Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕкатерина Бражникова
1 Преподаватель: Доцент Каковихина Светлана Ивановна ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Новокузнецкий филиал Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
2 План лекции Предмет психологии. Принципы и методы изучения психических явлений. Значение психологических знаний для профессиональной подготовки и деятельности специалиста в современных условиях. 2
3 Предмет психологии "Психология наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности" 3
4 Психология (от греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но не отделимых от них психических процессов, актов, состояний. 4
5 В течение столетий явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. психологией. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической). 5
6 Понятие психологии и ее место в системе наук о человеке Psyche (греч.) - «душа». Logos (греч.) – «слово, учение, наука» Линии развития психологии 1. Практическая, житейская. Антропоморфизм. 2. Медицинская. Гиппократ: особенности поведения на гуморальном (химическом, физиологическом) уровне. 3. Философско-педагогическая. Аристотель. 6
7 Отрасли психологии Принцип развития: сравнительная психология, психология животных, патопсихология Принцип деятельности: психология разных видов деятельности, психология труда (педагогическая, медицинская, юридическая, военная, космическая, инженерная, психология искусства и др.) 7
8 Предмет психологии 8
9 Понятие психики Б. Г. Ананьев «Человек как предмет познания» Психика (psychikos, psyche) – «душевный, душа» Сферы внутреннего мира человека: 1) познавательная (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление); 2) эмоционально-волевая (переживания, высшие чувства, преодоление препятствий); 3) Профессиональная (трудовые навыки. Умения. знания). 9
10 Психика системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Психика – это форма активного отражения окружающего мира при взаимодействии с ним живых существ. 10
11 Этапы развития психики Понятие филогенеза, онтогенеза. 1. Стадия элементарной сенсорной психики. 2. Стадия перцептивной (перцепция - восприятие) психики. 3. Стадия интеллекта. 4. Стадия сознания.
12 Формы проявления психического 1. Тропизмы (от греч. tropos – поворот, направление) – изменения направления движения растения под влиянием биологически значимых раздражителей. 2. Таксисы (от греч. taksis - порядок, расположение) врожденные механизмы двигательной активности животных в сторону благоприятных или неблагоприятных условий среды.
13 Формы проявления психического 3. Инстинкты (от лат. instinctus – побуждение) – закрепленные в генотипе формы поведения животных и психического отражения. 4. Навыки – это автоматизированные действия, приобретенные в результате обучения и повторения, умение решать задачу. Экстраполяция – предвидение
14 Формы проявления психического 5. Импритинг (от англ. impriting – запечатлевать, оставлять след) – особая форма научения у новорожденных высших позвоночных, приводящая к мгновенному запечатлению в памяти самых ярких признаков впервые увиденных предметов. Возможен в критические, сенситивные периоды.
15 Формы проявления психического Вывод: Психика животных проявляется в 2 формах поведения: врожденной (видовой); приобретенной (индивидуальной). 6. Научение – это основанный на опыте процесс последовательного изменения поведения или жизненного потенциала животного и человека.
16 Отличия психики животных от психики человека Деятельность – форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная связь человека с миром, где он живет. Трудовая деятельность – это производство общественно-полезных благ, востребованных и потребляемых материальных и духовных продуктов.
17 Принципы и методы изучения психических явлений В основе методологии психологических исследований лежат принципы: детерминизма; взаимодействия и развития; целостности; активности; субъектности; реконструкции. 17
18 Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни... Согласно этому принципу, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. 18
19 Взаимодействие и развитие - два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно-временной структуры мира. 19
20 Принцип целостности. Этот принцип применяется для объяснения таких свойств объектов, как: сохранение их идентичности при вариации частных характеристик в достаточно широких пределах (например, сохранение идентичности личности на протяжении ее развития); приобретение качественно новых свойств в процессе взаимодействия (например, формирование психики в эволюции живых организмов); несуммируемость свойств частей в свойства целого (известный афоризм: целое не равно сумме своих частей) и т.п. 20
21 21
22 Принцип активности. В основе феномена активности лежит возможность реализации (актуализации) моделей накопленных взаимодействий. 22
23 Следует различать понятия активности и действия: активность - феномен актуализации фиксированного ранее целостного цикла взаимоотношения; действие - лишь один из аспектов описания такого цикла. 23
24 Принцип субъектности. Фиксация информационных моделей взаимодействия приводит к формированию структур, сохраняющих все многообразие произошедших взаимодействий с миром. 24
25 Принцип реконструкции. Структуры, которые аккумулируют модели взаимодействия с миром (субъект) и процессы их актуализации (т.е. приведение этих структур в активное состояние), недоступны непосредственному изучению. Как правило, их обозначают как внутренние, или скрытые, в отличие от феноменов внешнего, наблюдаемого, поведения. Общая идея принципа реконструкции состоит в определении отношений подобия между различными составляющими всегда целостного взаимодействия, часть которых доступна для оценки при помощи исследовательских процедур, а часть может быть только реконструирована на основе этих оценок. 25
26 Основные подходы, реализуемые в ходе решения психологических задач Все названные принципы реализуются психологами-исследователями в различных подходах к решению теоретических задач и задач прикладного характера. Основные подходы, предлагаемые к рассмотрению - это: системный подход; деятельностный подход; исторический подход. 26
27 27
28 28
29 Применение исторического подхода показывает необходимость учета в процессе изучения психологических явлений всех конкретных условий, в которых оно развивается: места, времени, конкретной сложившейся обстановки. 29
30 Принцип единства сознания и деятельности, реализованный в деятельностном подходе, раскрывает сложную диалектику взаимодействия сознания и деятельности. Сознание, психика каждого конкретного индивида в данный момент представляют собой продукт развития личности этого индивида в процессе всей его жизни. 30
31 Методы психологии Методы научных исследований – это те приёмы и средства, с помощью которых учёные получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. 31
32 Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных 32 Основной метод Вариант основного метода Наблюдение Внешнее (со стороны) Внутреннее (самонаблюдение) Свободное Стандартизированное Включенное Стороннее Опрос Устный Письменный Свободный Стандартизированный Тесты Тест-опросник Тест-задание Проективный тест Эксперимент Естественный Лабораторный Моделирование Математическое Техническое Логическое Кибернетическое
33 Значение психологических знаний для профессиональной подготовки и деятельности специалиста в современных условиях 33
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.