Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМария Язева
1 Функции школьного учебника Евгения Владимировна Воропай, зав. кафедрой гуманитарного образования, к. п. н., доцент
2 Учебник - это книга, содержащая в себе научное, последовательное, доступное для учащихся изложение содержания учебного предмета, соответствующее программе и требованиям дидактики ( Каиров, 1948); форма фиксации содержания, проекция целостной деятельности обучения, в которой запрограммирована деятельность учителя и учащихся ( Краевский, 1976); массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей ( Зуев, 1987); комплексная информационная модель, отображающая четыре элемента педагогической системы цели обучения, содержание обучения, дидактические процессы, определенные организационные формы обучения, и позволяющая воспроизвести их на практике ( Беспалько, 1988). средство усвоения содержания образования ( Лернер, 1992); проектируемая цель обучения ( Товпинец, 1992).
3 Стереотипные представления о школьном учебнике Узкая предметная направленность учебника Преобладание репродуктивно - объяснительного типа изложения учебного материала Требование лаконичности и краткости изложения учебного материала Стиль школьного учебника должен быть выдержан в жанре учебно - научной литературы без каких - либо элементов занимательности и популяризации Предметные знания, изложенные в учебнике, являются достаточным основанием для формирования приемов и способов учебно - познавательной деятельности
4 Стереотипные представления о школьном учебнике В учебнике фиксируется некоторое обязательное для всех учащихся учебное содержание, темп усвоения которого, его количество и уровень сложности относительно разных учащихся регулируются учителем Текст учебника по своей форме выступает в качестве письменной монологической речи автора ( авторов ) Учебники не предназначены для организации индивидуальной работы, поскольку эта функция делегирована учителю В учебнике в минимальной степени представлены средства контроля и самоконтроля, поскольку предполагается, что внешний контроль будет осуществлять учитель, а самоконтроль сам ученик.
5 Структура учебника 1. Тексты : Основной текст Макротексты Пояснительные тексты Дополнительные тексты 2. Учебные задания задачи упражнения 3. Аппарат организации усвоения 4. Иллюстративный материал 5. Аппарат ориентировки
6 Функции учебника информационная, систематизирующая, функция закрепления и самоконтроля, самообразования, интегрирующая, координирующая, развивающе - воспитательная ( Зуев, 1983); « одним из показателей качества учебника следует считать то, в какой мере он создает методические возможности построения различных вариантов уроков для учителей, обладающих различной квалификацией » ( Донской, 1985).
7 Учебник - для учителя или для учащихся ?
8 У учителя полноценный учебник формирует педагогическое сознание и раскрывает перед ним логику обучения. Тем самым учебник служит для учителя руководством к организации учебного процесса. Для ученика учебник источник, содержание и инструмент усвоения учебного материала. Тем самым учебник, при его соответствующем наполнении, выступает в роли опережающего инструмента организации обучения » ( Рахимов, 1991).
9 Функции учебника Систематизация информации Система изложения учебного материала в учебнике должна определяться не только логической структурой науки или вузовских курсов, но и закономерностями развития познавательной деятельности школьников одно из важнейших назначений школьного учебника продемонстрировать ученику средствами учебного текста способы организации самообразования ( М. Н. Скаткин, 1992). Одной из основных функций учебной книги следует считать руководство познавательной деятельностью учащихся
10 Функции учебника Н. И. Зильберберг видит одной из задач учебника организацию условий для развития исследовательской деятельности школьников ( Зильберберг, 1999). Аналогичную точку зрения высказывает А. Г. Мордкович, отмечая, что « учебник должен быть ориентирован не столько на усвоение готовых знаний, сколько на их поиск » ( Мордкович, 2003, с. 4). В. С. Цетлин подчеркивает необходимость создания различных учебных книг для разных групп учащихся
11 Необходимость средствами учебника стимулировать интерес учащихся к учебному предмету : разъяснение учащимся значения получаемых ими знаний и умений в увлекательной, более яркой форме ; создание условий для стимулирования умственной активности учащихся : знания не даются в готовом виде, ученики должны их « добыть »; ответы формулируются школьниками самостоятельно ; использование образного изложения материала, в том числе изображение абстрактных грамматических понятий в виде рисунков ; разнообразие учебного материала ; посильность материала для детей соответствующего возраста, при этом он должен быть нелегок для усвоения ( Граник, Концевая, Бондаренко, 1984). Требования к учебнику
12 наличие специальных приемов, возбуждающих интерес и усиливающих мотивацию учения ; наличие дифференцирования материала ; увеличение удельного веса самостоятельной работы с широким использованием проблемности и опыта творческой деятельности ; включение специальных приемов, обучающих работе с учебным материалом ( в том числе текстом ); повышение воспитательной роли учебника ; более широкий спектр методических средств, содержащих основу для различных вариантов урока ; переход к более сложным формам конструирования учебников и соответствующее им улучшение качества оформления и полиграфического исполнения ( Донской, 1985).
13 « глубоко убежден в том, что нам сейчас совершенно не нужны очередные ( десятые или двадцатые ) переработанные издания прежних, пусть даже весьма заслуженных, учебников. Нам необходимы учебники нового поколения …» ( Максаковский, 1991).
14 Функции учебников нового типа : отражение широкой научной картины мира ( в том числе в виде нисходящей иерархии : законы закономерности научные теории научные гипотезы научные понятия факты ); ориентация на фундаментальные знания ( независимо от будущей профессии ); организующая роль теории ( обобщений по отношению к фактам ); стимулирование учащихся к самостоятельному добыванию знаний ; дифференцированный подход ( выделение в учебном тексте 2–3 планов ); проблемный подход ; баланс научности и доступности ( включая искусство научной популяризации ) ( Максаковский, 1991).
15 учебник должен реализовать цели обучения, которые могут диагностироваться в реальном масштабе учебного времени ; построение учебника по модульному типу как совокупности законченных тематических блоков ; вариативность содержания учебника ; наличие системы упражнений, необходимой и достаточной для овладения учащимися учебно - познавательной деятельностью ; учебник должен включать соответствующий данному возрасту мотивационный компонент ; структура и содержание учебника должны соответствовать принятой в дидактическом процессе системе управления ; учебник должен быть ориентирован на возможность его использования в условиях информационной технологии обучения ; учет возрастных норм и возможностей учащихся ( специфики мотивации и интересов, скорости усвоения, нормальной учебной нагрузки и т. п.) ( Монахов, 1995). Функции учебников нового типа :
16 мировоззренческая ( учебник вооружает учащихся диалектико - материалистическим методом, то есть убежденностью в познаваемости, объективности и взаимообусловленности явлений природы и общества ); синтезирующая ( учебник призван формировать целостное представление о мире и целостную творческую личность ученика ); ценностно - ориентационная ( учебник должен усиливать гуманитаризацию образования, развертывать процесс самообразования и саморазвития учащихся ) ( Рахимов, 1991). Функции учебников нового типа :
17 Кроме того, учебник предусматривает реализацию трех педагогических функций : общеобразовательной ( вооружение школьников знаниями методологических принципов, диалектическими методами познания предмета, а также умением сознательно применять эти знания и методы в учебно - познавательной деятельности ); воспитывающей ( формирование мировоззрения, способности к контролю и самоконтролю, самооценке и взаимопомощи и т. д.); развивающей ( развитие познавательной потребности, положительной мотивации, целеполагающей активности и творческих качеств учащихся ) ( Рахимов, 1991). Функции учебников нового типа :
18 Итак, главные функции учебника : 1. Информативная 2. Управляющая 3. Развивающая 4. Коммуникативная 5. Воспитательная 6. Функция дифференциации обучения 7. Функция индивидуализации обучения
19 Основные дидактические требования к школьному учебнику 1. Соответствие учебника содержанию образования 2. Соответствие учебника принципам обучения систематичности доступности наглядности сознательного и активного участия
20 гуманитаризации – основой содержания образования является человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира ; целостности картины мира - отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание учеником разнообразных связей между его объектами и явлениями ; культуросообразности – отбор содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России ; непрерывного общего развития каждого ребенка
21 инструментальность - это предметно - методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний ( включение словарей разного назначения во все учебники, создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач, постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами, требование применения в учебном процессе простейших инструментов для решения конкретных учебных задач. Инструментальность - это и максимальное размещение методического аппарата в корпусе учебника, рассчитанного как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу ; дифференциация учебных заданий, сориентированных на разноуровневое развитие школьников. Это единая система специальных выделений учебного материала во всех учебниках.
22 интерактивность - прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet- адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации. Современный учебник характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор, игрой стилей.
23 Фактический объем параграфа вычисляется на основании скорости чтения школьников разного возраста и составляет ( шрифт Times New Roman, размер шрифта 14): 5-6 кл. - 2,5-3 стр. 7 кл ,5 стр. 8 кл. - 3,5-4 стр. 9 кл ,5 стр. 10 кл. - 4,5-5 стр. 11 кл ,5 стр.
24 Рекомендуемый объем иллюстративного материала для учебников 5-7 классов - 40%, 8-11 классов - 30% от общего ( фактического ) объема учебника.
25 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 апреля 2010 г. 428 Положение о порядке проведения экспертизы учебников При педагогической экспертизе учебника экспертное заключение должно содержать однозначные выводы : о соответствии содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования или федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования ; о соответствии учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся ; о принадлежности учебника к завершенной предметной линии учебников ; о принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.
26 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 апреля 2010 г. 428 Положение о порядке проведения экспертизы учебников При научной экспертизе учебника экспертное заключение должно содержать однозначный вывод : о соответствии содержания учебника современным научным представлениям с учетом соответствующей ступени общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования или с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующей ступени общего образования.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.