Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГаля Желвакова
1 1 Всероссийский конкурс «Учитель года России – 2014» Карпачев С. В. Тульская область Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы
2 Цель современного образования – не знания, а действия. Карпачев Сергей Владимирович Учитель русского языка и литературы МБОУ МО Плавский район «Плавская СОШ 2» Педагогический стаж – 15 лет Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 1999 г. 2
3 Результаты международного мониторинга PISA Швеция Исландия Словения Литва Греция Турция Россия
4 Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы Признаки критического мышления: -мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком -аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения -многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон -социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия - дискуссия -индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией Тема опыта 4
5 а ) изучение и апробирование новых педагогических технологий б) изучение статей коллег по применению технологии развития критического мышления и применению новых дидактических технологий в методических материалах в) систематический анализ проверки знаний по русскому языку и литературе, итоговой аттестации по предмету г) личные наблюдения за обучающимися, общение с детьми и их родителями д) повышение квалификации на курсах Условия возникновения и становления педагогического опыта 5
6 - «включить» обучающихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний - формировать универсальные виды учебной деятельности, необходимые для развития личности, её самореализации, готовности к непрерывному образованию, способной ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения - учить школьника самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию - контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Использование технологии РКМЧП позволяет педагогу, используя универсальную модель и систему эффективных приёмов: Актуальность опыта 6
7 между низким уровнем мотивации учащихся к обучению и как следствие – слабой подготовкой и высокими требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику между знаниями, полученными на уроках русского языка и литературы и способностью применять их в жизненной практике между требованиями общества к высокой грамотности личности, к её кругозору и существующим характером обучения и воспитания детей в средней и старшей школе между пониманием учителями значимости формирования и развития критического мышления учащихся и их неготовностью решать эти задачи в практической деятельности вследствие отсутствия необходимых профессиональных компетенций Противоречия опыта 7
8 Проблема опыта Создание с помощью технологии развития критического мышления такой обучающей среды, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения; создание условий для обучения каждого ученика в зоне его ближайшего развития; формирование коммуникативных умений и навыков, успешности и признания обучающихся. 8
9 Задачи педагогического опыта: Цель педагогического опыта: представить систему работы по формированию метапредметных умений с помощью технологии развития критического мышления у обучающихся средних и старших классов при изучении русского языка и литературы, опираясь на научные труды и разработки. - формирование в процессе обучения русскому языку и литературе критического стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения; - формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте; - включение значимой информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых знаний и умений. 9
10 1. Теория осмысленного обучения Л.С. Выготского. 2. Идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя. 3. Учения о сущности и технологиях формирования критического мышления учащихся П.Я. Гальперина и С.И. Заир-Бека. Структура урока по технологии РКМЧП Технологические этапы I стадияII стадияIII стадия Вызов: - имеющиеся знания; - интерес к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. Осмысление содержания: - получение новой информации; - корректировка учеником поставленных целей обучения. Рефлексия: - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма - технология, разработанная американскими педагогами Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита Ч. Темплом, Д. Стилом, К. Мередитом. Теоретическое обоснование педагогического опыта 10
11 Фаза вызова Фаза осмысления Фаза рефлексии Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (получение новой информации по теме) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Информационная (приобретение нового знания) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) Функции этапов урока 11
12 Кластеры Инсерт Синквейн Сравнительная диаграмма Эссе Бортовой журнал Приёмыработы Технология педагогического опыта Идея педагогического опыта Формирование у обучающихся метапредметных умений через использование технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» на уроках русского языка и литературы 12
13 Синквейн - Левша -Талантливый, тульский -Мастерил, творил, подковал -Дело мастера боится! -Талант Обстоятельства в простом предложении Придаточные обстоятельственные в СПП Значения Виды Вопросы Сравнительная диаграмма Технология педагогического опыта 13 Взаимоопрос
14 Приёмы работы с текстом Технологические этапы Вызов Осмысление содержания Рефлексия Актуализация знаний о тексте как многоаспектной и глубинной единице речи Приобретение учеником опыта работы с текстом как активным и думающим читателем, способным подойти к литературному произведению с новыми идеями Активное целостное обобщение полученной информации и выработка собственного отношения к изучаемому материалу Стратегии работы с художественными текстами Дерево предсказаний Чтение с остановками «Толстые» и «тонкие» вопросы 14
15 Внеурочная деятельность по предметам Детско – родительский читательский клуб Детский театр «Золотой ключик» 15
16 Новизна опыта В преобразовании и адаптации известной технологии развития критического мышления, рассчитанной на продвинутого ученика, к условиям учебного заведения, в котором я работаю. Во внедрении в мою педагогическую деятельность приёмов технологии РКМЧП, которые выводят учеников на более высокий уровень мышления (сравнение, анализ, синтез, оценку и т.д.) и ориентируют на создание условий для свободного развития каждой личности. В апробировании системы работы по развитию критического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС. В использовании нетрадиционных типов уроков. В преобразующей деятельности обучающихся на уроках. Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная изобретательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе. 16
17 Результативность опыта 17
18 Результаты диагностики (в %) Показатели коммуникативности (в %) Результативность опыта 18
19 Ожидаемая модель выпускника, который должен: уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания; умело применять их на практике для решения разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить; видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией. Характеристика прогностического аспекта педагогического опыта 19
20 Трудоёмкость опыта Необходимость в: осуществлении коррекции и разработке рабочих программ по русскому языку и литературе; разработке уроков с использованием технологии развития критического мышления; в освоении большого пласта дополнительной литературы и самостоятельном подборе учебного текстового, электронного и наглядно-иллюстративного материала; моделировании наглядных пособий, компьютерных презентаций, раздаточного материала; в органичном использовании учебных дисков, электронных учебников, учебных фильмов и других средств сопровождения образовательной деятельности в сочетании с вербальными средствами в контексте работы с текстами. Адресная направленность и область применения опыта Данный опыт предлагается учителям, работающим в основной и старшей школе. Опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика среднего и высокого уровня интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы и в слабых классах. Распространение опыта Диссеминация педагогического опыта 20
21 1. Байбородова Л.В., Белкина В.В., Гаибова В.Е., Серебренников Л.Н., Чернявская А.П., Харисова И.Г.. Образовательные технологии: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, Загашев И.О., Заир – Бек С.И.. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс Дельта, Клустер Д. Что такое критическое мышление.М. : ЦГЛ, Козырь Е.А.. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. Русский язык, 2009, Мередит К.С., Стилл Д.Л., Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: учебное пособие для проекта ЧПКМ. – М., Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., Список литературы 21
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.