Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЗахар Твердохлебов
1 Тема 8: Фирма Доцент Ковальская Марика Ивановна
2 2 План: 8.1. Экономическая природа фирмы 8.2. Рациональные границы интеграции 8.3. Основные формы деловых предприятий 8.4. Прибыль, издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах 8.5. Излишек производителя 8.6. Распределение налогового бремени.
3 Экономическая природа фирмы
4 4 Совершенная конкуренция предполагает стихийный порядок экономической деятельности, при этом: все экономические агенты равноправны и их поведение определяется ценовыми сигналами регуляторами служит конкуренция - «невидимая рука» обеспечивается оптимальное распределение ресурсов общества
5 5 Базовыми принципами деятельности фирмы являются: планомерный порядок (регулятором служит сознательное планирование) иерархический принцип организации деятельности (власть распределяется неравномерно) концентрация средств производства внутри фирмы (распределение ресурсов зависит от предпринимателя)
6 6 Р. Коуз показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, а требует определенных затрат, которые были названы трансакционными (от лат. Transactio – сделка).
7 7 Четыре группы трансакционных затрат: Затраты поиска информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг). Затраты, связанные с ведением переговоров и заключением контрактов. «Надзорные» затраты (по контролю за соблюдением условий договора). Затраты по юридической защите контракта (например, судебные).
8 8 Если бы рынок состоял из одних физических лиц (индивидуальных экономических агентов), бремя трансакционных затрат было бы непомерно велико из-за большого количества микросделок.
9 9 Один из способов снижения трансакционных затрат – организация фирмы. Механизм административного контроля и «иерархия» позволяют осуществлять многие трансакции дешевле внутри фирмы, не прибегая к посредничеству рынка
10 10 Почему же нельзя всю экономику построить наподобие единой гигантской фирмы?
11 11 При превышении определенного размера «иерархия» начинает терять управляемость: Во-первых, стремительно растут затраты на поиск и обработку информации. Во-вторых, все дороже обходятся: подчинение работников целям фирмы с помощью системы стимулов, контроля и надзора.
12 12 Установлено, оптимальные размеры фирмы достигаются когда предельные затраты использования рынка будут равны предельным затратам использования административного контроля.
13 Рациональные границы интеграции
14 14 Интеграция – это сосредоточение экономической деятельности внутри фирмы.
15 15 В случае горизонтальной интеграции границы фирмы раздвигаются вширь, растет объем производства какого-то одного вида продукции.
16 16 Диверсификация - особый случай горизонтальной интеграции, предполагающий проникновение фирмы в различные разнородные, технологически не связанные между собой отрасли, т.е. расширение производства за счет выпуска разнородной продукции.
17 17 В случае вертикальной интеграции фирма распространяет свою деятельность «вверх» или «вниз», на соседние звенья производственного процесса.
18 18 Три пути к образованию вертикально интегрированной фирмы: Создание фирмы, охватывающей несколько последовательных производственных стадий. Экспансия неинтегрированной фирмы в смежные отрасли. Слияние двух и более фирм, находившихся на соседних стадиях производственного процесса.
19 19 Первый - технологический подход к анализу проблемы интеграции объясняет размеры фирмы: 1. Эффектом масштаба - снижение средних затрат на единицу продукции за счет увеличения выпуска. 2. Экономией от разнообразия - снижение средних затрат на единицу продукции за счет объединения в составе одной фирмы нескольких различных видов производства.
20 20 При технологическом подходе считается, что фирма достигает оптимальной величины при полном исчерпании экономии от масштаба, так как начиная с определенного момента расширение производства приводит не к сокращению, а к росту средних затрат.
21 21 Второй подход к анализу проблемы интеграции: Центральным для этого подхода является рассмотрение фирмы как коалиции владельцев ресурсов (факторов производства), связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек.
22 22 В зависимости от значимости для фирмы все ресурсы могут быть разделены на три группы: Общие ресурсы – это ресурсы, ценность которых не зависит от принадлежности данной фирме: и внутри, и вне фирмы они оцениваются одинаково. Специфические ресурсы – это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее. Интерспецифические ресурсы – это ресурсы, ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее.
23 23 Трансакции могут быть: Общими или специальными. Мимолетными или длительными. Однократными или регулярно повторяющимися. Слабо или сильно зависящими от непредсказуемых будущих событий. С легко или трудно измеряемыми результатами.
24 24 При втором подходе к анализу проблемы интеграции, размер фирмы зависит от экономии масштаба и разнообразия, но экономии не технологических, а трансакционных затрат.
25 Основные формы деловых предприятий
26 26 Частнопредпринимательская фирма – фирма, владелец которой: самостоятельно ведет дела в собственных интересах и управляет ею; получает всю прибыль (остаточный доход); несет ответственность по всем ее обязательствам.
27 27 Партнерство – это фирма организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием.
28 28 Корпорация – это фирма, имеющая форму юридического лица, где права, ответственность и доля в прибыли каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие.
29 29 Регулируемая и государственная фирмы – фирмы, находящиеся в государственной собственности.
30 30 Неприбыльная (некоммерческая) организация – профсоюзы, клубы, церкви, общества милосердия, образовательные учреждения, общества милосердия и т.д. Обычно управляются советом попечителей. Существуют на пожертвования и/или получают доход от своей деятельности.
31 31 Потребительский кооператив – образуется путем объединения части ресурсов своих членов с целью извлечения взаимной выгоды. Могут быть потребительскими и сбытовыми.
32 Прибыль, издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
33 33 Прибыль фирмы определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками. TR – TC = π TR – совокупная выручка (доход); TC – совокупные издержки; π – прибыль.
34 34 К внешним (бухгалтерским) издержкам относятся платежи поставщикам факторов производства. Эти издержки полностью отражаются в бухгалтерском учете предприятия.
35 35 Внутренними (вмененными) издержками являются: Альтернативная стоимость ресурсов, принадлежащих предпринимателю (фирме). Альтернативная стоимость предпринимательской деятельности (нормальная прибыль - вознаграждение за предпринимательскую деятельность).
36 36 Бухгалтерская прибыль – это превышение общей выручки над явными издержками, т.е. бухгалтерская прибыль не учитывает внутренние издержки.
37 37 Экономическая прибыль – это доход, полученный сверх экономических издержек фирмы. Экономические издержки - сумма внешних и внутренних издержек (включая нормальную прибыль).
38 38 Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль в общей выручке фирмы Структура общей выручки Внешние издерж- ки Внутренние издержки Доход Альтернатив- ная стоимость ресурсов, принадлежа- щих предпринима- телю Нормальная прибыль – альтернативная стоимость предприниматель- ства Экономи- ческий подход Экономические издержки Экономи- ческая прибыль Бухгалтер ский подход Бухгал- терские издерж- ки Бухгалтерская прибыль
39 39 Совокупный доход – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества продукции: TR =P×Q Где: TR – совокупный доход; P – цена; Q – проданное количество благ.
40 40 Средний доход – доход, приходящийся на единицу проданной продукции. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене. AR=TR/Q=P×Q/Q=P
41 41 Предельный доход – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого приращения выпуска продукции. MR=dTR/dQ=d(P×Q)/dQ= =P×(dQ/dQ)=P
42 42 Q Спрос, предельный и совокупный доход в условиях совершенной конкуренции P, AR, MR,TR, TR D=MR=P 0 M N
43 43 В краткосрочном периоде издержки фирмы делятся на постоянные и переменные. Постоянные издержки FC (Fixed Cost)– это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства.
44 44 К постоянным относятся издержки, связанные с использованием: зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.
45 45 С Издержки Постоянные издержки (FC) С0С0 FC 0 Произведенное количество Q
46 46 Средние постоянные издержки AFC (Average Fixed Cost) – издержки, приходящиеся на единицу изделия: AFC=FC/Q С увеличением объема производства (Q) растет общая выручка (FC), поэтому средние постоянные издержки (AFC) уменьшаются.
47 47 Кривая средних постоянных издержек AFC С1С1 А В С С2С2 0 Q1Q1 Q2Q2 Q AFC
48 48 Переменные издержки VC (Variable Cost) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства.
49 49 К переменным издержкам относятся затраты на : оплату труда, топливо, электроэнергию, сырье, вспомогательные материалы.
50 50 С VC 0 QQ1Q1 Переменные издержки (VC)
51 51 Средние переменные издержки AVC (Average Variable Cost) определяются путем деления переменных издержек (VC) на объем продукции Q: AVC= VC/Q
52 52 Средние переменные издержки применяются: При анализе эффективности хозяйственной деятельности фирмы. При установлении положения равновесия фирмы. При разработке стратегии фирмы (в стратегическом менеджменте).
53 53 С AVC 0 QQ1Q1 Кривая средних переменных издержек (AVC)
54 54 Общие издержки – издержки, связанные с производством продукции в краткосрочном периоде равны сумме постоянных и переменных издержек: TC=FC+VC
55 55 0 Q С VC FC Общие издержки (TC) TC
56 56 Средние общие издержки можно получить путем деления общих издержек на количество выпущенной продукции: ATC=TC/Q=(FC+VC)/Q Или суммированием средних постоянных (AFC) и средних переменных издержек (AVC): ATC=AFC+AVC
57 57 0 QQ1Q1 С ATC Средние общие издержки (ATC) AFC AVC
58 58 Предельные издержки (marginal cost) (МС) – это приращение общих издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Предельные издержки - производная функция только переменных издержек MC=dVC/dQ
59 59 Максимальная прибыль фирмы в краткосрочном периоде достигается при равенстве предельного дохода предельным издержкам: MR=MC
60 60 AFC Q 0 C AVC ATC MC A Б Издержки фирмы в краткосрочном периоде
61 61 Средние совокупные издержки в длительном периоде (АТС L ) ATC 1 0 А AТC 3 AТC 2 AТC 4 AТC L С AТC 5 QАQА Q С min
62 62 АТС Долгосрочные средние общие издержки Q q1q1 q2q2 0 Экономия от роста масштабов производст ва Постоянная отдача от роста масштабов производства Рост издержек от роста масштабов производства А)
63 63 АТС Долгосрочные средние общие издержки Q 0 Б)
64 64 Долгосрочные средние общие издержки АТС Q 0 В)
65 Излишек производителя.
66 66 Излишек производителя Излишек потребителя Издержки производителя P P max 0 QEQE Q S E PEPE P min
67 Распределение налогового бремени
68 68 Распределение налогового бремени Р Q D S S1S1 0 Избыточное налоговое бремя Платят потребители Платят производители
69 69 Налоги и эластичный спрос Р Q D S S1S1 0 Налог Р2Р2 Р1Р1 РАРА Q2Q2 Q1Q1 Е1Е1 Е А Б Налоги и неэластичный спрос Р Q D S S1S1 0 Налог Р2Р2 Р1Р1 РАРА Q2Q2 Q1Q1 Е1Е1 Е А Б
70 70 Налоги и эластичное предложение Р Q D S S1S1 0 Налог Р2Р2 Р1Р1 РАРА Q2Q2 Q1Q1 Е1Е1 Е А Б Налоги и неэластичное предложение Р Q D S S1S1 0 Налог Р2Р2 Р1Р1 РАРА Q2Q2 Q1Q1 Е1Е1 Е А Б
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.