Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВалентина Горюнова
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 50 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район Презентация из опыта работы «Использование элементов фольклора в процессе коммуникативного развития младших дошкольников» воспитателя первой категории Болговой Ирины Ивановны учебный год
2 «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка» К.И.Чуковский Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют «живую» речь. Современный ребенок все меньше времени проводит в обществе взрослых и все больше за компьютером или телевизором. Многие из нас говорят стандартно, невыразительно, тускло, забывая, что есть живая и прекрасная, могучая и гибкая, добрая, русская речь! Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли о том, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы и культуры.
3 Цель: помочь ребенку осмыслить русское народное творчество Задачи: 1. Познакомить детей с русским народным творчеством: фольклором,песнями,танцами,игрушками. 2. Развивать речь детей: познакомить с богатым образным родным языком, обогащать словарный запас, развивать речевую культуру. 3. Приобщать к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
4 Для того чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо было создать соответствующую развивающую среду. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого русского народа. В интерьер группы включили элементы русского фольклора: - «Русская изба» -мини-музей народного быта; - «Сказочный теремок» -уголок театрализации с разными видами театров; - Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами; - Сундук «сюрпризов» - Дидактическая юбка «Бабушкина сказка» и дидактическая кукла «Акулина»; -Картотека игр для развития мелкой моторики; - Мнемотаблицы сказок; - Дидактическая игра «В русской избе» и др.
5 Национальный уголок оформлен в виде «Русской избы». В «избе» дети знакомятся со старинными предметами, украшенными декоративной росписью, их названиями: деревянные ложки, куклы в кубанских костюмах, вышивки, рушники и т.д.
6 Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Уголок театрализованной деятельности разместился в «Сказочном теремке», ставни на окошках в котором оформлены по мотивам народных росписей. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
7 И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. «Как две капли воды» – очень похожи друг на друга.
8 На материале фольклора проходит обучение разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как ловко скачет зайка, неуклюже ходит медведь и мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т.д. Я рыжая лисица Я бегать мастерица, Я по лесу бежала, Я зайку догоняла.
9 Знакомство с русскими народными инструментами погружает детей в волшебную страну звуков, способствует формированию у ребят музыкального вкуса, и в сочетании с колоритными потешками побуждает детей проявлять свои речевые знания.
10 Для занятий и игр с детьми в различных образовательных областях: познание, речевое и математическое развитие изготовлены пособия: дидактическая юбка «Бабушка-сказка» и дидактическая кукла «Внучка Акулина». В оформлении данных пособий использован русский колорит, что в свою очередь прививает детям чувство любви к русскому народному фольклору. Яркая, полная загадок юбка с цветными ленточками, загадочными сумочками – не может не привлечь внимания малышей. Дети проявляют интерес к необычной сказочнице и собираются вокруг нее.
11 Кукла «Внучка Акулина» - многофункциональное, мобильное дидактическое пособие. Оно прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми. «Акулина» вступает с детьми в диалог, рассказывает ребятам заклички, скороговорки, приговорки и т.д.
12 Во вместительных кармашках- разнообразный дидактический материал, направленный на развитие мелкой моторики (прищепки, волчки, свистульки и т.д.). Веселая вертушка Скучать нам не дает. Весёлая вертушка Гулять меня зовет. Ребёнку предлагается прокрутить волчок, а пока он крутится ему необходимо проговорить скороговорку или рассказать потешку. Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрёшки. Малышам рассказываем о красоте и особенностях этой игрушки. «Ложки-поварёшки» для отстукивания ритмического рисунка по образцу.
13 Игры с прищепками Божья коровка, Ты лети на небо, Принеси нам хлеба! Черного, белого, Только не загорелого Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса, Расти косонька до пят- Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся Маму, дочка, слушайся!
14 Д/и «Русские сугробы» – для развития длительного выдоха, тренировки зрительной памяти. Перед ребенком карточка с картинками, закрытыми «снежным сугробом», сделанным из белой салфетки. Нужно подуть на «сугроб», чтобы он разлетелся и можно было увидеть и назвать картинки. Потом «сугроб» закрывается и ребенок называет увиденные картинки по памяти.
15 Русская печка- это «гордость нашей группы», Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили обувь, грибы, ягоды. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. А сколько историй рассказано ребятам на русской печке!
16 Возле печки дети любят слушать народные сказки, колыбельные и не только слушают, но и сами подпевают: Ой ты, котинька-коток, Котя серенький хвосток, Ты приди к нам ночевать, Аню в люлечке качать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусочек пирога, Да кувшин молока, Еще каши горшок, Сладких пряников мешок. Колыбельные ассоциируются с теплотой и уютом дома, с нежностью и любовью мамы, бабушки. Через колыбельные дети узнают, что кроватка в разные времена называлась «люлька, зыбка».
17 Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Красочно оформленные пословицы и поговорки, особенно для младшего и среднего возраста, позволяет легче запомнить и воспроизвести их.
18 Перед вами- раскраски, предназначенные для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Они знакомят детей с образными выражениями русского языка, благодаря которым речь становится ярче, выразительней, содержательней. Кроме того, в процессе раскрашивания и штриховки, ребенок упражняет свою руку, что способствует развитию мелкой мускулатуры пальцев. Да и о воспитательном моменте не стоит забывать. Этот материал из интернета я взяла в копилку и считаю, что он очень нужен в работе с детьми. «Как две капли воды» – очень похожи друг на друга. «Смотреть сквозь пальцы» - не обращать внимания на что-либо.
19 Сказка является благоприятным материалом для развития связной речи дошкольников. Особое место занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Содержание мнемотаблицы- это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Причем, условно-наглядную схему нужно изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая. Использование метода мнемотехники в детском саду даёт действительно хорошие результаты. Я заметила, что применение мнемотаблиц очень облегчает детям поиск и запоминание слов. Для изготовления таблиц не требуются художественные способности,любой педагогов состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному тексту.
20 Для приобщения своих детей к истории нашего народа, ознакомления с тем, как он жил и обустраивал свой быт, я изготовила дидактическую игру «В русской избе». А что же там, внутри дома? А там одна комната- горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней. А что в этой комнате есть? Мы расставляем в комнате различные предметы, узнаем о предназначении этих предметов,- знакомимся с интерьером русской избы. Игра очень познавательная и интересная.
21 Работая с детьми в указанном направлении, я пришла к выводу, что: Во первых, знакомя детей с устным народным творчеством, решаю познавательные задачи, а это способствует развитию детского мышления, обогащению речи детей. Во вторых, эта работа позволяет приблизить детей к культуре русского народа, познакомить с традициями и обычаями, передаваемыми из поколения в поколение. В третьих, работа с фольклором способствует воспитанию у детей любви к родному краю и умению видеть и понимать окружающий мир. В четвертых, применение народных игр, дыхательных гимнастик, физминуток, основанных на фольклоре, помогает добиться качественной двигательной активности детей, снижает утомляемость и увеличивает сопротивляемость детского организма к болезням. В пятых, потешки, пословицы, поговорки, которые вызывали доброжелательный смех детей, действуют на детей сильнее, чем замечания и наказания, способствуют установлению эмоционального контакта между детьми. Эти выводы дают основание говорить о необходимости продолжить работу в этом направлении, именно: знакомство с обычаями и традициями родного края, станицы, расширение знаний детей об устном народном творчестве, различных промыслах России и Кубани, а также обогащение в группе развивающей среды и накопление обучающего и теоретического материала.
22 Желаю всем коллегам по работе, которым небезразлично будущее наших детей, чаще разговаривать с ними на «фольклорном языке». Фольклор на все случаи жизни даст добрый совет и научит быть внимательным по отношению к людям Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.