Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМарфа Шаврина
1 «Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Подготовила старший воспитатель МКДОУ д/с «Берёзка» с. Кунашак Галактионова Н.М.
2 КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ ГДЕ СИДИТ ФАЗАН
3 ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА? Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
4 Цель обучения - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Задачи: - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи; - перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы; - развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
5 Факторы, облегчающие процесс становления связной речи: -- наглядность (Л. В. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др.) Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. -- создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
6 Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение
7 Мнемотехника строится от простого к сложному. Мнемоквадрат Мнемотаблица Мнемодорожка
9 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – изобразить условно - наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятно детям.
10 Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом и используются для: обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов.
11 Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
12 Схема составления описательного рассказа о диких животных План ответа (для младших и средних групп) : 1. Медведь - это дикое животное. 2. У медведя есть туловище, голова, уши, лапы и маленький хвост. 3. Тело покрыто густой шестью и имеет коричневый окрас. 4. Медведь живет в лесу, далеко от людей. 5. Он кушает всё: ягоды, траву, рыбу, мясо. 6. Для людей важен его мех. Дети старшего возраста могут самостоятельно дополнить свой рассказ, указав, что медведь зимой впадает в спячку и спит в берлоге. Медведь - сладкоежка, очень любит мёд, который забирает у пчел. Медведь умеет рычать, у него острые зубы и когти. По такому типу строится описательный рассказ о других диких животных (лиса, заяц, волк, белка и т. д.)
13 РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ НА СЛОВА Работа строится по следующим этапам: 1. рассматривание мнемотаблицы, обсуждение изображений, установление причинно-следственных связей между ними. На этом этапе работы с мнемотаблицей задача педагога научить детей находить, выделять в картинках те признаки, по которым их можно было бы связать словом, или предметом «чашка». В предмете – это может быть форма, цвет, назначение или применение и т. п. В слове – это наличие звука в слове или количество звуков, слогов и т. п.
14 РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ НА СЛОВА Примерные вопросы и ответы детей: 1. Как вы думаете, почему здесь нарисован стол? – Чашку ставят на стол. 2. Что за буква изображена здесь? 3. Подумайте, почему здесь писана эта буква «ч»? – Слово чашка начинается со звука «ч». и так далее Варианты ответов детей могут быть разными. Ценится оригинальность, креативность подходов в установлении связей, рассматриваются и принимаются все возможные варианты ответов.
15 РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ НА СЛОВА 2. составление рассказа по мнемотаблице. Этот этап работы с мнемотаблицей развивает связную речь детей. Детям предлагает рассказать о предмете, изображенном в центре таблицы, используя мнемотаблицу. Примерный рассказ: Чай пью из чашки, сидя за столом. Слово чашка начинается со звука «ч». В чашку наливают чай из чайника. В слове чашка пять звуков. Красками на чашках рисуют разные узоры или картинки. Чашку ставят на блюдце, чтобы не пролить чай. Из чашки пьют цветочный или листовой чай.
16 РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ НА СЛОВА 3. воспроизведение, заполнение таблицы по памяти. На этом этапе работы основная обучающая задача - развитие зрительно-пространственной памяти, мелкой моторики руки и изобразительных навыков и умений. Детям раздаются пустые таблицы, которые им нужно заполнить по памяти, нарисовав в них картинки каждую в своей клеточке.
17 Использование мнемотаблицы при разучивании стихов
18 Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные речевые игры, которые помогут детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
19 Результаты использования метода мнемотехники: -- у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; -- расширяется круг знаний об окружающем мире; -- расширяется активный и пассивный словарный запас; -- появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолевают робость, застенчивость.
20 «Прежде всего, следует тщательно упражнять память у детей, потому что упражнения памяти посредством мнемоники оказывают большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому что память о прошедшем делает нас умнее для будущего» Плутарх При создании презентации были использованы интернет- ресурсы. Ссылки:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.