Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДенис Федин
1 Разделение властей
2 Парламент o Парламент - высший законодательный орган государства, общенациональный представительный институт, избираемый в современных демократических странах на основе всеобщего и равного избирательного права, путем тайного голосования.
3 Функции парламента Парламент Функции законотворчества Функции власти Функции легитимности Функция представительства политических интересов Функция политического контроля и привлечения к ответственности политиков Функция обеспечения политической гласности
4 Политическая партия ПАРЛАМЕНТ АБВГДЕ ОБЩЕСТВО Схема формирования парламента Группы интересов +
5 В средние века представительные собрания имели три палаты по числу сословий (духовенство, дворянство и горожане). В Англии духовенство требовало для себя права самостоятельно определять порядок налогообложения и в работе парламента участия не принимало, а высшее духовенство, как крупные земельные собственники, заседало в палате лордов. В результате английский парламент сложился как двухпалатный. В настоящее время парламенты состоят, как правило, из двух палат. В федеративных государствах наличие двух палат позволяет сочетать принцип представительства населения страны в целом с представительством земель, штатов и иных образований, входящих состав федерации. В США, во Франции создание двух палат в парламенте выражало стремление господствующих слоев ввести дополнительные сдерживающие начала внутри самой законодательной власти, не допустить односторонней приверженности депутатов интересам какой-либо одной группы населения, «чрезмерного» демократизма законодателей. Нижние палаты парламента формируются посредством всеобщих прямых выборов. Способы формирования верхних палат более многообразны.
6 В Англии в верхнюю палату парламента (палату лордов) входят наследственные пэры, пожизненные, не передающие свой титул по наследству пэры и высшие иерархи англиканской церкви. По язвительному замечанию одного из парламентариев, В Англии «палата лордов – пример тому, как надо заботиться о престарелых». В США в сенат – высшую палату парламента (Конгресса) избираются по два представителя от каждого штата независимости численности населения. В ФРГ депутаты высшей палаты назначаются правительствами земель. Во многих случаях на выборах в верхнюю палату применяется система многоступенчатых непрямых выборов. Депутаты частично избираются, а частично назначаются или получают место в верхней палате по наследству. В большинстве стран разделение властей законодательно предусматривает лишение определенной категории лиц права быть избранными в парламент. Обычно это правило распространяется на государственных служащих, лиц, состоящих в вооруженных силах, судей. Той же цели – гарантировать независимость депутата, не допустить оказания на него нажима со стороны исполнительной власти – служит и запрет (с незначительными исключениями) членам парламента в течение срока действия их полномочий занимать должности на государственной службе и в частных фирмах. С тем чтобы обеспечить материальную независимость парламентариев, им выплачивается денежное вознаграждение, соответствующее жалованью государственных служащих высокого ранга. В бюджете предусматриваются и специальные ассигнования на оплату труда помощников законодателей, экспертов, разрабатывающих рекомендации для парламентских комитетов, сотрудников аналитических и информационных служб парламента, технических служащих.
7 Среди политологов, как и в общественном мнении демократических стран, не сложилось единого взгляда относительно того, насколько зависим депутат от поддержавших его на выборах избирателей. Сторонники одной точки зрения считают, что депутат жестко связан обязательствами своей предвыборной программы и должен поддерживать с избирателями постоянные контакты, выражать в парламенте их мнения, взгляды, настроения. Другие видят в депутате скорее доверенное лицо, которому избиратели предоставляют право защищать в законодательном органе их интересы и действовать, полагаясь на собственные знания, опыт, здравый смысл. В большинстве стран не существует права отзыва депутата – ведь свое отношение к его деятельности избиратели имеют возможность выразить в день выборов, не переизбрав на новый срок не оправдавшего их доверия парламентария. В период же выполнения обязанностей депутат рассматривается как представитель интересов страны, а не только своих избирателей и потому не должен подвергаться с их стороны угрозе досрочного прекращения полномочий. Руководство деятельностью законодательного собрания (парламента) осуществляет избираемый парламентариями (партией большинства или по соглашению правящей партией и оппозиции) спикер – председатель палаты и его заместители, или какой-либо коллегиальный орган.
8 Председателем верхней палаты в США и некоторых других странах является вице- президент страны или, как в Великобритании, лорд-канцлер. Спикер палаты регулирует ход прений, координирует работу парламентских комитетов и комиссий, представляет парламент на международной арене. Для эффективной организации работы парламента в нем из числа депутатов создаются постоянные комитеты, комиссии, подкомиссии. В большинстве стран ( В Австрии, Италии, США, Швеции и многих других) комитеты имеют специализированный, «отраслевой» характер. Важнейшие из них – комиссии по бюджету, промышленности, труду и социальному обеспечению, юстиции, обороне, иностранным делам. Работа в специализированной комиссии, знакомство с рекомендациями и заключениями экспертов дают депутату возможность глубоко изучить определенную отрасль государственного управления и уже квалифицированно оценивать представляемые законопроекты, устанавливать постоянные и тесные контакты с руководством соответствующих исполнительных органов. Оборотной стороной «профессионализации» парламентариев становится сужение круга лиц, причастных к подготовке важнейших законодательных решений, поскольку палата обычно следует рекомендациям комиссий и принимает одобренные ими документы. В парламенте Великобритании и законодательных органах стран, испытавших влияние английской парламентской традиции, постоянные комитеты не имеют специализированного характера, они создаются для рассмотрения конкретных законопроектов и после того, как билль принят или окончательно отклонен парламентом, распускаются.
9 Исторически законодательным полномочиям парламента предшествовало завоеванное им в борьбе с королевской властью право утверждать налоги, а затем и определять порядок расходования полученных денежных средств. Свои права в области государственных финансов парламенты сохраняют и сегодня. Правительство готовит проект бюджета и представляет его в парламент, который разрешает администрации расходование выделенных сумм. Важным инструментом контроля за деятельностью исполнительной власти, находящимся в распоряжении парламента, является его право одобрять и ратифицировать заключенные правительством международные договоры и соглашения. И наконец, парламенты многих стран обладают правом возбуждать обвинение против высших должностных лиц государства и привлекать их к ответственности, если они своими действиями нанесли ущерб интересам страны. В учебники политической истории вошел, например, случай смещения с поста президента США Р. Никсона, вынужденного подать в отставку, когда стала реальной угроза привлечения его к ответственности в порядке импичмента по «Уотергейтскому делу», связанному с попыткой республиканцев установить подслушивающее устройство в отеле «Уотергейт», где располагалась штаб-квартира демократической партии.
10 Исполнительная власть o Исполнительная власть представлена правительством и административно – управленческими органами Структура: Министерства и ведомства Контрольно-надзорные органы Вооруженные силы Правоохранительные органы Службы госбезопасности
11 Функции: Осуществление решений, принятых законодательной властью. Принятие собственных политических решений и подзаконных актов, связанных с реализацией собственных управленческих функций. правительство намечает бюрократия реализует Цели
12 Рост бюрократии – общемировая тенденция В начале XX на 300 американцев – один федеральный чиновник В конце XX пропорция составила 15:1 В Великобритании число сотрудников госаппарата возросло за XX в. В 10 раз. В Советской России в 1920 число чиновников = 2,5 млн., в 10 раз больше, чем до революции 1917 г. В конце 80-x XX в СССР = 18 млн. чиновников
13 Судебная власть Судебная власть представлена системой судебных органов и институтом независимых и подчиняющихся только закону судей. Судебная власть выступает гарантом соблюдения законности в деятельности законодательных и исполнительных органов, а также арбитром в случае возникновения трудноразрешимых противоречий и разногласий между ними, в том числе по конституционным проблемам. Независимость судей обеспечивается механизмами их избрания ими назначения. Главные способы: выборы судей всеобщим голосованием (некоторые североамериканские штаты) выборы парламентом (в большинстве стран Латинской Америки) назначение главой исполнительной власти (Великобритания) кооптация (Италия, Турция) – пополнение новыми членами состава какого-либо выборного органа собственным решением без проведения выборов
14 Судьи сохраняют свое положение пожизненно. В формировании судебной власти нет обратного хода: орган, определяющий его состав. Уже не может его изменить. Это и составляет основу независимости судов. Судебная власть имеет специальные полномочия по охране конституционного строя. Она даёт трактовку основного закона в конфликтных ситуациях, имеются ввиду как конфликты между гражданами и государством по поводу основных свобод, так и споры между отдельными институтами (в том числе, в федерациях между центром и субъектами). Кроме того суды выполняют решения по поводу конституционности новых законодательных актов. Функция по охране конституционного строя имеет две модели: 1. Децентрализованная – применяется в тех ситуациях, где эти полномочия придаются судебной власти в целом (США). Любой суд вправе принять решение о конституционности того или иного акта ( последней инстанцией при этом оказывается Верховный суд страны) 2. Централизованная – охрана конституционного строя полностью возлагается на специализированный судебный орган, выведенный за рамки судебной власти и не разбирающий никаких дел, кроме имеющих отношение к конституции (Конституционный суд). Впервые создан в Австрии, после II мировой войны в Германии, Италии и др. странах, в том числе в современной России.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.