Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНаталья Юлдашева
1 МЕТОД ПРОЕКТОВ Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить
2 "Мы привыкаем к цепям и жалеем об их отсутствии, когда их с нас снимают." Джон Дьюи Каковы реальные цели участников классно-урочного процесса? Единственно реальная цель учителя - "пройти программу" Цель ученика: Цель ученика: в лучшем случае - "стать умнее" в лучшем случае - "стать умнее" в ином - выучить то, что пригодится для экзамена в ином - выучить то, что пригодится для экзамена в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы. в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы. Классно-урочный процесс Проектная деятельность
3 "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы это - невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе." "Лобовые атаки в обучении приносят еще большие потери, чем на войне" Джон Дьюи
4 От классно-урочного обучения к целесообразной деятельности ученика, с учетом его личных интересов и целей Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить, в итоге – реальный, ощутимый результат. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.22
5 В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщение); развивают системное мышление.
6 Основные требования к учебному проекту Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: –определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; –выдвижение гипотез их решения; –обсуждение методов исследования; –обсуждение способов оформление конечных результатов; –сбор, систематизация и анализ полученных данных; –подведение итогов, оформление результатов, их презентация; –выводы, выдвижение новых проблем исследования. "В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем" Коллингс
7 Проект - это "пять П": Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации ПродуктПрезентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
8 Структура и циклограмма проекта Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики. Этапы деятель ности уч-ся ПоСтаНов ка проб лем ы Выдвижение гипотез - путей решения. Деление на группы Планирова ние деятель- ности. Выбор форм продукта Подготовка продукта Выбор формы презента цииПодго товка презента ции Презентация Само оцен ка и само анализ Сбор инфор мацииСтруктурирова ние инфор мации Изготов ление про дуктаОфор мление продук та Долгосроч ный (год) проект Сентябрь - октябрь Формулировка совместно с руководителем темы, проблемы, гипотезы работы Октябрь Составле ние развернуто го плана работы Ноябрь - декабрь Декабрь - февраль Проведение исследования Март Подго товка чисто вого вариан та Апрель Работа с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада Май Защита В течение проект ной недели До начала проектной недели 1-ый день 2-3-й дни 3-4-й дни 5-й день
9 Этапы деятел ьности уч-ся ПоСтаНов ка про бле мы Выдвижение гипотез - путей решения. Деление на группы Планирова ние деятель- ности. Выбор форм продукта Подготовка продукта Выбор формы презента цииПодго товка презент ации Презентация Само оцен ка и само анализ Сбор инфор мацииСтруктурирова ние инфор мации Изг о тов лен ие про дукт а Офор млени е продук та Проект выпол няе мый на уроках 1-ый урок Неделя между 1-м и 2-м урока ми 2-й урок Одна - три недели между 2-м и 3-4-м уроками 3-4- уро ки (спа рен ные)- Мини- проект 1-й урок (в числе двух спаренных) я минуты й уроки я минуты 2-й урок (в числе 2-х спаренных) я ми нуты я мину ты
10 ПЕРСОНАЛЬНЫЕ или ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ? Преимущества персональных проектов: план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью; план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью; у учащегося формируется чувство ответственности; у учащегося формируется чувство ответственности; учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта; учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта; формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс. формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс. Преимущества групповых проектов: в проектной группе формируются навыки сотрудничества; в проектной группе формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе; на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнова- тельности повышает мотивацию и положительно. в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнова- тельности повышает мотивацию и положительно.
11 Распределение учащихся по проектным группам Решение этой задачи требует совмещения принципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равной численности состава проектных групп. на 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер проектной группы; на 2 этапе каждый учитель предлагает свою тему проекта; на 3 этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица "Подготовка к проектной недели»; на 4 этапе каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу информационной таблицы; на 5 этапе (за два месяца до начала проектной недели) формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение. "Где много легких дел, там много и трудных" Лао-цзы
12 Классификация проектов по ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Практико-ориентированный проект – нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект – по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект – направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. Творческий проект – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Ролевой проект.
13 Классификация проектов по КОМПЛЕКСНОСТИ (предметно-содержательной области): Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы. Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.
14 Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка. Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время. Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
15 Внутриклассные,Внутришкольные, Региональные (в пределах одной страны), Международные. Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий. Классификация проектов по ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ
16 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений; характер общения и взаимопомощи участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов.
17 Проектная деятельность: роль учителя Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта: – Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели – Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях – Консультант, помогающий организовать работу – Руководитель, помогающий планировать работу по времени – "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы – Координатор группового процесса – Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта "Будущее - в руках школьного учителя" Виктор Гюго
18 Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности Рефлексивные умения: –Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний –Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения: –Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей –Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле –Умение находить несколько вариантов решения проблемы –Умение выдвигать гипотезы –Умение устанавливать причинно-следственные связи Умения и навыки работы в сотрудничестве: –Навыки коллективного планирования –Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач –Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Менеджерские умения и навыки: –Умение планировать деятельность, время, ресурсы –Умение принимать решения и прогнозировать их последствия –Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов) Коммуникативные умения: –Умение вести дискуссию –Умение отстаивать свою точку зрения –Умение находить компромисс –Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки: –Умение уверенно держать себя во время выступления –Артистические умения –Умение использовать различные средства наглядности при выступлении –Умение отвечать на незапланированные вопросы
19 ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат. Недопустимо создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей. Ребенок должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем. Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности: основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть "прожиты".
20 ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ? Проект - это метод обучения –Может применяться на уроке и во внеурочное время –Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален –Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен –Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим Проектирование - это содержание обучения –Может быть частью предмета "Технологии", самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов Проект - это форма организации учебного процесса –Может стать альтернативой классно-урочному обучению Проект - это особая философия образования: –Философия цели и деятельности –Философия результатов и достижений "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.