Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМарина Электринцева
1 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ НА КЛИНИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТЬАНДАРТОВ 3- ГО ПОКОЛЕНИЯ Вотинцев А. А., Паньков И. В. Кафедра патологической анатомии и судебной медицины
2 ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ между необходимостью сформировать личность врача как высокопрофессиональную, духовно - нравственную, гуманную и существующей предметной системой обучения и отсутствием интегративных курсов, обеспечивающих целостное восприятие изучаемого и включающих региональные особенности ; между объективной потребностью в фундаментализации, гуманизации, интеграции медицинского образования и отсутствием целостной теоретической концепции подготовки специалиста ;
3 ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ между объективной потребностью в интеграции медицинского образования в масштабах страны и учетом региональных особенностей, возникающих в процессе профессиональной деятельности ; коммуникативным взаимодействием « врач - больной » в медицинской деонтологии, клинической и медицинской психологии, рассматриваемым с позиций врачебного долга, эмпатии и т. д., и коммерциализацией российского здравоохранения ;
4 ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ « ТРАДИЦИОННОГО » МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Глубокое понимание сущности и смысла биологической жизни. Это итоги обучения анатомии, гистологии, физиологии, биохимии и другим базовым дисциплинам на первых двух курсах. Изучение общей патологии человека - фундаментальные патологические процессы, преподаваемые на кафедрах патологической анатомии, патологической физиологии, микробиологии. ПРОБЛЕМЫ : В ФГОС нет интегративного курса по медико - биологическим дисциплинам. Являются основой для клинического обучения, но не интегрированы друг с другом и не имеют чётко прослеживаемой связи с клин. дисциплинами
5 ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ « ТРАДИЦИОННОГО » МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Изучение основ лечения заболеваний - первичные знания о нелекарственных методах лечения ( общая хирургия ) и лекарственной терапии ( курс общей фармакологии ). Общемировоззренческие дисциплины – философия, история, социальные науки - являются основой для формирования личности будущего врача. ПРОБЛЕМЫ : Малоинтересны обучающимся в связи с низкой практической задействованностью студента Как правило, слабо связаны с клиникой и имеют в большей части обзорный характер
6 ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА все частные формы патологии могут быть поняты только на основе фундаментальных знаний ; задача обучения - формирование врача не ремесленника, а глубокого и вдумчивого специалиста ; после первичного изучения общих дисциплин, при обучении на клинических кафедрах, а также в процессе работы в качестве врача необходимо постоянно возвращаться к ним, т. к. эти дисциплины постоянно обогащаются, изменяются и совершенствуются. упор на интерактивные методы обучения при обучении на клинических кафедрах
7 ЛЕКЦИИ Есть мнения, что этот вид занятий не так существенен, т. к. знания могут компенсироваться учебником, информацией из справочников и Интернета, записями других студентов … Практическая значимость лекций : ориентация студента на ведущее и главное содержание темы, наличие передового, очень ценного личного опыта лектора, современное знание по конкретной теме ( знание на « острие ножа »), авторитет и актёрское мастерство лектора увлекает студента, мотивируя его к изучению предмета.
8 ТИПЫ КЛИНИЧЕСКИХ ЛЕКЦИЙ Стандартный : по намеченному плану лекций объявляется название, и лектор последовательно раскрывает вопросы этиологии, патогенеза, клиники, диагностики и лечения. затем идет демонстрация клинического случая : медицинской документации, выписок, данных лабораторных исследований, макро и микроскопических фотографий патологического процесса или реальных пациентов на эту тему. набор демонстративного материала зависит от тематики лекции и, в значительной степени, от квалификации лектора.
9 ТИПЫ КЛИНИЧЕСКИХ ЛЕКЦИЙ Лекция « в обратной последовательности » лекция начинается с разбора клинического случая ( в оптимальном варианте – реального больного ): жалоб, анамнеза, клинических проявлений течения болезни. затем идет разбор ведущих симптомом и синдромов. На основании совокупности полученных данных лектор ставит диагноз пациенту с последующим назначением дополнительного обследования и лечения. Следующим важным этапом клинической лекции может быть уточнение причины заболевания, а так как диагноз поставлен, то лектор может изложить общую этиологию и патогенез заболевания. Существенно повышает мыслительную активность и деятельность студента !
10 ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ КЛИНИЧЕСКИХ ЛЕКЦИЙ : лекции - демонстрации редких и атипичных клинических случаев, обзорные лекции по наиболее сложным проблемам клинической медицины, лекции с направленностью на организационные вопросы.
11 « ТРАДИЦИОННЫЕ » ТИПЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ курация больных, написание истории болезни, обходы с преподавателеём и лечащим врачом ; клинические разборы больных по плановым темам, участие студентов в приеме неотложных больных и реанимационных мероприятиях ; семинарские занятия - весьма целесообразны по наиболее сложным разделам клинической медицины, особенно если протекают с активным участием студентов и элементами тренингов и обсуждений ; участие студентов в клинико - патологоанатомических конференциях, планёрках, консилиумах ; практические занятия в поликлинике
12 ОБУЧЕНИЕ У ПОСТЕЛИ БОЛЬНОГО три участника процесса : педагог - врач, больной, студент и его группа ( коммуникативные компетенции !). Распределение ролей : преподаватель - дирижер, студент – исполнитель задания, пациент – человек, извлекающий пользу. Мера вхождения в болезнь пациента. Согласие на разбор !
13 CASE- МЕТОД специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагают осмыслить реальную профессиональную ситуацию и решить ее. Достоинства : возможно исключение личного участия больного из образовательного процесса ; возможность смоделировать CASE- ситуацию в соответствии с требуемой темой, задачами обучения и уровнем подготовленности студента ; неограниченные возможности по выбору нозологических единиц, нет необходимости в подборе тематических пациентов и получение согласия на разбор.
14 НЕДОСТАТКИ CASE- МЕТОДА использование CASE- ситуаций требует больших затрат времени для подготовки, предъявляет очень высокий уровень требований к квалификации преподавателя, который должен правильно организовать работу и задать такое направление обсуждения, чтобы добиться желаемого результата. при решении CASE- ов не создаётся необходимого эмоционального взаимодействия между студентом и пациентом, что исключает чувство ответственности за принятое решение и, в какой то мере, создаёт ощущение искусственности. чрезмерная самодостаточность CASE- ов. Студенты получают полный набор информации – все, что нужно знать о ситуации в структурированном виде. В этом случае они уже не должны проводить исследований или выяснять, что проблема на самом деле в чем - то другом. Такая ситуация искусственно блокирует поиск дополнительной информации, в которой они могут нуждаться. Нет возможности научить студента справляться с недостоверной или неполной информацией, когда в представленном кейсе уже все разложено по полочкам.
15 ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА С СИСТЕМНЫМ, ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫМ ПОДХОДАМИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ в теме с конкретным клиническим случаем, с конкретным больным или же CASE- ситуацией необходимо найти то важное и интересное, что может составить для студента впечатление некого открытия. Студент должен неожиданно для себя понять, что не входило в его мозг и он неожиданно узнал. Возникающее у обучающегося удивление и некоторое чувство гордости чрезвычайно важно, так как создаёт большой интерес к дисциплине. работа со студенческой группой – есть некоторое искусство исполнения роли ( важно только не переигрывать !). самое трудное в педагогике - это речь : она должна быть краткой и иметь большой смысл ! Студенты это очень ценят и не любят многословие.
16 ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЫ научить студента клиническому мышлению ; на конкретных примерах разбора показать алгоритм врачебной деятельности ; раскрыть возможность диагностических, тактических и терапевтических ошибок, причины их возникновения и последствия ; показать связь симптомов и синдромов с их патогенезом, чтобы затем логично перейти к патогенетической терапии ; представить современное понимание сущности болезни, механизма развития и причины возникновения.
17 ВАЖНО : преподаватель клинической кафедры отражает собственную точку зрения и, что не менее важно для процесса обучения, излагает свой опыт диагностики и лечения. Если общие вопросы темы можно узнать из учебника, руководства, то индивидуальный опыт врача - преподавателя можно узнать только при прямом контакте !
18 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.