Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВладимир Слонов
1 ЕВГЕНИЙ БАБОШИН, МИИТ «ОБЗОР ТЕНДЕНЦИЙ И МОДЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И В МИРЕ»
2 Обзор мировых тенденций в образовании Тенденции моделей образования в России Логика формирования основных образовательных программ бакалавриата в области ИТ Модели и уровни подготовки ИТ-специалистов
3 Рост количества иностранных студентов в высшем образовании ( , млн чел) Распределение иностранных студентов по странам пребывания, 2010 В настоящее время формируются правила игры глобального рынка образования: Гармонизация национальных систем найма Международное признание научных степеней типа PhD, Рост значения публикаций в top-rank journals Образование перестает быть национальным Источник: OECD
4 Индекс экономической значимости территории с 20 века сдвигается в сторону Азии Цель госпрограммы КНР – вывести 40 крупных вузов на мировой уровень. К 2020 страны Азии догонят и перегонят конкурентов по уровню развития традиционного образования. Азия как новый центр образования Источник: Mckinsey Global Institute, OECD,
5 5 Новые глобальные игроки: онлайн-курсы Представляют, будущее, в котором ведущие университеты обучают миллионы студентов. Стартовал Стэнфорд, сейчас 33 университета. 2+ млн. студентов из 196 стран В проект было вложено $16 млн Развитие рекрутингового сервиса Coursera Career Services Бесплатное образование мирового уровня для всех и везде 7 миллионов долларов операционного бюджета, около 10 миллионов учеников Выйти на студентов всех возрастов и наций. В планах привлечь до 1 миллиарда пользователей. MIT+Harvard В проект инвестировано $60 млн Первый курс «набрал» 160 тыс. студентов из 190 стран. Фокус на компьютерных науках тыс. участников из 203 стран В проект инвестировано $22 млн (на окт. 2012) 5Образование: мегатренды // Глобализация
7 Глобальные вызовы национальным системам образования Национальные системы образования возникли в рамках системы национальных государств Привязанность к территории Моно-культурность Доминирующий этнос Единый стандарт Вызовы глобализации Мобильность Мульти-культурность Разнообразие и кооперация (альянсы ВУЗов, виртуальное объединение транспортных ВУЗов) 7 Выбор между национальной моделью образования и интернационализацией образования
8 Основные тренды образования в России по версии Минобразования и науки Мониторинг системы ВПО Новые нормы закона об образовании Распределение КЦП Независимая оценка Подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса; использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе Подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса; использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе Перспективные проекты Признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов соответствующих отраслей и (или) видов деятельности, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
9 Цель мониторинга-формирование современной структуры сети вузов Определение группы вузов-лидеров обеспечение вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов развитие и поддержка сети ведущих университетов (МГУ, СПбГУ, федеральных и национальных исследовательских университетов), повышение эффективности реализации их программ развития Оптимизация сети учреждений высшего профессионального образования мониторинг эффективности деятельности государственных вузов разработка и реализация программы реорганизации неэффективных вузов и филиалов
10 Базовые показатели вузы филиалы 1. средний балл ЕГЭ студентов… 2. объем НИОКР в расчете на одного ППР 3. удельный вес численности иностранных студентов… 4. доходы вуза из всех источников в расчете на одного ППР 5. общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента… 6.Показатель, характеризующий востребованность выпускников на рынке труда (на основе данных Минтруда России) 7. Приведенный контингент 8. Доля кандидатов и докторов наук в численности работников ППС… 9. Доля работников ППС (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей численности ППС Вариативные показатели для вузов и филиалов: 1)физической культуры и спорта 2)сельского хозяйства 3)культуры и искусства 4)транспорта 5)здравоохранения 6)силовых ведомств Общие подходы к формированию показателей мониторинга
11 Впервые на законодательном уровне выделены отдельные нормы, посвященные: сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в других ВУЗах; использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе; организация базовых кафедр в научных организациях и на предприятиях; аспирантура как уровень ВПО; независимая оценка.
12 Население региона Право региона на КЦП пропорционально численности населения ВУЗ, размещенный в регионе или имеющий филиал участвует в конкурсе Контрольные цифры бюджетного приема Методика установления КЦП пропорционально показателю деятельности вуза: (потенциал вуза + потенциал реализуемых ООП + трудоустройство выпускников вуза)/3
13 Учебный процесс и стандарты: тренды и форматы
14 Студенческие сообщества: сдвиг парадигмы Инструментальный подход: Появление wiki-образования Новые модели самоуправления в образовании Студенческие научные общества как зона проверки новых образовательных инструментов Проверка новых образовательных траекторий как форма подготовки специалистов нового поколения Проверка модели «прямого заказа образования» от студента-потребителя Партнерский подход Студенческие сообщества как самообучающиеся системы Сращение студенческих сообществ с профессиональными сообществами по принципу «питательного бульона» Студенческие сообщества как источник генерации новых общественных смыслов и траекторий развития общества или «университеты нео-Ренессанса» Внедрение саморегулирующихся образовательных стандартов на основании статистически востребованных индивидуальных образовательных траекторий
15 Логика ООП бакалавров Области профессиональной деятельности Набор компетенций Набор дисциплин Работодатель ВУЗ
16 Профессиональные компетенции Виды профессиональной деятельности в стандарте Информатика и вычислительная техника Информационные системы и технологии Проектно-конструкторская Проектно-технологическая Научно-исследовательская Производственно-технологическая Научно-педагогическая Организационно-управленческая Монтажно-наладочная Научно-исследовательская Сервисно-эксплуатационная Инновационная Монтажно-наладочная Сервисно-эксплуатационная Виды профессиональной деятельности определяются ВУЗом совместно с объединением работодателей
17 Профессиональные компетенции в стандарте ВПО «Информатика и вычислительная техника» ПК-1 Разрабатывать бизнес-планы и технические задания для оснащения отделов, лабораторий ПК-2 Осваивать методики использования программных средств для решения практических задач ПК-3 Разрабатывать интерфейсы человек-ЭВМ ПК-4 Разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных ПК-5 Разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, используя современные инструментальные средства и технологии программирования ПК-6 Обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнение экспериментов ПК-7 Готовить презентации, итоговые отчеты по выполненным работам, оформлять результаты исследований ПК-8 Готовить конспекты и проводить занятия с сотрудниками ПК-9 Участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов ПК-10 Сопрягать аппаратные и программные средства ПК-11 Инсталировать программное и аппаратное обеспечение для информационных
18 Раздел основных образовательных программ бакалавриата в области ИТЗач. ед. (1 ед.=36 ч) Всего, в т.ч.240 Итоговая аттестация 8-12 Учебная и производственная практика 7-15 Физкультура 2 Гуманитарный, социальный и экономический цикл (ГСЭ) Базовая часть Вариативная часть, выбираемая ВУЗом Математический и естественно научный цикл (ЕСН) Базовая часть Вариативная часть, выбираемая ВУЗом Профессиональный цикл (ПЦ) Базовая часть Вариативная часть, выбираемая ВУЗом Доля вариативной части ООП %
19 НаправлениеГСЭ 20%ЕСН 30%Профессиональный цикл 50 % Информатика и вычислительная техника Информационные системы и технологии Менеджмент Бизнес-информатика Информационная безопасность Программная инженерия Прикладная математика и информатика
20 Подход к формированию набора дисциплин ООП Набор учебных дисциплин Базовая часть – определена стандартом ВПО Вариативная часть – определяется ВУЗом, дает возможность расширения, углубления знаний, умений и навыков ГСЭ- Иностранный язык, история России, экономика, философия ЕСН – Математика, физика, информатика, экология ПЦ- ЭВМ и периферийные устройства, защита информации, безопасность жизнедеятельности, электроника, электротехника, схемотехника, операционные системы, программирование, сети и телекоммуникации, базы данных, инженерная и компьютерная графика, метрология и стандартизация
21 Магистерские программы Подготовке «заточенных» на особые профессиональные компетенции Подготовка научных кадров Выполнение практико- ориентированных исследований силами студентов (магистерские диссертации) ? 14 ауд. часов в неделю Возможность совмещений с работой 50% самостоятельная и научно-исследовательская работа
22 Модели реализации основных образовательных программ Традиционная, академическая Мало практических навыков, разрыв с требованиями работодателей Академическая с элементами проектной деятельности Работодатель формирует портфель проектов для работы со студентами, участвует в их приемке, финансирует Прикладной бакалавриат Образовательные программы СПО в сочетании с ВПО, при этом объём практической части программы составляет не менее половины всего времени, отведённого на обучение.
23 Современные мировые тренды, законодательные инициативы Министерства образования и науки РФ направлены на усиление взаимодействия ВУЗов и работодателей в профессиональной подготовке специалистов Создают возможности использования студентов в практической работе в крупных городах с дисбалансом оплаты труда в ИТ-подразделениях ОАО «РЖД» и ИТ-бизнесе
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.