Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМаргарита Щигровская
1 Психологические особенности младшего школьного возраста План 1. Социальная ситуация развития 2. Ведущая деятельность 3. Общение со сверстниками 4. Личностная сфера 5. Познавательная сфера 6. Предподростковый кризис 6/7 – 10 лет 2 часа
2 1. Социальная ситуация развития младших школьников Перестраиваются отношения с связи с поступлением школу: новые требования и права Перестраиваются отношения с связи с поступлением школу: новые требования и права Система «ребенок - взрослый» дифференцируется: «ребенок- учитель» и «ребенок-родитель» Система «ребенок - взрослый» дифференцируется: «ребенок- учитель» и «ребенок-родитель» Авторитет родителей отодвигается на второй план Авторитет родителей отодвигается на второй план Игра постепенно вытесняется учебной деятельностью Игра постепенно вытесняется учебной деятельностью Изменяется режим дня – однообразный Из старших в д/с становятся младшими в школе
3 Социальная ситуация развития младших школьников В жизни ребенка появляется оценка. От нее зависит отношение к ребенку: В жизни ребенка появляется оценка. От нее зависит отношение к ребенку: учителей учителей родителей родителей одноклассников одноклассников
4 2. Ведущая деятельность младших школьников Учебная Цель: познание окружающего мира Содержание: усвоение определенной системы знаний Предмет: сам ребенок
5 Особенности учебной деятельности Не дана в готовом виде, а формируется постепенно в виде умений учиться Не дана в готовом виде, а формируется постепенно в виде умений учиться Направлена на удовлетворение познавательных потребностей Направлена на удовлетворение познавательных потребностей Самый регламентированный вид деятельности, обязательный и результативный Самый регламентированный вид деятельности, обязательный и результативный Коллективная деятельность Коллективная деятельность Изменяется с возрастом детей Изменяется с возрастом детей Ребенок получает удовольствие от результата, а не от процесса Ребенок получает удовольствие от результата, а не от процесса
6 Структура учебной деятельности Учебные действия Учебная ситуация (задача) - подлежащий усвоению способ действия Контроль Оценка Задача учителя – сформировать все компоненты
7 Значительно расширяется Обусловлено успеваемостью 3. Общение со сверстниками 1 класс: «Я и учитель» 1 класс: «Я и учитель» Каждый сам по себе Каждый сам по себе Активные ученики захватывают инициативу Активные ученики захватывают инициативу 3-4 класс: «Мы и учитель» Авторитет учителя падает Начинают складываться личные отношения и микрогруппы
8 Дружба младших школьников 7-8 лет - внешние причины: сидят за одной партой сидят за одной партой живут в одном доме живут в одном доме Легко возникает, но не прочна: эгоцентрична Легко возникает, но не прочна: эгоцентрична «С другом весело» «С другом весело» 9-11 лет – внутренние причины: привлекают качества личности: доброта внимательность самостоятельность уверенность в себе «Друг помогает» Выбор определяется
9 4. Личностная сфера младшего школьника Доверчивы Доверчивы Исполнительны Исполнительны Склонны к подражанию Склонны к подражанию Послушны Послушны Старательны Старательны Малоконфликтны Малоконфликтны Реактивны (готовность к действию) Реактивны (готовность к действию) Восприимчивы Восприимчивы Все эти качества способствуют началу обучения
10 получении высокой оценки высокой оценки сопереживании взаимопонимании превосходстве и признании игре коллективе общении познании нового
11 Учеба влияет на развитие мотивации Поощрения за успехи Поощрения за успехи Адекватная самооценка Адекватная самооценка Высокий уровень притязаний Высокий уровень притязаний Ценят: основные уроки, правила, дисциплину Ценят: основные уроки, правила, дисциплину Наказания за неудачи Наказания за неудачи Низкая самооценка Низкая самооценка Низкий уровень притязаний Низкий уровень притязаний Ценят: рисование, пение, каникулы, перемены Ценят: рисование, пение, каникулы, перемены Мотив достижения успехов Мотив избегания неудач Сильные ученики Слабые ученики Чувство долга
12 Самосознание осознание себя как субъекта познания - Я-образ ученика: осознание себя как субъекта познания - Я-образ ученика: самоуважение самоуважение чувство собственного достоинства чувство собственного достоинства чувство компетентности чувство компетентности Развитие рефлексии Внутренняя позиция школьника Изменяется самооценка и уровень притязаний
13 Эмоциональная сфера Появляется сдержанность и контроль в проявлении эмоций Появляется сдержанность и контроль в проявлении эмоций Возникает эмоциональная децентрация Возникает эмоциональная децентрация Эмоциональная впечатлительность, отзывчивость Эмоциональная впечатлительность, отзывчивость Развиваются чувства: ответственности, долга, товарищества, доверия Развиваются чувства: ответственности, долга, товарищества, доверия Успехи в учебе вызывают эмоции радости и интереса Успехи в учебе вызывают эмоции радости и интереса Чувство ответственности приводит к страху несоответствия нормам: сделать не то Чувство ответственности приводит к страху несоответствия нормам: сделать не то Школофобия – страх опоздать, отвечать, контрольных Школофобия – страх опоздать, отвечать, контрольных
14 5. Познавательная сфера младшего школьника
15 Моторика Крупные мышцы опережают развитие мелких: сильные размашистые движения выполняются лучше, чем мелкие, точные Крупные мышцы опережают развитие мелких: сильные размашистые движения выполняются лучше, чем мелкие, точные Проблема леворукости Проблема леворукости
16 Восприятие Появляется синтезирующее восприятие Появляется синтезирующее восприятие Малая дифференцированность – сохраняется ситуативность и слитность Малая дифференцированность – сохраняется ситуативность и слитность Непроизвольность – воспринимают не самое главное, а то, что ярко Непроизвольность – воспринимают не самое главное, а то, что ярко Затруднено восприятие объемных фигур Затруднено восприятие объемных фигур
17 Внимание Преобладает непроизвольное внимание – не замечают главного Сохраняется небольшой объем, малая устойчивость, слабая концентрация Затруднено распределение внимания и его переключение Внимание поддерживается мышлением
18 Память Увеличивается объем Увеличивается объем Улучшается прочность и быстрота Улучшается прочность и быстрота Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу Овладевает приемами запоминания Овладевает приемами запоминания Развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности
19 Мышление 1-2 класс - наглядно образное 1-2 класс - наглядно образное 3-4 – словесно- логическое 3-4 – словесно- логическое Развиваются мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, аналогия, умозаключение Развиваются мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, аналогия, умозаключение Формируются научные понятия Формируются научные понятия Возникает представление о сохранении количества (опыты Пиаже) Возникает представление о сохранении количества (опыты Пиаже) становится ведущей познавательной функцией познавательной функцией Стадия конкретных операций
20 Речь Изучение речи становится целенаправленной деятельностью Изучение речи становится целенаправленной деятельностью Развивается письменная речь: Развивается письменная речь: - более сложная - более сложная - требует продуманного построения фраз - требует продуманного построения фраз Обогащается словарь Обогащается словарь
21 конфликты с учителями стремление к нарочитой взрослости отрицательное отношение к учебе Внутреннее содержание Рефлексивный оборот на себя Рефлексивный оборот на себя Кризис самооценки Кризис самооценки Мотивационный вакуум: мотивация занять новую социальную позицию исчерпана, а познавательные мотивы не сформированы Мотивационный вакуум: мотивация занять новую социальную позицию исчерпана, а познавательные мотивы не сформированы Внешнее проявление:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.