Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСтанислав Ярилин
1 Анализ норм проекта федерального закона «О налоговом консультировании » по вопросу саморегулирования (подготовленный профессиональным сообществом «Палата налоговых консультантов» к заседанию Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности) Палата налоговых консультантов Год создания – 2002 Член Европейской конфедерации налоговых консультантов (СFE) c 2008 года г. Москва, 2014 год
2 В законопроекте не определен предмет самостоятельного правового регулирования, а имеет место лишь попытка раскрыть содержание налогового консультирования через перечисление отдельных видов услуг, связанных с налоговым консультированием. Дополнительно, необходимо отметить, что перечень, приведенный в ст.1 законопроекта не корреспондируется с перечнем ст.5. Возникает вопрос: «консультирование по вопросам применения положений законодательства о налогах и сборах» (п.1 ст.1) идентично «даче заключения лицам по вопросам применения законодательства (п.1 ст. 5)? Эта правовая неопределенность имеет место еще и потому, что авторы законопроекта, используя термин «заключение», не дают ему определения. Как, напрямую это делает ФЗ «Об аудиторской деятельности в РФ» в ст.6 «Аудиторское заключение». Или хотя бы опосредованно через установление обязательных требований к договору с консультируемым лицом, как это делает ст.10 ФЗ «Об аудиторской деятельности в РФ».
3 Проект ФЗ «О налоговом консультировании» не позволяет идентифицировать деятельность по налоговому консультированию, поскольку в нем отсутствуют положения, определяющие соотношение налогового консультирования с аналогичной деятельностью, осуществляемой в рамках оказания аудиторских услуг и адвокатской деятельности. Отсюда вытекает вывод, сделанный Комитетом по вопросам собственности ГД РФ: «Сомнительна целесообразность введения специального регулирования вида деятельности, доступ к которому ничем не ограничен (в том числе для недобросовестных участников). В то же время исключительно для целей получения права называться «налоговым консультантом» или «налоговой консультацией» субъектам регулирования предлагается сложная правовая конструкция с многочисленными обременениями и дополнительными обязанностями».
4 Извлечение из текста Пояснительной записки к проекту ФЗ «О налоговом консультировании»: «…гарантия качества услуг по налоговому консультированию обеспечивается ведением государственного реестра… Возмещение консультируемому лицу имущественного вреда, причиненного ему вследствие ненадлежащего качества услуг, реализуется через механизм саморегулирования деятельности налоговых консультантов…»
5 Учитывая данный постулат, проанализируем какими же правомочиями наделяет обсуждаемый законопроект саморегулируемые организации налоговых консультантов. Первое, что вызывает вопрос – это полное отстранение СРО налоговых консультантов от процесса аттестации. П.4 ст.10: «Квалификационный экзамен проводится образовательными организациями высшего образования, зарегистрированными уполномоченным федеральным органом». Норма не содержит требований к унификации ни программ, ни квалификационных экзаменов. Возникает вопрос, почему авторы законопроекта не учитывают ни наработанной практики, ни даже прямой аналогии содержащейся в ст.11 ФЗ «Об аудиторской деятельности в РФ»: п.3 ст.11: «К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе». То есть, норма содержит требование к унификации программ; п.4 ст.11: «Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно со всеми СРО аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом». Формулируется требование к унификации содержания и порядка проведения квалификационного экзамена. Более того, согласно п.1 ст. 11 ФЗ «Об аудиторской деятельности в РФ» - квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов. Все эти нормы в совокупности позволяют СРО влиять на уровень профессиональной подготовленности тех лиц, которые будут их членами и за кого они должны нести солидарную имущественную ответственность.
6 Проанализируем круг правомочий СРО налоговых консультантов, которыми их наделяет проект закона в целях обеспечения в ст.17 «Ответственность налоговых консультантов, налоговых консультаций». Пп.3 п. 2 ст.15 говорит об обеспечении СРО налоговых консультантов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед консультируемыми лицами и иными лицами. Наделяя при этом саморегулируемую организацию налоговых консультантов весьма ограниченным инструментарием. Ст.16 «требования к членству в СРО налоговых консультантов» содержит весьма скудный перечень: к физ.лицам – налоговым консультантам предъявляются всего два пункта требований: о наличии квалификационного аттестата и об уплате членских взносов; к юр.лицам – налоговым консультантам и того меньше, так как пп.1 п.1 ст.16 содержит отсылочную норму к ст. 11 «Государственный реестр налоговых консультантов, налоговых консультаций» и не может быть содержанием правовой нормы по требованиям к членству юр.лиц – налоговых консультаций. Т.е., согласно пп.2 п.1 ст.16 юр.лицу – налоговой консультации достаточно только платить взносы, чтобы быть членом СРО.
7 Учитывая, что ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» также в ст.24.6 содержит норму «Обеспечение имущественной ответственности при осуществлении оценочной деятельности», сравним требования к членству в СРО оценщиков. Одним из основных требований к членству в СРО оценщиков является в соответствии со ст,ст.24;24.6;24.7: «представление таким лицом договора обязательного страхования ответственности, размер страховой суммы в котором не может быть менее, чем триста тысяч рублей»; формирование компенсационного фонда СРО оценщиков, в который каждым членом СРО оценщиков должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее не менее чем тридцать тысяч рублей. При этом ст.24.6 содержит чёткую формулировку о порядке возмещения убытков или имущественного вреда и ограничивает его в размере не более чем один миллион рублей. Т.е. ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» содержит механизм возмещения имущественного вреда, а проект закона «О налоговом консультировании» декларирует намерения, не создавая рабочего механизма.
8 С нашей точки зрения, в проекте ФЗ «О налоговом консультировании» правовые нормы по саморегулированию являются недостаточно проработанными и даже запутанными. Так, всё та же ст.16, которая должна содержать требования к членству в СРО содержит всё что угодно, только не требования к членству в СРО: п.5 – указывает, что делает само СРО, п.6 – сообщает, чем занимается федеральный орган. И явно проигрывает аналогичным статьям, регулирующим требования к членству в СРО, при осуществлении аудиторской и оценочной деятельности: Ст.18 ФЗ «Об аудиторской деятельности» содержит 19 пунктов и 43 подпункта требований к членству в СРО аудиторов; Ст.24 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» формулирует требования к членству на 2-х страницах текста.
9 Общие выводы СРО налоговых консультантов будут обязаны принимать в члены физических лиц – налоговых консультантов, на профессиональную подготовленность которых они не смогут влиять. Объединять в одном СРО юридических лиц – налоговые консультации и физических лиц – налоговых консультантов, к которым обсуждаемый проект закона предъявляет минимум требований. Учитывая же, что по характеру своей деятельности и объему оказываемых услуг они существенно отличаются друг от друга – это создаст значительные трудности в организации деятельности СРО налоговых консультантов.
10 Необходимо в ст.17 «Ответственность налоговых консультантов, налоговых консультаций» существенно доработать механизм по обеспечению имущественной ответственности членов СРО перед консультируемыми лицами, как минимум следует ввести следующие правовые нормы: договор обязательного страхования ответственности при осуществлении деятельности по налоговому консультированию; компенсационный фонд СРО; условия и порядок размещения средств компенсационного фонда. Устранить правовую нелепицу, содержащуюся в пп.3 п.2 ст.15 об имущественной ответственности перед иными лицами, или определить в ст.2 «Термины и определения» - кто они эти иные лица, перед которыми у СРО налоговых консультантов возникает обязанность дополнительной имущественной ответственности каждого её члена. Дополнительно хотелось бы отметить, что принятие закона «О налоговом консультировании» в предлагаемой редакции лишь закрепит уже сложившуюся практику оказания услуг по налоговому консультированию аудиторами и адвокатами с объёмом ответственности согласно действующего законодательства.
11 Мнения участников профессионального рынка: Ст.2 Проекта закона определяет в качестве уполномоченного федерального органа в сфере государственного регулирования деятельности по налоговому консультированию федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов. Именно этот орган должен будет не только разрабатывать профессиональные стандарты деятельности в области налогового консультирования, но и осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства саморегулируемыми организациями налоговых консультантов, а также проводить проверки для целей контроля качества налоговых консультантов и налоговых консультаций (ст.20 проекта закона). Таким образом, вся деятельность как налоговых консультантов и налоговых консультаций, так и саморегулируемых организаций напрямую зависит от органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
12 Последствиями такой зависимости могут стать: принятие налоговыми консультантами, налоговыми консультациями заведомо «пробюджетных» решений исключительно на основе разъяснений Минфина России и ФНС России и, соответственно, предоставление консультируемому лицу (налогоплательщику) неполной информации. При этом известно, что рекомендации указанных органов в части порядка исчисления и уплаты налогов не всегда соответствует системному толкованию норм налогового законодательства, что доказывается судебной практикой. Фактическая зависимость налоговых консультантов от органов, осуществляющих одновременно контроль и надзор за своевременностью и полнотой уплаты налогов, создаст дополнительный конфликт интересов, не позволит им давать объективные разъяснения налогоплательщикам. Таким образом, будет создан дисбаланс публичных и частных интересов в области налогообложения. разглашение тайны налогового консультирования в ходе процедуры проверки качества работы налоговых консультантов, налоговых консультаций.
13 Спасибо за внимание! Палата налоговых консультантов Адрес центрального офиса: , г. Москва, ул. Ярославская, д.8,корп.4, этаж 5 Тел. +7 (495) , тел/факс +7 (495) www. palata-nk.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.