Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЗоя Шкловская
1 Интегративный подход в развитии детской одаренности в урочнойй и внеурочнойй деятельности в условиях ФГОС
2 ВНУТРИТИПОВАЯ И МЕЖТИПОВАЯ интеграция I – I II-II III-III У-У У-В В-В I – II I –III II- III
3 Информационные связи (I тип) внутритиповая интеграция Информационные связи позволяют шире и объемнее представить содержательную сторону таких учебных предметов, как физика; химия, биология, география. Взаимодействие истории с физикой, химией, географией, биологией и астрономией позволяет раскрыть суть развития человека, человечества и научного знания, проиллюстрировать исторические закономерности развития той или иной отрасли науки, показать школьникам образ творца науки, условия его творчества, раскрыть секреты творчества выдающихся ученых и мыслителей различных эпох, показать горизонты развития научной мысли в будущем. Взаимодействие физики с химией позволяет взаимодополнять научные теории, полнее и глубже раскрывать существенные характеристики многих явлений и процессов. Взаимодействие физики, химии, астрономии с географией и биологией позволяет подчеркнуть практическую значимость физических, химических, астрономических знаний в жизни человека. Это взаимодействие дает возможность на уроках и внеурочных занятиях прогнозировать будущие открытия человечества, формировать общечеловеческое гуманистическое мировоззрение у школьников, позволяющее человечеству выжить, сохранить уникальнейшую земную цивилизацию. Большое значение приобретает возможность самостоятельного приобретения школьниками информации по одному из учебных предметов и творческое использование этой информации в освоении учебного материала по другим учебным предметам.
4 Вещественные связи (I тип) внутритиповая интеграция позволяют осуществлять планомерное использование продуктов творческой деятельности детей, созданных во внеурочнойе время, на уроках. Особенно большие возможности реализации вещественных связей имеются при взаимодействии физики с другими учебными дисциплинами данного типа. Приборы, конструкции, модели, выполненные школьниками на занятиях физического кружка, творческого объединения, научного общества по заказам учителей химии, биологии, истории, географии, с успехом могут быть использованы как на соответствующих уроках, так и во внеурочнойй работе по данным учебным дисциплинам. Сбор коллекций (минералов, растений, почв, насекомых и т.п.), архивных материалов на экскурсиях и других внеурочных занятиях по биологии, географии, истории могут углубить содержание урочных и внеурочных занятий по физике, химии, астрономии. Хорошие возможности в реализации вещественных связей имеются при взаимодействии близких (смежных) по научному содержанию учебных предметов: физика - химия, физика - астрономия, биология - химия, биология - география. Планируемые поделки детей по каждой из данных учебных дисциплин, несомненно, способствуют продуктивному взаимодействию урочных и внеурочных занятий и повышают качество учебно-воспитательной работы.
5 Связи развития личности (I тип) внутритиповая интеграция Формирование различных умений, познавательных и учебных интересов, самодеятельности, творческой активности, других качеств личности, ее отношений, потребности в самосовершенствовании интенсифицируется при взаимодействии урочных и внеурочных занятий по физике, истории, биологии, географии, астрономии, химии. Ученик подчас неожиданно для себя обнаруживает способность понимания одного из ранее недоступных, трудных предметов, включенных в связку с его любимым учебным предметом. У многих школьников пробуждаются дремавшие интересы и творческие силы. Взаимодействие истории с физикой, химией, астрономией активизирует самостоятельность и системность мышления, формирует склонность к практическому анализу изучаемых фактов, явлений, научных открытий и изобретений. Внутри- и межпред-цетное взаимодействие урочных и внеурочных занятий программирует развитие межличностных отношений учащихся, а также отношений учащихся к окружающему миру и самим себе как частичке этого мира и т.п.
6 Учебные предметы I I типа внутритиповая интеграция Все виды связей (информационных, вещественных, развития личности) межпредметного взаимодействия урочных и внеурочных занятий школьников функционируют относительно слабо или практически отсутствуют. Вместе с тем учителями данных Учебных предметов (иностранный язык, физическая культура, труд) достаточно широко и продуктивно используется внутри-предметное взаимодействие урочных и внеурочных занятий школьников (посредством большого числа модификаций взаимодействия урочных занятий с индивидуальными, групповыми и массовыми формами внеурочных занятий). Следует отметить, что все связи внутри предметного взаимодействия урочных и внеурочных занятий учебных предметов II типа имеют большие возможности и используются учителями достаточно продуктивно..
7 Учебные предметы I I I типа внутритиповая интеграция данный тип учебных предметов пока остается лидером (относительно I и II типов) по количеству-- организуемых интегративных уроков в школе. Но организация таких уроков является пока заслугой немногих творчески работающих педагогов. Отметим также, что использование в учебно-воспитательном процессе межпредметного взаимодействия урочных и внеурочных занятий III типа учебных предметов позволяет включать школьников в сотворчество с учителями. У учеников процесс подготовки и проведения интегративных урочной-внеурочных занятий способствует развитию творческой активности и самодеятельности. Воспитательно-образовательный эффект межпредметного взаимодействия урочных и внеурочных занятий данного типа учебных предметов велик. На таких занятиях у школьников формируется целостное мировосприятие, позволяющее обнаружить уникальность человека как носителя разума и культуры, развиваются межличностные связи, отношение к себе, возникают потребности в самообразовании и самовоспитании.
8 I и I I тип межтиповая интеграция При данном взаимодействии доминирующей может выступать одна из связей: информационная, вещественная, развития личности. Причем вещественные связи для большинства взаимодействующих пар учебных предметов выступают в качестве ведущих, хотя при педагогически целенаправленной интеграции эту роль на себя берут связи развития личности, в частности, обеспечивающие развитие различных умений, отдельных качеств личности и потребностей в самосовершенствовании. Развитие последних занимает значимое место в связи с тем, что многие учащиеся, успешно освоившие научные звания, не всегда могут применить их на практике, и наоборот, ряд школьников, имеющих хорошо развитые умения и навыки практического характера, не всегда видят целесообразность приобретения научных знаний. Взаимодействие урочных и внеурочных занятий учебных предметов I и II типов еще слабо реализуется. Однако при интеграции предметов этих типов учитель получает специфические возможности в развитии, обучении и воспитании детей..
9 I и I I I тип межтиповая интеграция Особенно продуктивно функционируют при данном взаимодействии связи развития личности. Информационные и вещественные связи, находясь в тени, обеспечивают своеобразный интеллектуально-чувственный фон для успешного функционирования связей развития личности. В то же время вещественные связи выступают нередко в роли ведущих. Это можно обнаружить при изготовлении электромузыкальных инструментов, звуковой и цветовой аппаратуры (на кружковых занятиях по физике) для школьного инструментального ансамбля или при создании пособий (иллюстраций для занятий по физике, химии, биологии, астрономии, истории, географии), на которых изображаются выдающиеся полководцы и естествоиспытатели, картины растительного и животного мира, природных явлений в процессе урочнойй и внеурочнойй деятельности школьников по изобразительному искусству.
10 I I и I I I тип межтиповая интеграция Взаимодействие урочных и внеурочных занятий школьников по учебным предметам II и III типов более всего реализуется через связи развития личности и информационные связи. Вещественные связи функционируют в данном взаимодействии в основном посредственно, хотя обеспечивают достаточно высокий уровень взаимодействия для некоторых пар учебных предметов.
11 Проблемно-тематические дни (Байбородова Л.В.) Цель- формирование у детей целостного и системного взгляда на окружающий мир помочь им осознать личностный смысл проживания в этом мире. Основной идеей такого дня является выявление жизненно важной для детей проблемы, решение которой предполагает интеграцию всех или большинства областей знаний, он обеспечивает формирование универсальных учебных действий и личностных качеств учащихся, объединяет в творческом поиске усилия педагогов, учащихся, родителей, а возможно и представителей социума. Организация проблемно-тематического дня предполагает целенаправленную подготовку в течение недели (возможно и дольше) целостного и яркого события с учетом актуальной пробле-мы, которая пронизывает учебный процесс, многие учебные занятия и осуществляется во внеурочнойе время.
12 Проведение таких дней позволяет ребенку осознать следующее: – взаимосвязь знаний, приобретаемых в школе, с проблемами, которые придется решать в жизни; – взаимосвязь всех явлений окружающей жизни и взаимосвязь всех учебных предметов; – необходимость приобретать знания, чтобы решать жизненные проблемы; – любую жизненную проблему может и способен решать сам человек; – личную ответственность за принятие решений; – важность и полезность обучения в школе.
13 Проблемно-тематический день позволяет – интегрировать усилия взрослых и детей для организации крупных воспитательных «доз», которые могут ярко завершать учебную неделю; – на каждом этапе образовательного процесса определять для ребенка привлекательную перспективу, которая станет важным мотивом его учебной деятельности; – целенаправленно организовывать внеуроч-ную деятельность, органично соединив ее с учеб-ным процессом, избавиться от случайности и стихийности в организации образовательного процесса; – оптимально использовать финансовые и кадровые ресурсы
14 Отличительные признаки проблемно-тематического дня: – наличие актуальной проблемы, которая чаще всего представлена в виде вопроса, решение которого связано с поиском информации самими детьми в течение подготовки и проведения дня; – общая проблема может разбиваться на подвопросы, каждый из которых рассматривается детьми самостоятельно за отведенный промежуток времени (на занятии, экскурсии, встрече, дискуссии, после уроков, дома и т. п.); – целостность дня, то есть подчиненность проблеме, его интегративный характер, когда явно отсутствуют разграничение учебных предметов, учебных занятий и воспитательных мероприятий, а каждый этап дня, каждое действие детей соответствуют поставленной проблеме; – гибкость в организации дня, отсутствие жестких временных и организационных рамок; – значительную часть дня составляют импровизация, творчество, обсуждения, практическая деятельность детей, проектная и исследовательская работа; – в подготовке и проведении дня участвуют родители, местные специалисты и жители, учаиеся старших классов, выпускники.
15 Удачи и творческих успехов!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.