Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕлена Эсперова
1 Тема 7 Культурно-исторические рекреационные ресурсы География «Социально-культурный сервис и туризм», «Туризм» Институт сервиса, моды и дизайна, кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса О.А. Нивинская
2 План лекции 1.Сущность, классификация, методы оценки культурно-исторических ресурсов 2. Понятие культурно-исторического потенциала 3. Этапы перехода культурно-исторических комплексов в разряд ресурсов
3 Историко-культурный потенциал является основой по знавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры. Учебный материал
4 В целом среди памятников культурного наследия можно выделить: Культовая и гражданская архитектура памятники археологии памятники ландшафтной архитектуры малые и большие исторические города, типичные сельские поселения театры, выставочные залы и другие объекты социокультурной инфраструктуры; технические комплексы и сооружения объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно- прикладного искусства
5 В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом. В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это парки и скверы, зеленые насаждения во дворах и на улицах; в сельской местности - приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях -ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта. Учебный материал
6 Существует множество форм включения культурно- исторических ресурсов в систему рекреационного туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма - организация музеев и экскурсионно-туристских маршрутов. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса. Учебный материал
7 Оценка культурных комплексов для рекреационных целей производится двумя основными методами ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. необходимым и достаточным временем для осмотра Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, областного и местного значения Этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко- культурного потенциала для туризма.
8 Оба метода во многом субъективны. Не всегда культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объекта в известной степени определяется построением экскурсионных маршрутов и доступностью объекта. Наконец, представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образованности, национальных особенностей экскурсантов. Интерес ко многим объектам культуры определяется в большинстве случаев модой. Учебный материал
9 Для культурных комплексов, так же как и для природных, важными характеристиками являются надежность и емкость. Учебный материал Надежность культурных комплексов обусловливается двумя факторами: устойчивостью к рекреационным нагрузкам стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.
10 Первый фактор определяет, какой поток туристов может выдержать данный культурный комплекс. Это особенно важно для музеев, где необходимо поддерживать определенный температурно- влажностный режим для сохранения экспонатов. Остро стоит вопрос о применении современных технических средств для повышения устойчивости культурных комплексов к рекреационным нагрузкам и о регулировании потоков экскурсантов. Учебный материал
11 Второй фактор связан с долговременностью интереса туристов к данному культурному объекту. Сохраняется стабильность их интереса к объектам мирового наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, Па рижу, Санкт-Петербургу и пр.). Вместе с тем целый ряд объектов, наиболее посещаемых в советский период в России, например, многочисленные ленинские места, утратили притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Из этого следует, что одной из основных задач организаторов туризма является не только выявление того или иного культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период. Учебный материал
12 Емкость культурного комплекса определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от следующих факторов аттрактивности объекта осмотра психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.
13 Памятники культовой архитектуры - наиболее древние, которые дошли до нашего времени. Это церкви и монастыри различных конфессий (религий): православные храмы, католические соборы, лютеранские кирхи, еврейские синагоги, буддистские пагоды, мусульманские мечети. Экскурсионные поездки - знакомство с монастырями как объектами русской культуры, с их художественными достоинствами. Религиозный тур - экскурсия верующих людей, которые посещают святые места, поклоняются местным святым, могут принимать участие в богослужениях. При этом экскурсантов знакомят с историей монастыря, со священнослужителями, прославившими обитель своими деяниями, с архитектурой и другими художественными достоинствами данного культурного комплекса. Учебный материал Архитектурные памятники
14 Паломничество - путешествие верующих к святым местам, вызванное представлениями о том, что в таких местах молитва более действенна. Религиозные люди, совершая паломничество в святые места, пребывают там несколько дней, в течение которых живут в монастыре, где поклоняются святым мощам, совершают вместе с монахами богослужение, питаются в монастырской трапезной, помогают монахам в работах по хозяйству или строительству. Учебный материал
15 Памятники светской архитектуры включают в себя городскую застройку - гражданскую и промышленную, а также загородные дворцово-парковые ансамбли. Из наиболее древних сооружений до наших дней сохранились кремли и боярские палаты. Городская архитектура обычно пред ставлена дворцовыми сооружениями, зданиями администра тивного назначения (присутственные места, торговые ряды, дворянские и купеческие собрания, дома губернаторов), зданиями театров, библиотек, университетов и больниц, которые зачастую строились на средства меценатов по проектам знаменитых зодчих. Со времени образования ямской гоньбы по дорогам для царственных особ возводились почтовые станции и путевые дворцы, которые в настоящее время вошли в черту городов или стоят вдоль старых трактов. Учебный материал
16 К археологическим памятникам относят селища, курганы, наскальные рисунки, земляные валы, древние каменоломни, рудники, а также остатки древних цивилизаций и раскопки самых ранних периодов. Этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности. Учебный материал
17 В век НТР научные комплексы являются одними из важных ресурсов познавательного туризма. К ним относятся научные музеи, космодромы, энергетические объекты по выработке современных экологически чистых видов энергии (солнечные и ветровые электростанции), выставки достижений в различных сферах научной деятельности. Технические сооружения являются не только ресурсами познавательного туризма, но и средствами технического обеспечения курортов и туристских объектов. Учебный материал
18 Технические комплексы, выступающие в качестве рекреационных ресурсов, можно подразделить на следующие крупные блоки: общая инженерная инфраструктура населенных пунктов и транспортные связи; техническое оснащение социокультурной инфраструктуры материальная база туризма
19 В первый блок входят автомобильные и железные дороги и их туристское обустройство, вокзалы, аэропорты, пирсы, морские, озерные и речные порты, тепло-, водо-, энергообеспечение, телекоммуникационные связи, инженерное оснащение торговли и службы быта, гостиничная и ресторанная инженерия. Ко второму блоку относятся технические устройства, обеспечивающие работу музеев, театров, библиотек, киноконцертных залов, выставочных павильонов. Учебный материал
20 Материальная база туризма содержит все технические сооружения и комплексы, работающие по техническому обеспечению и организации различных видов рекреационной деятельности: курортные здания и сооружения (спальные и лечеб ные корпуса, столовые); элементы благоустройства (курортные парки, видовые площадки, подпорные стенки); климатосооружения (аэросолярии и климатоверанды, терренкуры, лечебные пляжи, круги здоровья); бальнеообеспечение (скважины на минеральные воды, водоводы, питьевые бюветы, водолечебницы, грязелечебницы); Учебный материал
21 корригирующие устройства (навесы, стенки-жалюзи на пляжах); спортивные сооружения (бассейны, зимние и летние спорткомплексы, игровые площадки, корты, лодочные станции, горнолыжные трассы и подъемники); хозяйственные сооружения (склады, гаражи, мастер ские, прачечные); развлекательная и досуговая инфраструктура (летние эстрады, танцплощадки, киноконцертные залы, игротеки, казино, бильярдные, библиотеки и пр.). Учебный материал
22 Основные характеристики технических комплексов в туризме - надежность и емкость. Надежность технических комплексов определяется: безотказностью и безаварийностью; повышением комфортности условий отдыха (применением корригирующих устройств). Учебный материал
23 Учебный материал Основные принципы рекреационного освоения природного и исторического наследия Любой регион содержит следующие виды уникальных исторических территорий: древние малые города с богатым историческим прошлым; усадебные и дворцово- парковые комплексы монастырские комплексы.
24 Рекомендуемая литература 1. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие / Е.В. Колотова. – М.: Аспект Пресс, – 216 с. 2. Рекреационные ресурсы и методы их изучения: Учебное пособие. – М.:Наука,2000. – 241 с.
25 25 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.