Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВиктор Плешков
1 Современная отечественная концепция воспитания. Концепция - система взглядов, определенное понимание явлений и процессов. Описать концепцию воспитания значит охарактеризовать основные компоненты воспитания : цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия. В современной литературе часто в значении " концепция " употребляется термин " модель ".
2 Система коммунистического воспитания. Система коммунистического воспитания создавалась с 1918 года В. Лениным, Н. Крупской, А. Луначарским, А. Макаренко. Целью коммунистического воспитания было формирование всесторонне и гармонично развитой личности, гражданина - коллективиста, личности социалистического типа, обладающей преданностью идеалам коммунизма, политической активностью, патриотизмом и интернационализмом, коммунистическим отношением к труду. Система этих принципов реализовывалась во всех сторонах воспитания в школе. Она определяла содержание воспитания : идейно - политическое, нравственное, трудовое, правовое. Средства воспитания составляли система воспитательной работы в школе, учебные и трудовые коллективы, коллективная трудовая и общественная деятельность
3 Система коммунистического воспитания. Воспитание базировалось на принципах : коммунистической направленности и партийности, связи воспитания с жизнью и коммунистическим строительством ; воспитанием в труде, в коллективе и через коллектив, единства сознания и поведения ; сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся, уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью ; опоры на положительное, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей ; преемственности и систематичности педагогического воздействия ; единства педагогических требований школы, семьи и общественности.
4 Оценка концепции. 1. Политический аппарат КПСС через систему воспитания осуществлял идеологическую обработку населения, навязывание единых официальных взглядов. 2. Коллектив превращался в средство подавления личности, формировал конформистов. 3. Цель и содержание воспитания формулировались над личностно, с позиций государства и производства, а не личности. 4. Использовались преимущественно авторитарные методы воспитания.
5 Вывод. Жесткая идеологизированная система воспитания. Культурно - историческая школа С. Л. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, коллективистское воспитание А. Макаренко, гуманистическая педагогика В. А. Сухомлинского и опыт педагогов - новаторов годов являются вкладом в мировую науку и сохраняют свое значение для современной российской школы.
6 Личностно - ориентированное воспитание. Основные элементы государственной концепции воспитания видны в Законе РФ об образовании и других источниках. Этот подход можно назвать личностно - ориентированным воспитанием, целью которого является стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура личности как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоопределении.
7 Личностно - ориентированное воспитание. Содержание воспитания описывается как базовая культура личности, включает культуру жизненного самоопределения, семейные отношения, культуру общения, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, экономическую, экологическую, трудовую и правовую культуру. Методы и формы воспитания : клубы, объединения детей и взрослых по интересам, традиционные и новые формы обучения и взаимодействия участников процесса воспитания ( центры досуга, общественные движения, самодеятельные организации ). Делают акцент на принципах сотворчества воспитателей и воспитанников, совместно - разделенной деятельности детей и взрослых, свободы и стимулирования деятельности детей, самоорганизации и развития интересов.
8 Личностно - ориентированное воспитание. Основное, что характеризует эту концепцию и отличает от модели недавнего прошлого, это : деидеологизация воспитания : освобождение от политической доктрины, идеологии и политического давления на личность ; личностная ориентация воспитания - определение целей, содержания, методов от потребностей учащихся и в их интересах, а не в интересах государства ; демократизм и гуманизм системы отношений между учениками и учителями. Это следует признать положительным, хотя многое в складывающейся концепции воспитания в российской школе нуждается в серьезной проработке. В связи с этим становится актуальным вопрос о соотношении, сравнении отечественных подходов к воспитанию ( традиционных и новых ) с мировыми педагогическими концепциями.
9 Задания на усвоение и проверку. 1. Раскройте сущность процесса воспитания через описание следующих понятий : интериоризация, организация развивающей деятельности, взаимодействие воспитателя и учеников, факторы воспитания. 2. Вставьте недостающее. Цикл педагогической деятельности : - диагностика воспитанности воспитательного процесса - организация Охарактеризуйте воспитание через описание его принципов : связи школы с жизнью, целостности, педагогического руководства и самостоятельности учеников, уважения и требовательности к ребенку, опоры на положительное, воспитание в группе и пр.
10 Задания на усвоение и проверку. 4. Продолжите фразы. Результативный критерий оценки воспитания состоит в том... Процессуальный критерий оценки воспитания означает Назовите основные характеристики современной российской концепции воспитания по цели, содержанию, методам и формам. В чем ее отличие от коммунистического воспитания в недавнем прошлом русской школы ?
11 Экзистенциализм в педагогике. Экзистенциализм в педагогике. Классический экзистенциализм - трагическая философия европейской интеллигенции. Хотя ее главные положения, казалось бы, мало совместимы с воспитанием и его теориями, тем не менее она является методологической основой экзистенциальной педагогики. Познание бытия, экзистенции возможно только через познание себя, через выбор поступка, страдание и ответственность за свою жизнь. Мир познается не разумом, а интуицией, с помощью чувств ; мир иррационален, его объективных законов нет. Личность уникальна, и истина для каждого своя. Человек черпает из внутреннего Я, это источник опыта, знания, творчества. Общество, тем более коллектив унифицируют, лишают свободы и подлинного существования. Отсюда следуют педагогические положения экзистенциализма.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.