Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВладислава Щепетильникова
1 Одарённость. Виды одарённости Волкова Любовь Альбертовна,к.п.н. доцент кафедры педагогических инноваций КОИРОФ.И.О. преподавателя Костромской областной институт развития образования Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития образования» ФЦПР О
2 Данные статистики по Костромской области (образовательные учреждения) 10 – Центров развития ребенка (2381 человек), 49 - детских садов с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (6823 человека), 8-лицеев (5877 школьников), 8-гимназий (4720 школьников), 1- школа с углубленным обучением немецкого языка (455 школьников), 11 общеобразовательных школ с классами углубленного обучения предметов.
3 Разведение (идентификация) смыслов одарённый ребёнок» «талантливый ребёнок», «ребёнок с опережающим (ранним) развитием» (вундеркинд)-»чудо-дитя» «гениальный ребёнок» = ? Гениальность - необыкновенное, поражающее дарование (Толковый словарь русского языка Дмитриева Д. В) Опережающее (раннее) развитие – (дословно: раньше нормы) Одарённость = талант: способности значительно превышающие стандартный уровень (Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений" Н. Абрамова, БЭС; Большой толковый фразеологический словарь М.И. Михельсона; Толковый словарь Д.Н.Ушакова; Философская энциклопедия; Исторический словарь, Википедия и многие другие).
4 Одарённый (талантливый) школьник Одарённость - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов по сравнению с другими людьми в одном или нескольких видах деятельности ( Рабочая концепция под ред. Д.Б.Богоявленской.- М,2003). «Одарённые дети» - дети, которые значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрируют выдающиеся специальные способности: музыкальные, художественные и другие (педагогический словарь под ред.Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М, 2003). «одарённые (талантливые)» дети- дети -, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующие выдающиеся способности в том или ином виде деятельности (Концепция Региональной системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых (одарённых) детей Костромской области)
5 Происхождение понятий «талант», « одарённость» Талант (греч. денежная единица). Слово заимствовано из старославянского языка, где таланътъ < греч. talanton «денежная единица» «мера веса» (золота, серебра). Использовать и преумножить, труд, вклад. Одарённость (дар, дать)- отдаётся безвозмездно, подарок, подношение. А также бесполезно, напрасно, бесцельно. Трудиться или получать?
6 Мифы об одарённости Если талант есть, то он сам пробьётся Если одарённость есть, то это на всю жизнь Если ученик неуспевающий, то об одарённости не может идти речи Одарённого ребёнка в отличие от обычного другого может учить любой педагог «Все дети одарённые!» « Одарённые дети встречаются крайне редко!»
7 Характеристики одарённой личности Три основные характеристики одарённой личности по А.В.Тороповой 1. независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства; 2.пристрастное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов; 3. постоянная самооценка (высокие требования к себе). Типовое представление об одарённом учащемся Замотивирован на обучение, быстро понимает учебный материал, говорит и делает удивительные вещи, очень интересный собеседник, всесторонне развит, исполнителен, аккуратен, обаятелен и т. д.
8 Типология одарённости 1. Степень сформированности одарённости (больше – меньше) 2.Временная- стабильная одарённость (опережающее развитие) [псих. Н.С. Лейтес] 3. Явная – потенциальная одарённость [Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков] 4. Возрастная одарённость [псих. Н.С. Лейтес] 5. Др.
9 Типы одаренности, которые легко увидеть учителю: 1. «Умные», «толковые», сообразительные. Именно их называют «светлыми головами» и «надеждой школы». 2. Блестяще осваивают учебный материал, умеют и любят учиться 3. Музыка, танцы, живопись, скульптура, сценическая деятельность и т.п.
10 Орхидеи как и одарённость бывает очень разная
11 Виды одарённости 1. Академическая - 2. Интеллектуальная 3. Творческая 4. Художественно-эстетическая 5.Организационно- коммуникативная (лидерская) 6.Спортивно-физическая 7. Практическую одарённость
12 Академическая одарённость «+» Легко усваивает знания, имеет правильную речь, цитирует, приводит аргументы со ссылкой на авторитетный источник. Имеет ярко выраженную познавательную мотивацию. Афоризм «Воля, которая стремится к познанию и никогда не удовлетворяется оконченным делом». Д. Бруно «-» Странный зануда! О чём он сейчас говорил? Живёт слишком подробно. Игнорирует сферы жизни не связанные с основным увлечением Профессор Паганель (Дети капитана Гранта Жюль Верна)
13 Интеллектуальная одарённость «+» Не стандартно мыслит. Логик. Быстро думает. Не столько знает сколько выводит знание из предыдущего. Может создать продукт из «ничего». Не затрудняется в ответах. Афоризм «Знание некоторых принципов и закономерностей и логики легко возмещает незнание некоторых фактов. К. Гельвеций». «-» Не понятно как он до этого додумался. Он не мог этого знать. А сказать на нормальном языке это нельзя? Главный герой (А.Абдулов) в фильме «Гений». Режиссёр : Виктор Сергеев
14 Творческая или продуктивная одарённость «+» Скорость продуцирования новых идей (оригинальность, неповторимость). Нетрадиционные способы принятия решений. Потребность в инновациях. Так больше никто не сможет Левша: Сказ о тульском левше и о стальной блохе. Лесков, Н.С. «Творчество – это превращение человеческого опыта в божественный результат». «-» Всегда не знаешь, что он сотворит и как от этого спасаться! Непонятно как, но он это сделает! Ни голове ни нам покоя не даёт
15 Художественно-эстетическая одарённость «+». Эстетическое отношение к действительности Проявляет таланты, которые могут быть оценены как значительно превышающие обычные способности в, рукоделии, музыке, пении, изобразительном и драматическом искусствах (умеют уходить от подражания) мастерам Афоризм «Художник - человек с фантастическими возможностями доведения обыденности до совершенства». «-» Зато он больше ничего не умеет. Такими талантами сыт не будешь. Лучше бы учился хорошо. Любой знаменитый актёр, певец, художник… Эстетика души – Дон Кихот Ламанческий (М.де Сервантес)
16 Организационно- коммуникативная (лидерская) одарённость Остап Бендер -герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова « Двенадцать стульев» «+». Умеет создать комфортную ситуацию при общении, умеет договариваться Легко организовывает других для выполнения дела. Формальный или неформальный лидер. Умеет находить компромиссы. Всегда знает, что хочет. Хорошее чувство юмора «-» Несёт невесть что, но так убедительно! Не знаю, кто это сделал, но знаю, кто этим руководил Афоризм « Из тех, кто идёт на принцип - доходят не все».
17 Спортивно- физическая одарённость Спартак- вождь крупнейшего восстания рабов в 73 или 7471 гг. до н. э. в Древнем Риме «+». Собранный волевой, настойчивый, целеустремлённый, имеющий природные физические данные выше уровня сверстников. Легко даются достижения в спортивных областях. Воин. Победители. Жизнь на износ. «-» « Сила есть ума не надо! Пусть тебе пятёрки ставит учитель по физкультуре! Ты думаешь, что если ты уехал на соревнование, то за тебя Пушкин будет сочинение писать? Афоризм «Спорить с тренером по борьбе может лишь тренер по стрельбе».
18 Практическая одарённость «+». Прилежные учащиеся. Всё на своих местах. Всё делают во время. Аккуратны( всё, в практическом понимании, по полочкам). Хозяйственны, чистоплотны, любят труд. Хорошие практики, если поняли, что надо делать «-» Дело делает, а объяснить не может. Пока делает кажется умным. Афоризм «У хорошей хозяйки и петух несется» Хозяин ( хозяйка), зажиточный крестьянин- кулак, мастер и др.
19 Практикум к теме Задание 1 Предположите и опишите характеристики ребёнка, которые появляются на перекрёстке приведённых видов одарённости Интеллектуальная Творческая + Художественная Спортивная Коммуникативная ? ( дописать)Практическая + ++ Интеллектуальная Творческая? ( дописать) ++
20 Практикум к теме Задание 2 Выберите одну из ранее описанных комбинаций одарённости «+». Как именно (в чём?) такие (комбинированные) одарённости проявляются на уроках и во внеурочное время в качестве положительного комплекса характеристик? «-» Какие отрицательные характеристики и (или)предубеждения могут быть отмечены при данной одарённости ? Приведите пословицу(афоризм, высказывание относительно данной комбинированной одарённости ( одну или несколько) Назовите вашу ассоциацию С каким персонажем или его важной характеристикой вы ассоциируете данную комбинированную одарённость? Как может выглядеть фото школьника, на котором проявлены описанные вами характеристики
21 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.