Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИрина Слуцкая
1 «Методы и приёмы формирования нравственных представлений у младших школьников в образовательном процессе» «Методы и приёмы формирования нравственных представлений у младших школьников в образовательном процессе» Исполнитель: Ветошкина Е.В. Научный руководитель: Коротаева Е.В. Выпускная квалификационная работа на тему:
3 Анализ научной литературы позволил выявить неизученные аспекты данной проблемы и сформулировать противоречия: - между необходимостью сформированности нравственных представлений у младших школьников и недостаточной обоснованностью методов и приемов, способствующих усвоению представлений о нравственных категориях; -между психологическими предпосылками младшего школьного возраста в процессе формирования нравственных представлений и недостаточной активизацией мышления самих детей, актуализацией жизненного опыта, развития эмпатии, сочувствия как главного условия нравственного поведения.
4 Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методов формирования нравственных представлений в учебно- воспитательном процессе. Объект исследования – процесс формирования нравственных представлений. Предмет исследования – методы и приемы формирования нравственных представлений у учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе.
5 Мы предположили, что наиболее успешно формирование нравственных представлений будет происходить если: Будут использоваться различные методы и приемы формирования нравственных представлений, органически включенные в образовательный процесс; Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности; Будут учтены возрастные, психологические и индивидуальные особенности младших школьников;
6 Формирование нравственных представлений - это процесс качественного преобразования, под которым понимается создание образа продуктивного воображения, наглядно- образного знания о моральных нормах, принципах, присущих данному обществу. Кризисная ситуация в современном обществе требует пристального внимания образования к процессу формирования нравственных представлений младших школьников. Формирование нравственных представлений происходит наиболее эффективно в младшем школьном возрасте. Оно происходит во всех сферах воспитательного пространства школы и должно основываться на принципах равнопартнерства, в условиях свободного диалога в классном коллективе.
7 ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Цель опытно-поисковой работы заключается в изучении и формировании нравственных представлений учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе. Работа состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Целью констатирующего этапа является выявление актуального уровня сформированнности нравственных представлений младших школьников. Задачи: разработать критерии определения уровня сформированности нравственных представлений; выбрать методики, соответствующие критериям; исследовать учащихся начальных классов с помощью выбранных методик; проанализировать полученные данные. Цель формирующего этапа состоит в проверке поставленной гипотезы. Задачи: определить методы формирования нравственных представлений и внедрить их на практике; провести анализ полученных результатов исследования. Цель контрольного этапа – проверить эффективность отобранных методов и приемов формирования нравственных представлений у младших школьников путем сравнения диагностических результатов констатирующего и контрольного этапа Задачи: повторно исследовать учащихся начальных классов с помощью выбранных методик; проанализировать полученные данные.
8 АНКЕТА. Выявление отношения к людям 1. С кем ты здороваешься в школе? (учителями, незнакомыми людьми) 2. Попросишь ли ты прощения у своего одноклассника, если нечаянно его толкнешь? -да, -нет, - не знаю 3. Учительница просит, чтобы кто-нибудь намочил тряпку для вытирания доски. Откликнешься ли ты на просьбу, если сегодня не твое дежурство ? - да, - нет, - не знаю 4. Следишь ли ты за чистотой и порядком в своих вещах ? (учебники, тетради, одежда) - да, -нет, -не всегда 5. Ты едешь в трамвае очень уставший. Как ты считаешь, нужно ли уступить место бабушке, если она не просит ? - да, -нет, -не знаю 6. Здороваешься ли ты с знакомыми людьми (соседями, друзьями) ? - всегда, - нет, - не всегда Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку - да, - нет, - не знаю. - да, - нет, - не знаю. «Методика Дермановой И.Б.»
9 Методы и приемы формирования нравственных представлений Классифи кация Типы методов Виды Приемы По источник у передачи и восприят ия нравствен ных представл ений Методы стимулир ования интереса к нравствен ным представл ениям Словесн ые Этическая беседа рассказ, содержащий нравственную проблему, объяснение, разъяснение нравственной ситуации Диспут на тему «нужно ли быть вежливым», прием сократической беседы; прием диалектического анализа; вопросы, связанные с выяснением сущности понятия «вежливость», рассказ о каком- нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к теме «вежливость и доброжелательность»; случай из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы; содержательное высказывание или афоризм, чтобы подчеркнуть значение вежливости. Наглядн ые Иллюстрация, изображение ситуации, требующей нравственного анализа и оценки Прием пиктограмм, рисование вежливого человека, анализ иллюстраций к стихотворениям А. Барто «Медвежонок-невежда», «Любочка», анализ иллюстраций к методике «Беседа по сюжетным картинкам» Практич еские Упражнение, направленное на практическое применение полученных нравственных представлений: сочинение, изложение, опрос, размышления на этическую тему Создание эмоционально-нравственных воспитательных ситуаций; инсценировка жизненных ситуаций, требующих вежливого поведения, прием «гиперболизации», походы в театр, на выставку и т.д. Познава тельные и организа ционно- деятельн остные игры С целью получения положительной эмоции по отношению к деятельности; наличия познавательной стороны этой эмоции; наличия непосредственного мотива нравственного поведения, идущего от самой деятельности. Игра «глаза в глаза», сюжетно-ролевые игры, "Волшебные камешки", "Ласковые дети", "Ладошки", "Назови себя", "Волшебный стул", "Цветовое настроение", "Угадай кто я", "Зоопарк", "Скульптор", "Подари цветок", "Большой разговор", игра интонациями; Пример Положительный и отрицательный пример Анализ поведения учителя, родителей, героев художественных произведений, известных людей, фильмов («Ералаш»)
10 Результаты исследования уровней сформированности нравственных представлений младших школьников в начале и конце исследовательской работы Уро вен ь Крите рий Характеристика Исследуем ые ЭГ (%) Исследуем ые КГ(%) Выс оки й эмоци ональ ный Исследуемый проявляет интерес к нравственной проблеме, вопросу; эмоционально отзывчив, проявляет адекватные ситуации эмоции знания Обладает свойственными данному возрасту представлениями о категории вежливости поведе нчески й Поведение не расходится со знанием Сре дни й эмоци ональ ный Обсуждаемые нравственные проблемы, вопросы периодически вызывают у исследуемых эмоциональную реакцию знания Имеет допустимые для младшего школьного возраста представления о вежливости, доброжелательности (содержат небольшие неточности) поведе нчески й Обладает неустойчивой позицией по отношению к поступкам; поведение нередко зависит от авторитетного лица Низ кий эмоци ональ ный Обсуждение нравственных тем не вызывает у испытуемых положительного эмоционального отклика, проявляют равнодушие к обсуждаемым нравственным проблемам; знания Представления о вежливости, доброжелательности ошибочны; поведе нчески й Собственные суждения о нравственных поступках высказываются крайне редко, преобладает отрицательное поведение или поведение не соответствует знаниям
11 Уровни сформированности нравственных представлений детей контрольной и экспериментальной групп на констатирующем и контрольном этапах исследования (в %) группа низкий уровень средний уровень высокий уровень КГ23,320,043,350,033,330,0 ЭГ23,310,046,746,673043,33
12 Процесс формирования нравственных представлений у учащихся начальных классов будет эффективным если:Процесс формирования нравственных представлений у учащихся начальных классов будет эффективным если: будут использоваться различные методы и приемы, способствующие формированию целостной картины мира, развитию рефлексии, эмпатии и умения сочувствовать (этическая беседа, рассказ, содержащий нравственную проблему, объяснение, разъяснение нравственной ситуации, изображение ситуации, требующей нравственного анализа и оценки, упражнение, направленное на практическое применение полученных нравственных представлений: сочинение, изложение, опрос, размышления на этическую тему и т.д.);будут использоваться различные методы и приемы, способствующие формированию целостной картины мира, развитию рефлексии, эмпатии и умения сочувствовать (этическая беседа, рассказ, содержащий нравственную проблему, объяснение, разъяснение нравственной ситуации, изображение ситуации, требующей нравственного анализа и оценки, упражнение, направленное на практическое применение полученных нравственных представлений: сочинение, изложение, опрос, размышления на этическую тему и т.д.); учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности;учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности; будут учтены возрастные, психологические и индивидуальные особенности младшихбудут учтены возрастные, психологические и индивидуальные особенности младших школьников. школьников.
13 Рисунки детей «Добрые и недобрые дела и поступки» «Волшебные слова» «Ты и твои друзья» « Добро »
14 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.