Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСветлана Тарабукина
1 Подготовка к ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы в 10 классе
2 Повторение изученного материала и подготовка к ЕГЭ в системе работы на каждом уроке (34 ч.). Отработка элементов методики «полетного» повторения. Правило организует обучению письму: написания должно быть закреплено путем длительных упражнений, так чтобы оно стало навыком. Бархин К.Б., Истрина Е.С.* * «Методика русского языка в средней школе», Москва, с.84
3 Прочитайте отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»: (1)На другой день, 3-го марта, во втором часу пополудни, двести пятьдесят человек Английского клуба и пятьдесят человек гостей ожидали к обеду дорогого гостя и героя австрийского похода, князя Багратиона. (2) В первое время по получении известия об Аустерлицком сражении Москва пришла в недоумение.(3) В то время русские так привыкли к победам, что, получив известие о поражении, одни просто не верили, другие искали объяснений такому странному событию в каких- нибудь, необыкновенных причинах.(4) В Английском клубе, где собиралось всё, что было знатного, имеющего верные сведения и вес, в декабре месяце, когда стали приходить известия, ничего не говорили про войну и про последнее сражение, как будто все сговорились молчать о нём. (5)Люди, дававшие направление разговорам, как-то: граф Растопчин, князь Юрий Владимирович Долгорукий, Валуев, граф Марков, князь Вяземский, не показывались в клубе, а собирались по домам, в своих интимных кружках, и москвичи, говорившие с чужих голосов (к которым принадлежал и граф Илья Андреич Ростов), оставались на короткое время без определённого суждения о деле войны и без руководителей. (6)Москвичи чувствовали, что что-то нехорошо и что обсуждать эти дурные вести трудно, и потому лучше молчать. (7)Но через несколько времени, как присяжные выходят из совещательной комнаты, появились опять тузы, дававшие мнение в клубе, и всё заговорило ясно и определённо. (8)Были найдены причины тому неиноверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты, и всё стало ясно, и во всех углах Москвы заговорили одно и то же. (9)Причины эти были: измена австрийцев, дурное продовольствие войска, измена поляка Пржибышевского и француза Ланжерона, неспособность Кутузова и (потихоньку говорили) молодость и неопытность государя, вверившегося дурным и ничтожным людям.(10)Но войска, русские войска, говорили все, были необыкновенны и делали чудеса храбрости.(11) Солдаты, офицеры и генералы были герои.(12) Но героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим Щенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провёл свою колонну ненастроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля… (13)Про Кутузова никто не говорил, и некоторые шёпотом бранили его, называя придворную вертушкой и старым сатиром.
4 Определите тип речи текста: повествование; описание; рассуждение;
5 Озаглавьте отрывок из романа, опираясь на тему отрывка: рассказ о событии герое; рассказ о герое и событии; авторское восприятие субъекта или предмета описания; передача его характерных черт и особенностей; анализ явлений, действий или состояний героя (героев).
6 Определите главную мысль текста: рассказать о восприятии светом поражения русской армии и героев этого сражения – Кутузова и Багратиона; нарисовать портрет Багратиона и Кутузова; выразить авторское отношение к рассказываемому; исследовать вопрос, заявленный в тезисе рассуждения: «Были найдены причины тому неиноверному, неслыханному событию, что русские были побиты…».
7 Какой вопрос можно задать к тексту в целом: о чем или о ком рассказывается? каким автор увидел героя, событие? почем это событие, герои интересуют писателя? почему это событие, герой могут быть важны для читателя?
8 Определите языковые средства типа речи: преимущественное употребление глаголов и существительных со значением действия, состояния, сравнительно с другими частями речи; употребление существительных, передающих восприятие цвета, запаха, формы, осязательные ощущения; и со значением пространственного расположения предмета, активного и неактивного действия; употребление существительных с отвлеченным значением.
9 Найдите композиционно-лексические признаки типа речи, ответ аргументируете: наречия последовательности повествования, типа: сначала, через некоторое время, потом; слова рассуждения, типа: если, потому что, во- первых, значит, следовательно и др.; прилагательные и наречия описания, означающие расположение в пространстве, времени. обозначающие цвет, запах, качество проявление признака и т.п.
10 Определите, чтение текста похоже на: просмотр последовательно сменяющихся кадров фильма; внимательное изучение (разглядывание) рисунка; раскрашивание художественного полотна словами- красками; упражнение: тебе (автору) необходимо найти ответ на поставленный автором (обозначенный в тексте) вопрос.
11 Определите стиль речи текста: художественный; публицистический; научный.
12 Определите сферу применения текста: научная статья, словарь, справочник, учебник, журнал; документ, государственный акт, закон, деловая бумага; периодическая печать; произведение писателя.
13 Определите цель текста: точно и полно объяснить научные факты, исследуемые автором; обозначить причинно-следственные связи между общественно-политическими событиями; донести информацию, имеющую практическое значение; предупредить о необходимости соответствовать нормам и законам; воздействовать на сознание читателя с определённой воспитательной, назидательной, политической целью; призвать к действию; рассказать о событии, герое, ситуации; проанализировать их, дать оценку событию, явлению, герою; будить в читателе мысль.
14 Определите основные стилевые черты текста: информативная насыщенность, точность, сжатость, конкретность, однозначность, бесстрастность, объективность суждения; компактность, точность, сжатость, стандартное расположение материала, обязательность формы; лаконичность изложения при информативной насыщенности; простота, доступность, доходчивость изложения, эмоциональная обобщённость; единство коммуникативной и эстетической функции; эмоциональность, образность, выразительность.
15 Найдите композиционно- стилистические признаки стиля речи, ответ аргументируйте: тропы и фигуры, диалектизмы, устаревшая лексика; использование лексики других стилей, подчиненное теме и идее текста; слова отвлеченной лексики, термины, слова-даты, географические понятия, изобразительные средства языка; использование терминов, научных штампов, клише, употребление предложений с бессоюзной связью.
16 Восстановите структуру предложений, используя слова, приведённые ниже: Восстановите структуру предложений, используя слова, приведённые ниже: При помощи _________________ в тексте создаётся особый эмоциональный фон. ______________ позволяет автору выразить экспрессию обобщения. Цепочка ___________ _________ является средством создания градации. Два __________ в последнем предложении подчёркивают мнение света о Кутузове. Но именно с помощью ______________ писателю удаётся выразить главную мысль текста. перифраза; парадокс; эпитет; однородные члены; метонимия; параллелизм; фразеологизм; гипербола; экспрессивный повтор.
17 Укажите номера предложений, в которых есть уточнение времени: 1; 4; 10.
18 Укажите номер предложения, в котором по правилам современной пунктуации должно быть поставлено тире, но оно в тексте Л.Н.Толстого отсутствует: 7; 5; 8.
19 Укажите номер предложения с однородным подчинением и постройте схему этого предложения: 7; 12; 3.
20 Укажите номер предложения - сложной синтаксической конструкции: 11; 6; 7.
21 Определите тип связи в словосочетании второго предложения «известие об Аустерлицком сражении»: управление; примыкание; согласование.
22 Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении 7: предложение сложноподчинённое, имеющее две придаточные части, поэтому поставлены две запятые; предложение сложноподчинённое, имеющее две однородные подчинительные (изъяснительные) конструкции, соединённые союзом «и», поэтому между ними запятая не ставится.
23 Объясните написание слов: (по)полудни, пятьдесят, Английского клуба, австрийского похода, по получении, Аустерлицкое сражение, (в)недоумение, о поражении, объяснение, странное, собиралось, каких (нибудь), (не)обыкновенных, причина, (ни)чего, определённого, чувствовали, принадлежал, присяжные, (не)иноверному, (не)слыханному, (не)возможному, (не)способность, прославившийся, колонна, (в)двое, Итальянский поход, (не)расположение, (не)одобрение.
24 Прочитайте текст: (1)3-го марта во всех комнатах Английского клуба стоял стон разговаривавших голосов, и, как пчёлы на весеннем пролёте, сновали взад и вперёд, сидели, стояли, сходились, и расходились, в мундирах, фраках и ещё кое-кто в пудре и кафтанах, члены и гости клуба. (2)Пудреные, в чулках и башмаках, ливрейные лакеи стояли у каждой двери и напряжённо старались уловить каждое движение гостей и членов клуба, чтобы предложить свои услуги. (3)Большинство присутствовавших были старые, почтенные люди с широкими самоуверенными лицами, толстыми пальцами, твёрдыми движениями и голосами. (4) Этого рода гости и члены сидели по известным, привычным местам и сходились в известных, привычных кружках. (5)Малая часть присутствовавших состояла из случайных гостей – преимущественно молодёжи, в числе которой были Денисов, Ростов и Долохов, который был опять семёновским офицером. (6)На лицах молодёжи, особенно военной, было выражение того чувства презрительной почтительности к старикам, которое как будто говорит старому поколению: «Уважать и почитать вас мы готовы, но помните, что всё-таки за нами будущность».
25 Определите тип речи текста: повествование; описание; рассуждение.
26 Озаглавьте отрывок из романа, опираясь на тему отрывка: рассказ о событии; рассказ о герое; авторское восприятие события или предмета описания; передача его характерных черт и особенностей; анализ явлений, действий или состояний героя (героев).
27 Определите главную мысль текста: рассказать о собрании в Английском клубе представителей света; попытка нарисовать портрет старшего и молодого поколений начала века; выразить к поколению отцов и поколению детей авторское отношение; исследовать вопрос, заявленный в тезисе рассуждения: «Уважать и почитать мы вас готовы, но помните, что всё-таки за нами будущее».
28 Какой вопрос можно задать к тексту в целом: о чём или о ком рассказывается? каким автор увидел событие? почему это событие, герои интересуют писателя? почему это событие, герой могут быть важны для читателя?
29 Определите языковые средства типа речи: преимущественное употребление глаголов и существительных со значением действия, состояния, сравнительно с другими частями речи; употребление глаголов и существительных, передающих восприятие цвета, запаха, формы, осязательные ощущения; и со значением пространственного расположения предмета, активного и неактивного действия, состояния; употребление существительных с отвлечённым значением.
30 Найдите композиционно-лексические признаки типа речи, ответ аргументируйте: наречия последовательности повествования, типа: сначала, через некоторое время, потом; слова рассуждения, типа: если, потому что, во-первых, значит, следовательно и др.; прилагательные и наречия описания, означающие расположение в пространстве, времени; обозначающие цвет, запах, качество проявление признака и т.п.
31 Определите, чтение текста похоже на: просмотр последовательно сменяющихся кадров фильма; внимательное изучение (разглядывание) рисунка; раскрашивание художественного полотна словами-красками; упражнение: тебе (автору) необходимо найти ответ на поставленный автором (обозначенный в тексте) вопрос.
32 Определите стиль речи текста: художественный; публицистический; научный.
33 Определите сферу применения текста: научная статья, словарь, справочник, учебник, журнал; документ, государственный акт, закон, деловая бумага; периодическая печать; произведение писателя.
34 Определите цель текста: точно и полно объяснить научные факты, исследуемые автором; обозначить причинно- следственные связи между общественно-политическими событиями; донести информацию, имеющую практическое значение; предупредить о необходимости соответствовать нормам и законам; воздействовать на сознание читателя с определённой воспитательной, назидательной, политической целью; призвать к действию; рассказать о событии, герое, ситуации; проанализировать их, описать их, дать оценку событию, явлению, герою; будить в читателе мысль.
35 Определите основные стилевые черты текста: информативная насыщенность, точность, сжатость, конкретность, однозначность, бесстрастность, объективность суждения; компактность, точность, сжатость, стандартное расположение материала, обязательность формы; лаконичность изложения при информативной насыщенности; простота, доступность, доходчивость изложения, эмоциональная обобщённость; единство коммуникативной и эстетической функции; эмоциональность, образность, выразительность.
36 Найдите композиционно- стилистические признаки стиля речи, ответ аргументируйте: тропы и фигуры, диалектизмы, устаревшая лексика; использование лексики других стилей, подчинённое теме и идее текста; слова отвлечённой лексики, термины, слова- даты, географические понятия, изобразительные средства языка; использование терминов, научных штампов, клише; употребление предложений с бессоюзной связью.
37 Восстановите структуру предложений, используя слова, приведённые ниже: Восстановите структуру предложений, используя слова, приведённые ниже: При помощи однородных _________________ и ________________, выраженных глаголами ________________ __________ и существительными с ______________ ____________ тексте создаётся картина, полная одушевлённого, заполняющего пространство движения. ______________ позволяет автору наиболее полно представить атмосферу Английского клуба начала 19 века. __________ являются средством создания портретной характеристики присутствовавших в клубе почтенных людей. __________ «презрительная почтительность» подчёркивает мнение молодёжи о старшем поколении. Но именно с помощью ______________ в последнем предложении писателю удаётся выразить главную мысль текста. метафора; повтор; эпитет; сказуемое; подлежащее; глаголы активного движения; существительные с конкретным значением; метонимия; парадокс; фразеологизм; антитеза.
38 Укажите номера предложений, в которых есть сравнительный оборот: 1; 2; 5.
39 Укажите номер предложения, в котором есть приложение: 3; 5; 6.
40 Укажите номер сложноподчинённого предложения с придаточным определительным постройте схему этого предложения. 1; 6; 5;
41 Укажите номер предложения с несогласованными распространёнными однородными определениями 2; 1; 6;
42 Определите тип связи в словосочетании второго предложения «каждое движение»: управление; примыкание; согласование.
43 Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении 6: Основной вид связи в сложном предложении – бессоюзный, вторая часть конструкции представляет собой прямую речь, поэтому между частями сложного предложения ставится двоеточие. Прямая речь оформляется в кавычки. Первая часть бессоюзного предложения представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, поэтому между частями ставится запятая. В составе главной части этого сложноподчинённого предложения выделяется оборот «особенно военной» предложение сложноподчинённое, имеющее две однородные подчинительные (изъяснительные) конструкции, соединённые союзом «и», поэтому между ними запятая не ставится.
44 Объясните правописание слов: Разговаривавших, пчёлы, весеннем, пролёте, сновали, (в)зад, (в)перёд, сходились, расходились, (кое)кто, большинство, присутствовавших, (само)уверенные, почтенные, известный, кафтан, пудреные, ливреи, башмак, напряжённо, предложить, привычный, преимущественно, чувства, презрительной, почитать, всё(таки).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.