. 3) Почему возможно применение хлора и как боевого отравляющего вещества и с целью обеззараживания воды? 4) Почему происходит снижение концентрации хлора в отдалённых точках водозабора 5) Рассчитайте объём хлора при н.у., который необходимо растворить резервуаре с водой, объёмом 6000 м 3 для достижения концентрации хлора 0,5 мг/л. 6) Составьте уравнение химической реакции, протекающей при растворении хлора в воде. 7) Что произойдёт, если раствор, содержащий хлор, подвергнуть облучению светом? Составьте соответствующее уравнение химической реакции. 8) Составьте уравнение реакций хлора с водным раствором гидроксида натрия, протекающей при комнатной температуре. Ахметов М.А.
117 РАЗВИТЕИЕ УМЕНИЯ ИЗВЛЕКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ из различных источников Ахметов М.А.
118 Рабочая тетрадь 11 класс – умение читать графики и диаграммы Ахметов М.А.
119 Работа с диаграммами Ахметов М.А.
120 Работа с диаграммами Ахметов М.А.
121 Извлечение информации из текста Ахметов М.А.
122 Извлечение информации из текста Ахметов М.А.
123 РАЗВИТИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ УМЕНИЙ Ахметов М.А.
124 Развитие классификационных умений Ахметов М.А.
125 Развитие классификационных умений Ахметов М.А.
126 РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ Ахметов М.А.
127 Развитие системного мышления Ахметов М.А.
128 РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К АНАЛИЗУ Ахметов М.А.
129 Развитие способности к анализу Ахметов М.А.
130 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Ахметов М.А.
131 Развитие творческих способностей Ахметов М.А.
132 ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ на основе УМК авторов Н.Е.Кузнецовой и др. Ахметов М.А.
133 ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА Ахметов М.А.
134 Задача ЧИТАЯ ЛОМОНОСОВА Задача ЧИТАЯ ЛОМОНОСОВА «Медь, растворённая в крепкой водке, разделяется на нечувствительные частицы, которые в соединении с крепкой водкой, образуют жидкое тело зеленого цвета, какого раньше не было ни у крепкой водки, ни у меди. Когда селятряный спирт приливают к постоянной щелочи, то сперва возникает теплота, а затем из двух этих тел, имеющих весьма острый вкус, образуется тело гораздо более мягкого вкуса и обладающее специфическими качествами, иными, чем названный спирт и щелочь, а также исчезает невыносимая вонь спирта». (М.В.Ломоносов. Полное собрание сочинений. Том первый. Труды по физике и химии. – М.:Изд-во Академии наук СССР, – С.209) «Медь, растворённая в крепкой водке, разделяется на нечувствительные частицы, которые в соединении с крепкой водкой, образуют жидкое тело зеленого цвета, какого раньше не было ни у крепкой водки, ни у меди. Когда селятряный спирт приливают к постоянной щелочи, то сперва возникает теплота, а затем из двух этих тел, имеющих весьма острый вкус, образуется тело гораздо более мягкого вкуса и обладающее специфическими качествами, иными, чем названный спирт и щелочь, а также исчезает невыносимая вонь спирта». (М.В.Ломоносов. Полное собрание сочинений. Том первый. Труды по физике и химии. – М.:Изд-во Академии наук СССР, – С.209) Ахметов М.А.
135 Вопросы: 1) В каких жидкостях можно растворить медь? 2) Что М.В.Ломоносов имеет ввиду под крепкой водкой? 3) Составьте уравнение реакции крепкой водки с медью. 4) Какие соли называют селитрами? 5) Какое современное название и формула селятряного спирта? 6) Составьте уравнение реакции селитряного спирта с щелочью. 7) Почему в этой реакции выделяется теплота? 8) Объясните исчезновение невыносимой вони селятряного спирта Ахметов М.А.
136 ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛОВ Ахметов М.А.
137 Задание 4. БЫТЬ ЕДИНСТВЕННОЙ И ПЕРВОЙ Поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча – в год труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. В.Маяковский Это единственная женщина-химик, дважды лауреат Нобелевской премии за работы в области физики (1903) и химии (1911). Она является одним из основоположников учения о радиоактивности, открывателем новых химических элементов радия и полония (совместно с супругом Пьером Кюри). Это единственная женщина-химик, дважды лауреат Нобелевской премии за работы в области физики (1903) и химии (1911). Она является одним из основоположников учения о радиоактивности, открывателем новых химических элементов радия и полония (совместно с супругом Пьером Кюри). Ахметов М.А.
138 1) Назовите эту женщину-учёного__________________ 2) Объясните происхождение названий химических элементов радия и полония______________________________________ 3) Почему в периодической системе химических элементов значения атомных масс радия и полония даны в скобках?_____________________________________ 4) Сколько протонов, нейтронов, электронов содержат изотопы Po(210) и Ra (226) Ахметов М.А. Задание 4. БЫТЬ ЕДИНСТВЕННОЙ И ПЕРВОЙ
139 СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА Ахметов М.А.
140 Отработка понятий Ахметов М.А.
141 Отработка понятий Ахметов М.А.
142 Отработка понятий Ахметов М.А.
143 Отработка понятий Ахметов М.А.
144 Отработка умений Ахметов М.А.
145 Подготовка ситуации успеха Ахметов М.А.
146 Подготовка ситуации успеха Ахметов М.А.
147 Подготовка ситуации успеха Ахметов М.А.
148 Подготовка ситуации успеха Ахметов М.А.
149 Создание ситуации успеха Ахметов М.А.
150 Создание ситуации успеха Ахметов М.А.
151 Задача ВЕЛИКИЙ ХИМИК Задача ВЕЛИКИЙ ХИМИК Суд был скорым. И казнь не заставила себя ждать долго. Нож гильотины поднялся и замер. Всего лишь на мгновенье…Замерла и разноликая толпа, окружавшая эшафот. Всем вдруг показалось, что нож гильотины скорее взовьется вверх и утонет в синеве неба, но никогда не посмеет опуститься вниз, на шею величайшего учёного Франции. Да что там говорить на плахе лежала голова гения! Однако нож упал… Это было после, а сейчас он занимался анализом органических веществ. Анализ проводился сжиганием навески вещества, плававшей на поверхности ртути под колоколом. Внутри колокола находился кислород или воздух. Это было после, а сейчас он занимался анализом органических веществ. Анализ проводился сжиганием навески вещества, плававшей на поверхности ртути под колоколом. Внутри колокола находился кислород или воздух. Ахметов М.А.
152 водород 8 частей кислород 64 части углерод 28 частей Всего:100 Вопросы: Назовите этого химика. сахаре? Чему на самом деле равны массовые доли элементов в тростниковом сахаре? Ахметов М.А. Содержание углерода определялось по весу выделявшегося углекислого газа, а водорода – по весу образующейся воды. При исследовании тростникового сахара были получены следующие данные
153 РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Ахметов М.А.
154 Т.И.Шамова ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ цель деятельности, и как средство её достижения, и как результат. цель деятельности, и как средство её достижения, и как результат. качество личности, которое проявляется в отношении ученика к процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. качество личности, которое проявляется в отношении ученика к процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.
155 Уровни познавательной активности Репродуктивно- подражательная (воспроизводя-щая) Поисково- исполнительская (интерпретирую- щая) Творческая
156 Проблема выбора методов обучения Формы деятельности Фронтальная Групповая Индивидуальная Выбор программы Классическая Со строения атома Методы обучения Объяснительно- иллюстративный Эвристический Исследовательский Содержание В контексте Без контекста
157 Уровни познавательной активности и методы обучения Занимательность, Химический эксперимент, Дидактические игры, Исторический, Художественный, Практический, Медиа- Межпредметный контекст, Принцип наглядности, Групповые формы Поэтапное развитие химических понятий, проблемное обучение и проблемный химический эксперимент, эвристика, разноуровневые задачи, контекстные задачи, ситуативные задачи, игровые ситуации и дидактические игры, занимательные задачи Ведущие мотивы «интересно» и «полезно» Стремление к успеху познавательной деятельности Рефлексия познавательных стратегий, формирование опыта творческой деятельности, исследовательская и проектная деятельность, подготовка к олимпиадам, конкурсам, конференциям Осознанное планомерное стремление учащихся к учебным достижениям
158 Мотивационный компонент деятельности Эмоции Личностные смыслы Успех «Интересно» и «Полезно» МОТИВЫ
159 Основные положения концепции УМК «Химия» Н.Е.Кузнецовой Цель обучения – развитие познавательной активности учащихся, как свойства личности Цель обучения – развитие познавательной активности учащихся, как свойства личности Цель урока – используя содержание химической науки, оптимизируя методы, формы средства обучения системно и планомерно развивать познавательную активность учащихся Цель урока – используя содержание химической науки, оптимизируя методы, формы средства обучения системно и планомерно развивать познавательную активность учащихся Выбор методов обучения осуществлять в зависимости от уровня познавательной активности учащихся, их индивидуальных особенностей, учебной ситуации в классе Выбор методов обучения осуществлять в зависимости от уровня познавательной активности учащихся, их индивидуальных особенностей, учебной ситуации в классе Ахметов М.А.
160 ПРАВИЛО 1 СНАЧАЛА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, А ЗАТЕМ УЧЕНИЕ. Ахметов М.А.
161 ПРАВИЛО 2 ПРЕЖДЕ ИЗУЧАЕМ ВЕЩЕСТВО, А ЗАТЕМ ЕГО СТРОЕНИЕ Ахметов М.А.
162 ПРАВИЛО 3 СНАЧАЛА ПРАКТИКА, А ЗАТЕМ ТЕОРИЯ Ахметов М.А. Суха теория мой друг, а древо жизни пышно зеленеет И.Гёте «Фауст»
163 ПРАВИЛО 4 ИЗУЧАТЬ ХИМИЮ В КОНТЕКСТЕ Ахметов М.А.
164 ПРАВИЛО 5 НУЖНЫ ТВЕРДЫЕ ЗНАНИЯ Ахметов М.А. Не следует отступать ни от одного предмета, пока он не запечатлеется достаточно в ушах, глазах, в уме и памяти. Я.А.Коменский «Великая Дидактика»
165 ПРАВИЛО 6 ФОРМУЛЫ И УРАВНЕНИЯ ПОЗНАЁМ ЧЕРЕЗ ХИМИЧЕСКИЕ РАСЧЁТЫ Ахметов М.А.
166 ПРАВИЛО 7 СОЗДАЁМ СИТУАЦИЮ УСПЕХА Ахметов М.А.
167 ПРИЛОЖЕНИЕ «Проект урока к УМК Н.Е.КУЗНЕЦОВОЙ» из методического пособия Ахметов М.А.
168 ПРОЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ «ВЕЩЕСТВО» В ФИЗИКЕ И ХИМИИ. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ» Предметные: изучение понятий: вещество, химические и физические явления, признаки химических реакций Предметные: изучение понятий: вещество, химические и физические явления, признаки химических реакций Метапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях физических и химических явлений, развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное существенное Метапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях физических и химических явлений, развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное существенное Личностные: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы. Личностные: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы. Ахметов М.А.
169 ПРОЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ «ВЕЩЕСТВО» В ФИЗИКЕ И ХИМИИ. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ» Планируемые результаты обучения: умение описывать и характеризовать физические и химические явления, наблюдать и сравнивать свойства веществ, дифференцировать физические и химические явления. Планируемые результаты обучения: умение описывать и характеризовать физические и химические явления, наблюдать и сравнивать свойства веществ, дифференцировать физические и химические явления. Основные понятия: физические и химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, физические свойства вещества, агрегатные состояния вещества, плотность Основные понятия: физические и химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, физические свойства вещества, агрегатные состояния вещества, плотность Ахметов М.А.
170 ПРОЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ «ВЕЩЕСТВО» В ФИЗИКЕ И ХИМИИ. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ» Демонстрации: размягчение стекла в пламени газовой горелки (спиртовки), реакция раствора хлорида бария с раствором сульфата натрия, растворение твёрдой щелочи в растворе серной кислоты Демонстрации: размягчение стекла в пламени газовой горелки (спиртовки), реакция раствора хлорида бария с раствором сульфата натрия, растворение твёрдой щелочи в растворе серной кислоты Лабораторные опыты: плавление парафина в пробирке, горение лучины, реакция мрамора (мела) с раствором соляной кислоты Лабораторные опыты: плавление парафина в пробирке, горение лучины, реакция мрамора (мела) с раствором соляной кислоты Ахметов М.А.
171 Краткое содержание урока: Актуализация понятий «физическое тело», «вещество», «физическое явление». Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приводят примеры физических тел, веществ, физических явлений Плавление стеклянной трубки (демонстрация) Плавление стеклянной трубки (демонстрация) Плавление парафина (лаб. опыт) Плавление парафина (лаб. опыт) Ахметов М.А.
172 Краткое содержание урока: Введение понятия химическая реакция горение лучины, реакция разбавленной соляной кислоты с мрамором (лабор. опыты) горение лучины, реакция разбавленной соляной кислоты с мрамором (лабор. опыты) Выявление признаков химической реакции изменение окраски (почернение древесины вследствие образования угля) изменение окраски (почернение древесины вследствие образования угля) образование газа (взаимодействие мрамора с соляной кислотой) образование газа (взаимодействие мрамора с соляной кислотой) Ахметов М.А.
173 Краткое содержание урока: Демонстрации Демонстрации смешение растворов хлорида бария и сульфата натрия (признак – образование осадка) смешение растворов хлорида бария и сульфата натрия (признак – образование осадка) реакция разбавленного раствора серной кислоты с несколькими гранулами щелочи (выделение энергии)- регистрация по температурному датчику или термометру ) реакция разбавленного раствора серной кислоты с несколькими гранулами щелочи (выделение энергии)- регистрация по температурному датчику или термометру ) Ахметов М.А.
174 Итог урока – выводы, которые учащиеся делают самостоятельно 1) Изменения (явления), которые происходят с веществами, можно разделить на физические и химические. 2) Физические явления состоят в изменении тел, при этом образования новых веществ не происходит. 3) При химических явлениях (реакциях) образуются новые вещества – продукты реакции. 4) Для объяснения сущности химических реакций необходимо изучить состав, строение, свойства веществ. 5) О протекании химических реакций можно судить по таким признакам: образование газообразных вещества, выделение или поглощение энергии, изменение цвета веществ Ахметов М.А.
175 Самостоятельная деятельность и тематический контроль Задания в рабочей тетради (самостоятельная деятельность) Задания в рабочей тетради (самостоятельная деятельность) Задания в рабочей тетради (самостоятельная деятельность) Задания в рабочей тетради (самостоятельная деятельность) Тест по теме (тетрадь для подготовки к ГИА) Тест по теме (тетрадь для подготовки к ГИА) Тест по теме (тетрадь для подготовки к ГИА) Тест по теме (тетрадь для подготовки к ГИА) Ахметов М.А.
176 Домашнее задание: (на выбор) 1) Задания 1-3 [4, с. 22] 1. Приведите примеры физических и химических явлений. По каким признакам можно отличить физическое явление от химического? 1. Приведите примеры физических и химических явлений. По каким признакам можно отличить физическое явление от химического? 2. Приведите примеры химических реакций, происходящих в природе и организме человека 2. Приведите примеры химических реакций, происходящих в природе и организме человека 3. Какой процесс – химический или физический – происходит: а) при образовании ржавчины на железных предметах; б) при выветривании горных пород; в) при испарении воды из водоёма (озера, моря); г) при сжигании бензина в двигателе автомобиля; е) при потемнении изделий из серебра. 3. Какой процесс – химический или физический – происходит: а) при образовании ржавчины на железных предметах; б) при выветривании горных пород; в) при испарении воды из водоёма (озера, моря); г) при сжигании бензина в двигателе автомобиля; е) при потемнении изделий из серебра. Ахметов М.А.
177 Домашнее задание: (на выбор) 2) Задание 5. Домашний эксперимент + отчёт о домашнем эксперимента [4, с.22] Дома проведите следующий опыт: положите в стакан одну чайную ложку уксуса (столовый уксус – это раствор уксусной кислоты). С помощью горящей спички выясните, какой газ выделяется в результате протекающей реакции. Узнайте у родителей, в каких случаях применяется эта реакция, называемая в быту гашением соды. Ахметов М.А.
178 Домашнее задание: (на выбор) 3) Лабораторный эксперимент (на факультативе или в плане внеклассной работы) [4, §4] «Изучение физических свойств веществ» - воды, меди, цинка, железа, пластмассы, органических жидкостей в соответствие с планом [4, c.24]. Объём жидкостей измеряется цилиндром, объём твердых веществ по объёму вытесненной воды. Масса может быть измерена по разности масс. Плотность жидкостей может быть измерена с помощью ареометра Ахметов М.А.
179 Домашнее задание: (на выбор) 4) Составьте описание физических свойств веществ в соответствии с материалом §4 «Описание физических свойств веществ» [4] Ахметов М.А.
180 Список дополнительных материалов Ахметов, М.А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения / М.А. Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения / М.А. Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения / М.А. Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения / М.А. Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Выбор методов обучения: от теории к практике / М.А.Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Выбор методов обучения: от теории к практике / М.А.Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Выбор методов обучения: от теории к практике / М.А.Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Выбор методов обучения: от теории к практике / М.А.Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. К методике применения средств наглядности при формировании химических понятий / М.А. Ахметов, О.Н. Исаева, Н.Н. Пильникова // Химия в школе С Ахметов, М.А. К методике применения средств наглядности при формировании химических понятий / М.А. Ахметов, О.Н. Исаева, Н.Н. Пильникова // Химия в школе С Ахметов, М.А. К методике применения средств наглядности при формировании химических понятий / М.А. Ахметов, О.Н. Исаева, Н.Н. Пильникова // Химия в школе С Ахметов, М.А. К методике применения средств наглядности при формировании химических понятий / М.А. Ахметов, О.Н. Исаева, Н.Н. Пильникова // Химия в школе С Ахметов, М.А. Визуальный подход к определению степени окисления / М.А. Ахметов, Э.А. Мусенова // Химия в школе С Ахметов, М.А. Визуальный подход к определению степени окисления / М.А. Ахметов, Э.А. Мусенова // Химия в школе С Ахметов, М.А. Визуальный подход к определению степени окисления / М.А. Ахметов, Э.А. Мусенова // Химия в школе С Ахметов, М.А. Визуальный подход к определению степени окисления / М.А. Ахметов, Э.А. Мусенова // Химия в школе С Ахметов, М.А. Решение задач повышенной сложности с использованием таблиц / М.А. Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Решение задач повышенной сложности с использованием таблиц / М.А. Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Решение задач повышенной сложности с использованием таблиц / М.А. Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Решение задач повышенной сложности с использованием таблиц / М.А. Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Визуальные модели в формировании основных теоретических представлений / М.А. Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Визуальные модели в формировании основных теоретических представлений / М.А. Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Визуальные модели в формировании основных теоретических представлений / М.А. Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Визуальные модели в формировании основных теоретических представлений / М.А. Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. К решению типовых расчётных задач: стратегия выдвижения гипотез / М.А.Ахметов, Э.А.Мусенова // Химия в школе С Ахметов, М.А. К решению типовых расчётных задач: стратегия выдвижения гипотез / М.А.Ахметов, Э.А.Мусенова // Химия в школе С Ахметов, М.А. К решению типовых расчётных задач: стратегия выдвижения гипотез / М.А.Ахметов, Э.А.Мусенова // Химия в школе С Ахметов, М.А. К решению типовых расчётных задач: стратегия выдвижения гипотез / М.А.Ахметов, Э.А.Мусенова // Химия в школе С Ахметов, М.А. Метафоры в обучении химии: за и против / М.А.Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Метафоры в обучении химии: за и против / М.А.Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Метафоры в обучении химии: за и против / М.А.Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Метафоры в обучении химии: за и против / М.А.Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Из опыта разработки системы обучения решению расчётных задач / М.А.Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Из опыта разработки системы обучения решению расчётных задач / М.А.Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Из опыта разработки системы обучения решению расчётных задач / М.А.Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Из опыта разработки системы обучения решению расчётных задач / М.А.Ахметов // Химия в школе С Ахметов, М.А. Роль визуальных образов в системном формировании понятий "гомология" и "изомерия" / М.А.Ахметов // Химия в школе. – – 6. – с Ахметов, М.А. Роль визуальных образов в системном формировании понятий "гомология" и "изомерия" / М.А.Ахметов // Химия в школе. – – 6. – с Ахметов, М.А. Роль визуальных образов в системном формировании понятий "гомология" и "изомерия" / М.А.Ахметов // Химия в школе. – – 6. – с Ахметов, М.А. Роль визуальных образов в системном формировании понятий "гомология" и "изомерия" / М.А.Ахметов // Химия в школе. – – 6. – с Ахметов, М.А. Как организовать познавательную деятельность учащихся или Семь правил успешного обучения // Химия в школе С Ахметов, М.А. Как организовать познавательную деятельность учащихся или Семь правил успешного обучения // Химия в школе С Ахметов, М.А. Как организовать познавательную деятельность учащихся или Семь правил успешного обучения // Химия в школе С Ахметов, М.А. Как организовать познавательную деятельность учащихся или Семь правил успешного обучения // Химия в школе С Ахметов, М.А. Развитие познавательной активности учащихся в обучении химии // Gamtamokslinis UGDYMSAS (Natural Science Education / Естественнонаучное образование) (34). - С Ахметов, М.А. Развитие познавательной активности учащихся в обучении химии // Gamtamokslinis UGDYMSAS (Natural Science Education / Естественнонаучное образование) (34). - С Ахметов, М.А. Развитие познавательной активности учащихся в обучении химии // Gamtamokslinis UGDYMSAS (Natural Science Education / Естественнонаучное образование) (34). - С Ахметов, М.А. Развитие познавательной активности учащихся в обучении химии // Gamtamokslinis UGDYMSAS (Natural Science Education / Естественнонаучное образование) (34). - С Ахметов М.А.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.