Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВероника Якунчикова
1 Развитие нравственного потенциала обучающихся через применение технологии педагогическая мастерская на уроках истории Рудина Т.А. - учитель истории МОУ Комьянская СОШ … и тогда обязательно придешь по графически запечатленному пути к наивысшему в себе. Л. Н. Толстой
2 Терминология Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
3 Применение технологии педагогическая мастерская на уроках истории создает условия для понимания и формирования таких ценностей как «Человек», «Личность», «Индивидуальность», «Нравственный выбор», «Свобода», «Ответственность», «Общение», «Коллектив», «Доверие». Нравственные ценности
4 Основоположники : Ж.-Ж. Руссо Гастон Башляр Л.Н. Толстой С.А. Рачинский АС. Макаренко
5 Философская основа: гуманистическая Методологический подход: групповой, индивидуальный, коммуникативный Тип управления учебно- воспитательным процессом: система малых групп + «репетитор»
6 Организационная форма: альтернативная Преобладающие средства: вербальные + наглядные Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: свободного воспитания Категория объектов: продвинутого образования
7 Принципы и правила проведения : ценностно-смысловое равенство всех участников, включая педагога; ненасильственное вовлечение в процесс деятельности; только положительная оценка учащихся; отсутствие соперничества, желание искать в мнении других положительное, примечательное, уникальное; чередование индивидуальной и групповой работы; важность не столько результата творчества, сколько самого процесса; разнообразие используемого материала; ответственность каждого за свой выбор; безоценочная деятельность; право каждого на ошибку; значительный элемент загадочности в заданиях; организация и перестройка реального пространства; ограничение роли участия практической деятельности мастера, руководителя как авторитета.
8 Методы: репродуктивный проблемный эвристический исследовательский
9 Типы мастерских: По составу участников: для учащихся; для взрослых; универсальные. По целям и способам деятельности: мастерские творческого письма; мастерские построения знаний; мастерские по самопознанию; мастерские ценностных ориентаций.
10 Особенности организации деятельности учащихся Творческая, поисковая, исследовательская деятельность. Групповая форма учебного взаимодействия. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы. Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным. Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.
11 Особенности организации деятельности учителя Не объяснение материала, а предъявление заданий, ориентирующих учащихся на самостоятельную деятельность по построению нового знания, созданию творческого продукта. Поддержка, поощрение самостоятельности и инициативы учащихся. Создание доброжелательной атмосферы. Отсутствие отметок и оценочных суждений. Сотворчество учителя и ученика. Организация диалога, в котором каждый ученик имеет право на собственное мнение. Обеспечение сотрудничества учащихся в группе (каждый имеет право высказаться и должен уметь слушать другого).
12 Структура мастерской I. Индуктор – прием, обеспечивающий наведение на проблему, свернутый смысл темы. Цель индуктора – затронуть внутренние пружины сознания, погрузить в безбрежное фантазирование по созданию своего мира, пробудить желание включиться в учебный процесс. Сущность данного приема заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям: – Актуализация личного жизненного опыта каждого ученика. – Доступность, не трудность задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению. – Открытость задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения. – Неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность. – Внутренняя связь задания с основной идеей и сверхзадачей мастерской.
13 II. Система заданий Самоконструкция – диалог ученика с самим собой. Социоконструкция – выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т.д. Социализация – обнародование, защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы (как индивидуальной, так и групповой). Деконструкция – превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию учеником неполноты, неточности своего прежнего знания. Реконструкция – поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формулы и т.д. Разрыв – кульминация творческого процесса, озарение как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления.
14 III. Рефлексия – самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской. Афиширование – представление работ, своих мыслей, идей на общее обсуждение.
15 Тема: « Великий террор» 1930–х гг. и создание централизованной системы управления обществом Цели: О: определить особенности политического развития и духовного климата в СССР в 1930 – х гг. Р: развитие креативных умений и коммуникативных навыков. В: воспитание толерантности; неприятия различных проявлений насилия; формирование понятия ценности человеческой жизни, чувства ответственности за свои решения и поступки. Задачи: 1) Актуализировать знания о 1920 – начале 1930–х гг. на ассоциативно – рефлекторном уровне. 2) Актуализировать знания о 1920 – н 30 х гг. и на репродуктивном уровне и дать оценку периоду. 3)вызвать « разрыв», т.е. ощущение противоречия между официальными пропагандистским образом страны и реальной жизнью общества. 4) вызвать чувство сострадания к людям, которых коснулись репрессии (жертвы и их близкие). 5) вызвать чувство ответственности каждого, за события, происходящие в стране. 6)Побудить передать свои мысли и чувства при высказывании своего мнения о том, какие уроки мы должны извлечь из горького опыта 30-х гг.
16 Этапы урока: 1 этап Фазы: 1. Индуктор (наведение). 2. Создание творческого продукта. 3.Социализация. 4.Разрыв. Промежуточная рефлексия. 2 этап Фазы: 1. Обращение к новой информации. 2. Работа с материалом (индивидуальная и групповая) 3.Социализация. 4. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.
17 « Что царь или вождь это главный злодей Придумали низкие лбы. Цари погубили не больше людей, Чем разного рода рабы…» И. Губерман Ход урока 1-й этап урока. Индуктор Звучит музыка «Эх, хорошо в стране советской жить!» Учитель говорит о том, что класс отправляется в путешествие в прошлое, в страну СССР в 30-е годы. * На этом этапе главное создать первое впечатление о стране, ощущение праздника, которое содержит песня.
18 2. Создание творческого продукта -1 Учитель говорит о том, что учащимся необходимо устроиться на работу, так - как «кто не работает, тот не ест», в этой удивительной стране нет «тунеядцев». Предлагает устроиться на работу в качестве режиссеров и поручает первое испытательное задание. Группам раздаются иллюстрации событий 1920-х гг. (Учащимся групповыми усилиями необходимо из отдельных кадров склеить кинопленку. 1-й и последний кадры выделены особенно. На 1-м этапе работы они не заполняются, и только когда иллюстрации приклеены учитель просит ребят дать название фильму «………….20-е», и в зависимости от того как они оценивают происходящее в 20-е годы, такую фразу они должны вписать в последнем кадре. Например «продолжение следует», «конец» или «Happy end». * Смысл задания в том, что для «вчувствования, вживания в эпоху» необходимо переключение учащихся в кинестетическую модальность, они должны поработать руками, а содержание работы здесь второстепенно, хотя это и актуализация изученного ранее материала. Так же важен опыт слаженной групповой работы вынесения самостоятельного ответственного решения.
19 3.Социализация. Учащиеся вывешивают на магнитную доску результаты своей работы и представляют их классу. Учитель сообщает им, что они приняты на работу и предлагает познакомиться лучше со страной, в которую они попали.
20 4. Создание творческого продукта -2. Работа с текстами песен и параллельно исполнение 3-х фрагментов этих песен учащимися под караоке (по выбору учащихся, по фрагменту каждая группа).*Смысл в том чтобы создать ощущение праздника, радости. Задание учащимся: на основе текстов песен ответить на вопросы. Вопросы группам: Какая страна? Какие люди? Какое настроение царит в стране? 5.Социализация. Представители групп представляют свои выводы классу.
22 Разрыв Слова учителя « Получается, ребята, что мы попали в замечательную страну, но почему - то когда в этой стране тысячи людей громко пели о счастливой жизни, тысячи других стонали от боли, выли от отчаяния и бессилия, и тихо даже беззвучно писали о том, что им пришлось пережить.» Ученица исполняет фрагмент стихотворения «Реквием». * Смысл в том, что возникает противоречие между первоначальным образом страны и последующим. С одной стороны – «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», с другой «Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад» и «безвинная корчилась Русь, под кровавыми сапогами и под шинами черных «марусь». Учитель предлагает вернуться в настоящее, и вместе разобраться, что же на самом деле происходило в стране.
23 2-й этап урока. Обращение к новой информации. 1. Рост массовых репрессий Просмотр фрагментов « Шахтинское дело» и «Съезд победителей». Сообщение учащегося о С.М.Кирове. *Смысл сообщения в том, что учащиеся должны подойти к выводу о том, что убийство Кирова послужило поводом для расширения масштабов компании политического террора. Учитель рассказывает о репрессиях в армии. 2. Создание сталинской централизованной системы власти и управления обществом Сообщение о Конституции 1936 года. * Перед началом выступления учащегося учитель задает вопрос : Почему об этом документе появилось такое оценочное суждение « документ вне времени и пространства»? Сообщение о создании централизованной системы управления обществом (Приложение 5).
25 3. Духовный климат в советском обществе. Учитель рассказывает о системе массовых организаций, об идеологизации образования. Сообщение о пионерской организации Работа с документом. Вопрос учащимся: какие противоречия содержатся в письме? Чтение фрагмента письма Н.Швецовой И.Сталину. *Учащиеся делают вывод о противоречии между действительностью и слепой верой в вождя. Учитель усиливает это ощущение заблуждения, читая фрагмент стихотворения Ю. Друниной. (У нее отец был осужден как «враг народа»). Просмотр видеофрагмента «Митинг» Анализ выражений лица людей, их высказываний. * Учащиеся делают вывод, что люди вовсе не «гневно осуждают «врагов народа», как об этом говорит оратор, а с безучастными, равнодушными, запуганными лицами, аплодируют, с опаской оглядываясь по сторонам. Учитель рассказывает анекдот Сообщение учащегося о размахе репрессий. *Учащиеся делают вывод о том, что в обществе царила атмосфера всеобщей подозрительности. Чтение фрагмента письма Всеволода Мейерхольда.
26 Учитель: Как же могло так случиться что тысячи ни в чем не повинных людей, подвергались таким страшным истязаниям и унижениям? Ведь решения и приговоры принимали люди. Многие из тех, кто в 30-е годы выносил смертный приговор для других, вскоре тоже стал жертвой. Работа с карточками. Учащимся предлагаются ситуации, с описанием действий людей и им необходимо представить себя на месте судей и вынести приговор. Особенное внимание учитель обращает на то, что учащиеся должны помнить о том, что в каждом конкретном случае они решают судьбу человека. Учащиеся выносят и озвучивают приговоры. Вопрос учителя: Кто же был виноват в массовых репрессиях: Сталин, Ежов, НКВД или общество в целом? * Ребята делают выводы, склоняясь к тому, что все общество, и каждый человек в отдельности несет ответственность за происходящее в стране (хотя многие обвиняют Сталина и его окружение). Учитель обращает внимание на эпиграф, особенно выделяя строчки « Цари погубили не больше людей, чем разного рода рабы…». Говорит о своем понимании этих слов, о том, что люди могут быть не только рабами других людей, а и «рабами» своего страха и даже «рабами равнодушия» (напоминает о поведении людей в видеофрагменте «Митинг»).
27 «Самое большое рабство – не обладая свободой считать себя свободным» И.Гете «Не бойся врагов, в худшем случае они могут убить, не бойся друзей, в худшем случае они могут предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существуют на земле и предательство и убийство. Р.Эберхардт «Привыкая к цепям рабства для других, вы готовите их для собственных рук и ног. Привыкнув топтать права окружающих вас людей, вы теряете собственную свободу и становитесь сами подходящими подданными любого коварного тирана, проявившегося в вашей среде» А.Линкольн
28 Учитель подводит итог В 30-е годы в Москве был взорван Храм Христа Спасителя. Это очень символично. Храм был построен в честь победы над Наполеоном, и служил символом единства общества, истинного духовного единства. В 30-е годы, несмотря на внешнее единство, в обществе господствовал духовный климат всеобщей подозрительности, страха и раболепия перед властью. Общество было разобщено. Людям казалось, то, что происходит, от них лично не зависит.
30 Но история страны, ее развитие это как фильм, режиссером которого должен ощущать каждый гражданин, и должен осознавать свою ответственность за судьбу страны. Человек должен быть не бездумным «винтиком», а самостоятельной, думающей и принимающей ответственные решения личностью. Об этом важно помнить всегда. Особенно это актуально сейчас, когда наша страна взяла курс на построение гражданского общества, которое немыслимо без инициативы и ответственности каждого гражданина
31 Рефлексия Какие чувства вы испытали во время урока? Хотели бы вы жить в то время? Почему? Какие выводы вы для себя сделали? Учитель благодарит за работу и говорит об уверенности в том, что ребята в будущем будут более ответственно относится к своим решениям и поступкам, займут активную жизненную и гражданскую позицию. Домашнее задание. Творческая работа по теме «СССР в 30-е годы». * Отметки в соответствии с правилами технологии «Педагогическая мастерская» не выставляются, учитель дает словесную оценку работы ребят, и обязательно подчеркивает эффективность их совместной деятельности.
32 Список литературы: 1. Ахматова А.А. Стихи и поэмы. М Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, гг. – М: Просвещение, 1992 год. 3. Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А.. История Отечества ХХ век (9 класс). – М: Русское слово, 2003 год 2. Орлова О.В. История Отечества ХХ век. - С-Пб., Хрестоматия по истории России годы / Головацкий М.Е. – М., Хрестоматия по истории СССР конец 30-х годов: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове / Э. Борохов. – М Мировая история. История России ХХ век. – М: «ОЛМА –ПРЕСС Образование», 2004 год. Электронные ресурсы: 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории (ХIХ – ХХ вв.) 2. История России ХХ век. «КЛИО СОФТ»
33 Педагогические результаты: В.А. Сухомлинский:...я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутительный результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой.
34 Качественные результаты 2004 год 1 место в областном конкурсе методических разработок («Уроки второй мировой войны») 2008 год Диплом 2 степени в областном конкурсе методических разработок по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» (« Великий террор» 1930–х гг. и создание централизованной системы управления обществом) Диплом Лауреата VI межрегионального конкурса видеоуроков по теме«История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» учителей истории, обществознания и литературы
35 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.