Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемРоман Чешихин
1 Прозаическая и стихотворная речь Прозаическая и стихотворная речь – это две формы литературно художественного языка. Прозаическая речь представляет собой интонационно свободное изложение материала. Стихотворная речь ритмически организована, упорядочена, эмоциональна. Стихотворная речь делится на строчки, в них повторяются однородные элементы – паузы, стопы, рифмы, строфы.
2 Ритм Строка является ритмико-смысловой единицей стихотворного произведения. Ритм в стихотворной речи основан на упорядоченном чередовании языковых элементов. Чередоваться могут ударные и неударные слоги, гласные и согласные звуки, паузы, рифмы, строки, строфы. В основе силлабо-тонической системы стихосложения лежит правильное чередование ударных и безударных слогов внутри стиха. Стих делится на отдельные повторяющиеся части – стопы. В стопе равномерно повторяются сочетания ударных и безударных слогов.
3 Ритмика силлабо-тонического стиха Ритмика силлабо-тонического стиха может включать различные комбинации внутри стоп, такие как пиррихий, спондей, анакруза, клаузула, вольный стих. Пиррихий - пропущенное ударение. Спондей - дополнительное ударение. Анакруза это безударный слог в начале строки, перед первым ударным («так», «пусть»). Клаузула это последний ударный слог и следующие за ним безударные, сколько бы их ни было. Например, «венья», «ка», «менья».
4 Акцентный стих (чистотонический) Акцентный стих (а.с.) (чистотонический стих), ритм которого основан на более или менее равном количестве ударений в строке при переменном числе безударных слогов между ударными. К А. с. тяготели некоторые рус. нар. былины и исторические песни. Примером а. с. могут служить многие стихи Маяковского: Вызолачивайтесь в солнце, цветы и травы! Весеньтесь, жизни всех стихий! Я хочу одной отравы пить и пить стихи. (В. Маяковский, «Флейта-позвоночник»).
5 Разностопные размеры 1. Урегулированный разностопный размер – имеет строки разного объема, но одинаковой меры. 2. Вольный стих - рифмованный стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности. Характеризуется неодинаковым, сменяющимся без определенного чередования количеством стоп в разных строках. Как правило, под вольным стихом понимается вольный ямб: Был выбран некто в боги: _____________3 стопы Имел он голову, имел он руки, ноги _____6 стоп И стан; ____________________________1 стопа Лишь не было ума на полполушку, ______5 стоп Вольный стих не следует смешивать ни со свободным стихом (с которым он не имеет ничего общего, кроме сходства названия), ни с акцентным стихом (в частности, у Владимира Маяковского), проявляющим определённые признаки урегулированности тонической.
6 Разностопные размеры 3. Свободный стих (верлибр) - это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от рифмы, слогового метра, равенства строк по числу ударений и слогов и регулярной строфики: Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней.
7 Рифма Созвучие отдельных слов или их частей в одних и тех же местах в стихотворных строках называется рифмой. Рифма представляет собой явление звуковое, а не графическое. Рифма выполняет в стихе ряд функций – ритмообразующую, фоническую, мнемоническую, композиционную, семантическую функции.
8 Классификация рифм А) По месте в строке чаще всего рифмы бывают концевыми (в конце строк), но могут быть начальными и внутренними. Завершение стихотворной строки называют также клаузулой, поэтому рифмой иногда называют созвучие клаузул. Б) По месту ударения – мужские (с ударением на последнем слоге), женские (на предпоследнем), дактилические (на третьем от конца), гипердактилические (на четвёртом и далее). В) По качеству звучания – на точные (полные) – (вал – звал, грозы –морозы, града – ограда), и неточные (приблизительные). Среди приблизительных различают ассонансные (пояс- поезд, ветер - светел, печать – плеча), консонансные (стеная- стеною, опорные, корневые, усечённые, разноударные (неравносложные – папахи-попахивая, трезвость-врезываясь), анаграммные.
9 Г) По тому, каких частей речи слова рифмуются – на грамматические и неграмматические. Д) По частотности употребления – на банальные(стёртые, затасканные – (кровь- любовь, розы-морозы, берёзы-слёзы) и редкие (изысканные ), а также экзотические – (талии- Австралии, подруг-Кук, коварен Бог-Рембо, альбатрос-СОС). Е) по способу размещения в стихотворении – на смежные (параллельные, парные) – аабб, перекрёстные – абаб, охватные (опоясные, кольцевые) – абба, и тернарные – аабввб. Классификация рифм
10 Строфа Строфой называется группа стихотворных строк, объединённых одной мыслью, интонацией и порядком рифмовки. Строфа является дополнительным средством организации и ритмизации стихотворной речи. Стихи, не составляющие строф, называются астрофическими.
11 Условно строфы делят на строгие и свободные. Виды свободных строф: Двустишие – аа бб вв – Трёхстишие (терцет) – ааа ббб, ааб ввб, абв абв – Четверостишие (катрен) – аабб, абаб, абба – Пятистишие (квинтила) – абааб – Шестистишие (секстет) – абабвв, (секстина) – а БаБаБ, (ронсарова строфа) – ААб ВВб – Семистишие (септима) – аабввбв, ААББВВБ – Бородино М, Лермонтова. Восьмистишие (октет) – Домик в Коломне А. Пушкина. Девятистишие (нона) – Аб АббВбВВ (спенсерова строфа) Децима – аббаввггвв, Аб АбВВг ДДе (одическая строфа – Энеида И Котляревского) – Рондель – тринадцать строк, связанных двумя сквозными рифмами – АБбааб АБаббаА Онегинская строфа – Аб АбВВгг ДееДжж Классификация строф
12 Виды строгих, классических, твёрдых форм стиха: Октава – восьмистрочное стихотворение, которое чаще всего пишется пяти- или шестистопным ямбом, и рифмуется по схеме Аб Аб Абвв. Рондо – стихотворение, состоящее из восьми, тринадцати или пятнадцати строк, связанное двумя сквозными рифмами – Сонет – вид стиха, состоящий из четырнадцати строк пяти- четырёх- или шестистопного ямба. Схема сонета – абба абба ввг ддг – французский, итальянский – абаб абаб вгв гвг (или вгд вгд), английский (шекспировский) – абаб вгвг деде жж. Триолет – восьмистишие с рифмовкой АБа АаБАБ, причём первый стих полностью повторяется в 4-й и 7-й строках, а 2-й – в 8-й. Классификация строф
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.