Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСветлана Панкрашева
1 Тот, кто читает книгу, всегда управляет тем, кто смотрит телевизор Ходырева Т.С., к.п.н., доцент кафедры педагогики и пед. психологии ИППСТ УдГУ
2 Д. Пеннак «Как роман» – Раз так, сегодня никакого телевизора! Так-так… Да… Телевизор, возведенный в ранг награды – а чтение, соответственно, низведенное в разряд повинностей… наша находка, не чья-нибудь.
3 Почему в России детское чтение – это проблема только учителей и библиотекарей? Почему в Великобритании, Франции и Германии детское чтение – общезначимое дело? Почему в Германии в школах вводят ежедневные уроки обязательного чтения? Почему французские социологи обеспокоены тем, чтобы характер юношей формировался национальной классической литературой ? Почему Великобритания усиливает репрессии против тех школ, которые из рук вон плохо влияют на формирование детского чтения?
4 Итак … если в обществе не существует механизмов приобщения юношей и девушек к чтению, то неизбежно происходит отрыв от корней традиции, от национальной культуры, более активно происходит манипуляция их сознанием через средства массовой информации.
5 РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО Традиционное -договор по всем основополагающим вопросам: подрастающее поколение воспитывается «в одном направлении», «в одном духе», «всем миром»; - индустриальное общество, основанное на ценностях труда, производство духовных и материальных ценностей; - первые 20 лет своей жизни 9 из 10 слов человек слышал от того, кто находится рядом, и только 1 – из «центрального» источника (ценность общения) Современное - фрагментарное, пестрое, мозаичное, распавшееся на множество общностей: современный ребенок - свидетель борьбы несовместимых, взаимоисключающих ценностно- мировоззренческих установок. Ребенок слаб: из свидетеля борьбы он превращается в жертву; - информационное общество – основанное на ценности информации; информация – основа и источник манипуляции человеком-потребителем материальных ценностей; - 9 слов из 10 человек узнает из «центрального» источника, 1 – от человека, который находится рядом (отсутствие общения, ценность информации СМИ)
6 Телевидение - новый этап в развитии технологий формирования общественного сознания самый распространенный канал информационного воздействия на массы; широкие коммуникационные возможности: оперативность, «эффект присутствия»; воздействие сразу на два органа восприятия – слух и зрение; максимальное количество информации в том виде, в котором она наиболее легко усваивается наиболее эффективный инструмент управления мировоззрением личности на современном этапе.
7 Специалист в области наркопсихологии Теренс Маккенна: «Самой близкой аналогией силы пристрастия к телевидению и той трансформации ценностей, которая происходит в жизни тяжело пристрастившегося потребителя, будет, вероятно, героин... Иллюзия знания и контроля, какую дает героин, аналогична неосознанному допущению телевизионного потребителя, будто то, что он видит, где-то в мире является «реальным». По сути, видимое является косметическим улучшенным видом продуктов. Телевидение, хотя и не является химическим вторжением, тем не менее в такой же мере способствует пристрастию и точно так же вредно физиологически, как и любой другой наркотик»
8 Следствие: Телевидение и другие информационные средства полностью захватывают ребенка, замещают общение с родителями, формируют систему ценностей, мировоззренческих установок, не развивая мыслительные способности, а обучая следовать уже готовым «рецептам» в различных трудных жизненных ситуациях Манипуляция сознанием
9 Клиповое мышление «нарезка», то есть мозаичный набор отдельных фрагментов без видимой связи между собой Человек с таким мышлением не способен воспринимать, анализировать и обобщать информацию, он только поверхностно ее фиксирует. Он не может сопереживать ей, так как и эмоционально неглубоко воспринимает набор представленных фактов. Формируется под воздействием СМИ и Интернета, которые преподносят информацию в препарированном и мозаичном виде.
10 Чтение это сложная мыслительная деятельность наиболее интеллектуализированный процесс из всех способов декодирования знаковых систем способствует развитию интеллекта, мышления, рациональных механизмов психики происходит формирование эмоционального опыта читателя позволяет связывать и интерпретировать факты, знание которых самих по себе ничего не дает сложное эмоциональное, эмпатическое взаимодействие с мощной активизацией личностного начала, ведущее к многозначности понимания и интерпретации текста.
11 Чтение? Телевидение?
12 «Глагол читать не терпит повелительного наклонения» Д. Пеннак Заставить читать можно, но невозможно заставить любить чтение, невозможно заставить совершать ту трудную интеллектуальную, духовную и творческую работу, которая делает чтение осмысленным, а ребенка – равноправным собеседником автора. В процессе приобщения ребенка к чтению взрослый исполняет роль посредника между ребенком и книгой или шире книжной культурой. В этой роли взрослый должен увлечь ребенка чтением.
13 Престиж чтения у ребенка во многом зависит от того, какой пример ему подают взрослые, в первую очередь родители, поэтому так важна еще и читательская атмосфера семьи. Для 71% опрошенных детей примером в семье являются родители.
14 Читатель мыслит на более высоком теоретическом уровне видит целое и выявляет противоречивую связь явлений более адекватно оценивает любую ситуацию быстрее находит правильные решения имеет больший объем памяти и активное творческое воображение лучше владеет речью точнее формулирует мысли свободнее их излагает на бумаге легче вступает в контакты более приятен в общении более критичен, самостоятелен в суждениях и поведении. Нечитатель легко поддается манипуляции сознанием не имеет собственного мнения
15 Д. Пеннак «Как роман» - Да, но у меня такой жесткий график, откуда взять этот час на чтение? У кого отнять? У друзей? Телека? Разъездов? Вечеров в кругу семьи? Уроков? - Где найти время читать? Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания. Потому что, если разобраться, времени читать ни у кого никогда нет. Нет у мелких, нет у подростков, нет у взрослых. Жизнь - постоянная помеха чтению. - Читать? Я бы с радостью, но работа, но дети, но хозяйство, времени нет… - Как я вам завидую, что у вас есть время читать! Время читать - это всегда украденное время. (Как, впрочем, и время писать, время любить.) У кого украденное? Скажем, у обязанности жить!
16 ИТАК … чтение хорошей литературы помогает восстанавливать разрушенные смысловые связи и увидеть целостные картины вместо мозаичных, чтение классического произведения - один из способов формирования целостного, не фрагментарного (клипового) восприятия мира, которое является защитным экраном на пути манипуляции сознанием с экрана телевизионного.
17 Что читать? Как читать? В современном обществе меняется и круг детского чтения, и ответ на вопрос о возрастных ограничениях в чтении книг, и ответ на вопрос о выборе носителей текстовой информации – печатная традиционная книга, электронная книга в различных вариантах…
18 Давайте вместе ответим на вопрос: Уважаемые родители! Вы хотите, чтобы ваши дети были теми, кто управляет, или теми, …
19 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.