Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСветлана Баранова
2 Т ЕМА ДОКЛАДА : «Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые социальным педагогом МОУ «УНООШ с коррекционными классами» Шевченко Екатериной Петровной с детьми «группы риска» Мозоль Л.Н.
3 «Группа риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества
4 П РИЧИНЫ ПОПАДАНИЯ В ГРУППУ РИСКА Основной причиной являются сложные жизненные обстоятельства: o пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение; o устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; o убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем; o жестокое обращение с детьми (побои); o побеги из дома, конфликты со сверстниками
5 Работа с детьми «группы риска» включает в себя: социально – педагогическую диагностику учащихся и их семей, постановку «социального диагноза»; выявление всех проблемных детей, начиная с первого класса, изучение положения ребенка в семье; изучение интересов и склонностей, способностей ученика, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность
6 Учащиеся, входящие в «группу риска», отличаются агрессивным поведением, им присуща эмоциональная грубость, озлобленность против сверстников. Проявление различных форм агрессивности показывает, что преобладает физическая агрессия, затем косвенная и словесная. Не благоприятное педагогическое воздействие вызывает у детей группы риска деструктивное, асоциальное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству Деструктивный - направленный на разрушение, нарушение функционирования чего-либо [фр. destructif < лат. destructio] - разрушительный, гибельный; неплодотворный, неэффективный.
7 Необходимо понимать, что поступки учащегося не являются умышленными и что без помощи и поддержки, взрослых он не сможет справиться с трудностями. В коррекционной работе по профилактике отклонений в поведении с учащимися «группы риска» на начальном этапе предпочтительна индивидуальная форма работы. Следующим этапом коррекционно – развивающей работы являются групповые занятия и социальные уроки
8 Для преодоления типичных отклонений в поведении таких учащихся используются следующие способы: Если ребенок часто лжет, необходимо быть твердым, справедливым и последовательным, хвалить ребенка всякий раз, когда он говорит правду. В индивидуальной работе по коррекции лживости применяются тренинги: «Поступаем правильно», «Волшебный стул», ситуационные игры: «А что сказали бы вы?», «Кто у нас хороший», беседы.
9 Необходимо следить, чтобы беседы не носили характер скучных лекций на тему морали - все фразы должны быть краткими и убедительными. Ругательства и ненормативная лексика стали теперь для детей и подростков своего рода ритуалом. Сверстники бранятся - надо быть таким, как они
10 Полностью отвратить ребенка от этого почти невозможно, но нужно отучить его браниться в школе, общественных местах. Необходимо научить переживать огорчения без гнева и ругани. Во время индивидуальной работы надо дать понять ребенку, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни
11 Игры: «Доктор вежливых наук», «Приятное - неприятное», «Взаимоотношения», «Поссорились - помирились» и др. Социальные уроки: «Уважая себя – уважайте других», «Как мы разрешаем конфликты» - формируют терпимое отношение к другим, учат навыкам управления собственными чувствами и эмоциями, развивают умения распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации
12 Большинство детей хотя бы однажды, что – либо крадут, за исключением тех детей, которые были приучены к воровству в раннем возрасте. Во время бесед младшим детям легче объяснить, что воровать – противозаконно: «Я, понимаю, что тебе нравится вещь, но она принадлежит другому. Плохо брать чужие вещи, поставь себя на его место»
13 Тренинг «Ситуации»: «Однажды в магазине мне дали лишние деньги на сдачу. «... Очень хотелось купить себе на эти деньги…, но я представила себе, что у продавца могут быть неприятности»… «Представь, что у тебя украли твою любимую вещь, что ты ощущаешь?»
14 С детьми более старшего возраста имеет смысл говорить более прямо: «Воровство и трусость – всегда достойны презрения». Необходимо обязательно рассказать о последствиях воровства во «взрослой жизни» и о возможных наказаниях, но не конкретно для этого ребенка, а о существующих законах вообще. «Не знание законов – не освобождает от наказания». Главное не оставлять без внимания старание быть честным, хвалить ребенка за любые правильные поступки
15 Когда дети приближаются к 13 – летнему возрасту, наркотики, алкоголь, сигареты становятся более доступными. Средства, применяемые для дыхания (клей, растворители), вообще легко доступны. Около 30% учащихся в возрасте 12 – 13 лет знают кого – либо, кто получает «удовольствие», от применения таких средств, т.е. рекламирует подобную практику
16 Важно отслеживать формирование групп риска. К ним принадлежат дети, на кого снижено внимание родителей, кто прогуливает занятия, и отличается устойчивой не успешностью. Кроме того, важно контролировать детей переживших серьезные психологические потрясения и физическое насилие, депрессивных, озлобленных, детей с заметно сниженной мотивацией к обучению
17 Превентивная профилактика «социальных вредностей» способствует формированию у младших школьников предпочтения здорового образа жизни, формирует установку на сопротивление внешнему давлению, учит говорить «НЕТ!» Во время занятий, тренингов учащиеся тренируются уверенности в правильном выборе, уверенности в себе Превентивный (франц. préventif, от лат. praevenio опережаю, предупреждаю), предупреждающий, предохранительный, опережающий действия противной стороны
18 Необходимо репетировать с ними отказ, предлагая разные формы: «Ни за что! Почему ты хочешь, чтобы я попал в беду?»; «Забудь об этом!!!»; «Это - не из моей жизни!». Напоминать детям, чтобы они сразу уходили, прекращали разговор с предлагающими им алкоголь, наркотики.
19 Объяснить им, что на них просто зарабатывают, считают их безвольными и глупыми. Формировать самоконтроль необходимо начинать в раннем детстве. Так, в начальных классах можно использовать игры на компьютере. Например:
21 ПРОДОЛЖИТЬ
22 12345
23 12345
24 2345
25 345
26 5 4
27 5
28 МОЛОДЕЦ!
29 Давай, дружок, соберем домик по порядку. Я буду называть часть дома, а ты выбирай фигуру, подходящую по форме и цвету. Готов? Нажимай ПРОДОЛЖИТЬ
30 СТЕНЫ
31 ДВЕРЬ
32 ОКНО
33 КРЫША
34 ТРУБА
35 МОЛОДЕЦ!
36 Запомни, как расположены детали пирамиды. Когда запомнишь нажимай ПРОДОЛЖИТЬ
37 Налетела вьюга и сломала пирамиду. Собери пирамиду, начиная снизу.
45 МОЛОДЕЦ!
46 П РАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА Будьте чувствительны к миру ребенка (выслушайте его, помогите раскрыться). Предлагайте ученику ответственность, соизмеримую с его психофизическими возможностями реагировать соответственно (учитывайте интерес, возможности, уровень развития, состояние здоровья и настроения, особенности дефекта)
47 П РАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА Найдите «ключик» к ученику, чтобы он смог следовать за Вами (мыслями, действиями...). Используйте похвалу, поддержку взглядом, вопросом, шуткой. Помогайте ученику приобрести уверенность в себе («Я здесь, я слышу тебя, я понимаю тебе не все равно, что происходит с тобой, я хочу, могу тебе помочь»)
48 П РАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА Улыбайтесь. Лицо Ваше должно быть живым. Излучайте теплоту, дружеское расположение в интонации и выражении лица. o Не проецируйте на ученика тревожность, взволнованность.
49 П РАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА Используйте облегчающие реакции общения: Скажи мне сам, правильно ли ты... Тебе хочется знать, правильно ли ты... Ты не уверен, правильно ли... Ты хочешь, чтобы я тебе сказала, как... Похоже, ты хочешь, чтобы я сказала тебе, правильно ли... Ты опечален, и тебе хочется, чтобы...
50 Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей. Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи
51 Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток. При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни
52 Для педагогического просвещения родителей школы подготовлены и проведены : Беседы: «Почему дети лгут», «Почему учиться трудно или адаптация к школе», «Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка», «Воровство. Анализ причин и коррекция», «Семейная атмосфера». Педагогический практикум «Дети, как безусловная ценность» Консультации: « Как отучить ребенка от плохих слов», «Дети и деньги», «Хорошо ли вы обращаетесь со своим ребенком».
53 Проведены консультации для воспитателей, с целью консультирования родителей и опекунов в период посещения семей: o Наскиной Н.А. - «Почему дети лгут», o Свининой Н.Г. - «Гиперактивные дети», o Радченко Л.В. - «Режим дня ослабленного ребенка», o Палий Т.И. - «Как выработать усидчивость», o Романовой Н.В., Эстяковой З.К. - «Семейная атмосфера», o Винокуровой М. Д. - «Организация здорового образа жизни в неполной семье», o Дитятьевой Н.Т. - «Как поведение родителей влияет на ребенка»
54 При подготовке и проведении бесед, консультаций для родителей учитывался уровень их педагогической подготовки с дальнейшим включением их в активную деятельность по воспитанию детей. Использовались групповые и индивидуальные формы работы. Хорошо зарекомендовали себя индивидуальные формы работы: консультации, рекомендации, родительские собрания на дому
55 Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Живя в семье, ребенок должен быть, уверен, что его кто – то очень, очень любит и он тоже кого – то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.
56 С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
57 З АСЕДАНИЕ 4 Тема: Педагогический аукцион проектов (презентация) Распространение инновационного опыта работы педагогов Участники: Все воспитатели Январь 2014
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.