Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГаля Выжлецова
1 Н АУЧНЫЕ ТЕОРИИ КАК ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
2 П ОДРОБНО ТЕОРИЮ ТИПОВ НАУЧЕНИЯ РАЗРАБОТАЛ АМЕРИКАНСКИЙ ПСИХОЛОГ К ЛАРК Х АЛЛ ( ). Любой, многократно подкрепленный стимул сам приобретает свойства подкрепления. Такие, не врожденные, а приобретенные подкрепления, Халл назвал вторичными потребностями. У животных такого рода вторичные, «заученные» потребности ограничены, вырабатываются с трудом и опираются, в конечном счете, на биологические нужды. У человека они составляют основной репертуар его потребностей и, в конечном счете, опираются на социальные нужды (т.е. выражают отношение к другим людям, а не к природе).
3 С УЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАУЧЕНИЯ 1. Сущность научения человека заключается в обнаружении у вещей новых свойств, имеющих значение для его деятельности. 2. Содержание научения составляет образование связей между отражениями новых обнаруженных свойств вещей (новыми знаниями) и уже известными их свойствами (старыми знаниями).
4 У СЛОВИЯ НАУЧЕНИЯ : а) чтобы новые осваиваемые свойства реальности были полезны, т.е. обеспечивали успешное осуществление определенной потребной человеку деятельности; б) чтобы эта полезность обнаруживалась неоднократно.
5 У СЛОВИЯ НАУЧЕНИЯ а) если будут строить обучение, как процесс накопления учеником новых знаний, б) если эти новые знания будут каждый раз связываться с уже имеющимися у ученика знаниями и опытом, в) если эти знания будут необходимы для достижения целей, которые привлекают ученика, г) если ученик будет неоднократно убеждаться в этой полезности получаемых знаний на собственном опыте, д) если знания будут формироваться на основе активной познавательной (когнитивной) деятельности ученика.
6 С ВЯЗЬ ЗНАНИЙ И ЭМОЦИЙ Если психические отражения свойств вещей и ответных действий имеют у человека в основном форму знаний, то отражения состояний организма, его отношения к вещам и действиям, имеют форму эмоции, чувств. Эта форма реагирования является врожденной. Изменяются причины страха и радости, удовольствия и отвращения. Но сами эти переживания и соответствующие им состояния (реакции) организма не меняются. Они врожденны! Следовательно, когда мы говорим о врожденных безусловных реакциях и подкреплениях, следует иметь ввиду прежде всего эти эмоциональные реакции те чувства, которые переживает человек, сталкиваясь с определенными свойствами вещей и явлений.
7 У СЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ Для человека оно означает, что научение происходит только в том случае, когда новые знания связываются с чем-то, что привлекает человека, доставляет ему удовлетворение или радость, короче вызывает положительные эмоции. И, обратно, отучение достигается, когда определенные вещи, действия или поступки связываются с чем-то, что отталкивает человека, вызывает у него страх или отвращение, короче связано с отрицательными эмоциями.
8 Вывод: Значение такой точки зрения для педагогики невозможно недооценивать. Она ставит в центр внимания педагога, как обязательное условие, подкрепление научения интересом, удовлетворением, радостью вообще активными привлекательными для учащегося переживаниями.
9 Т ЕОРИЯ Х.М АУРЭРА Маурер создал теорию, которая прямо утверждает, что в основе самого замыкания условно- рефлекторных связей лежит механизм эмоций. Вид опасного предмета становится сигналом угрозы, потому что он связывается у организма с переживанием, предвещающим будущие неприятности и страдания. Маурер назвал это переживание тревогой. И, наоборот, предмет и действия, полезные для организма, связываются, потому что подкрепляются переживанием, которое предвосхищает удовлетворение, приятные ощущения. Это переживание Маурер назвал надеждой.
10 Х ОБАРТ М АУРЕР ( ) Отсюда, суть научения заключается в связывания наших тревог и надежд с определенными ситуациями и действиями в этих ситуациях. Если, по старому афоризму, голод и любовь движут миром, то, по Мауреру, научением движут тревога и надежда.
11 Т ЕОРИЯ Э.Т ОРНДАЙКА Торндайк высказал предположение, что этот процесс определяется тремя законами поведения животного. Первый закон он назвал законом готовности: для образования навыка в организме должно иметься состояние, толкающее к активности (например, голод). Второй закон Торндайк назвал законом упражнения. Этот закон формулируется следующим образом: чем чаще какое-нибудь действие совершается животным, тем вероятнее, что животное повторит это действие, или, иначе говоря, тем чаще он будет выбирать это действие впоследствии. И третий закон – закон эффекта. Он гласит: чаще повторяется то действие, которое дает положительный эффект («награждается»).
12 Н АУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯМ В ТЕОРИИ Л.С. В ЫГОТСКОГО Л. С. Выготский. Он подчеркнул, что важнейшее отличие психической деятельности человека заключается в появлении у него новой особой формы отражения реальности понятий. Понятия отражения связей, отношений, структур реальности.
13 Таким образом, знания на этом высшем, языковом уровне выступают как понятия и связи понятий, закрепленные в словах и сочетаниях слов. Научение знаниям на этом уровне выступает как научение понятиям. Из описанной концепции вытекает следующая основная модель такого научения. 1. Сущность формирование у учащегося понятий, отражающих существенные отношения реальности. 2. Содержание обнаружение существенных отношений реальности, их выделение и закрепление в словах.
14 Условия: а) выделение, абстрагирование отношений объектов, существенных для тех или иных сторон общественной практики; б) обнаружение общности и существенности этих отношений; в) закрепление этих отношений в словах. Основа: образование информационного отношения между понятиями и словами, которые их означают.
15 НАУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЮ Исследования и теория этого процесса связаны с работами советского психолога А. Н. Леонтьева и его школы.
16 Т ЕОРИЯ А. Н. Л ЕОНТЬЕВА И ЕГО ШКОЛЫ. 1. Сущность: формирование у учащегося умственных действий и их систем, отражающих основные операции, с помощью которых познаются существенные отношения реальности. 2. Содержание: освоение идеальных операций и систем таких операций над чувственной информацией, представлениями и понятиями. 3. Условия: а) выделение, абстрагирование самих идеальных операций из предметной деятельности; б) закрепление этих операций с помощью слов; в) связывание систем таких операций с отношениями, которые они выявляют и порождают (т. е. с понятиями); г) применение этих операций для решения различных типов познавательных задач. 4. Основа: образование информационной связи между предметными, а также речевыми операциями и отношениями вещей или понятий, которые они выявляют или порождают.
17 Н АУЧЕНИЕ УМЕНИЯМ 1. Сущность формирование у учащегося способов целесообразного регулирования своих действий и поведения в соответствии с целью и структурой конкретной ситуации. 2. Содержание освоение операций и действий, необходимых для: а) выявления в конкретной проблемной ситуации известных ученику общих отношений, а также особенностей их проявления в задаче; б) определения па этой основе идеальных и практических действий, нужных для ее решения; в) исполнения этих действий в форме и последовательности, соответствующих особенностям ситуации. 3. Условия: а) выделение в ситуации ориентиров, определяющих характер отношений, имеющих в ней место и существенных для поставленной цели; б) соотнесение этих отношений с операциями, необходимыми для ее целесообразного преобразования; в) соотнесение содержания действий с конкретным характером объектов и явлений, участвующих в задаче. г) исполнение этих действий; д) контроль результатов, сопоставление их с идеальной целью, выявление причин отклонений и путей их устранения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.