Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВиктория Муштакова
1 А.А. ФЕТ. ЛИРИКА Цель урока - рассмотреть основные темы лирики А.А. Фета и определить ее идейно-художественное своеобразие. План урока: 1. Своеобразие поэтического мира поэта. 2. Антологическая лирика. 3. Тема природы. 4. Одушевленность природы. 5. Любовная лирика. 6. Особенности любовной лирики. 7. Ассоциативность и музыкальность лирики. 8. Художественные особенности лирики.
2 СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА ПОЭТА Главным элементом поэтического мира А.А. Фета является Красота. «Как самая поэзия - воспроизведение не всего предмета, а только его красоты, - писал он в статье «О стихотворениях Ф. Тютчева» (1859), - поэтическая мысль только отражение мысли философской и опять-таки отражение ее красоты; до других ее сторон поэзии дела нет». В поисках красоты А.А. Фет не уходит в область мистики, потусторонних сил. Он находит ее в реальной действительности: «Целый мир от красоты, // От велика и до мала, // И напрасно ищешь ты // Отыскать ее начало. // Что такое день иль век // Перед тем, что бесконечно? // Хоть не вечен человек, // То, что вечно, - человечно» («Целый мир от красоты...», 1886). Красота земли, человека и искусства - символы поэтической веры А.А. Фета.
3 АНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИРИКА Увлечение идеей вечной красоты находит отражение в антологической лирике А.А. Фета, написанной преимущественно в е годы. Работая над стихотворениями «К Морфею» (1842), «Вакханка» (1843), «Диана» (1847), «Венера Милосская» (1856) и др., А.А. Фет совершенствует приемы поэтического мастерства. Отсюда в его лирике пластическое воплощение образов, точная передача моментальных состояний, конкретные, «чувственные» детали. А.А. Фет. Лирика
4 ТЕМА ПРИРОДЫ Но природа, - считает поэт, - вечна, а человек смертен, поэтому он должен у нее «учиться»: «Учись у них - у дуба, у березы. // Кругом зима. Жестокая пора! // Напрасные на них застыли слезы, // И треснула, сжимаяся кора» («Учись у них - у дуба, у березы…», 1883). Пейзаж у А.А. Фета часто вызывает ощущение бесконечности, глубины перспективы. В описании природы он идет от частного к общему: «Густая крапива // Шумит под окном, // Зеленая ива // Повисла шатром…» («Узник», 1843). В то же время пейзаж в лирике А.А. Фета представлен детально. «Природа у него, - отмечает С.Я. Маршак, - точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ…» Н.П. Сухова. «Целый мир от красоты…». «Одушевленность» природы сочетается в лирике А.А. Фета с «природностью» человека: «Целый день спят ночные цветы, // Но лишь солнце за рощу зайдет, // Раскрываются тихо листы // И я слышу, как сердце цветет» («Я тебе ничего не скажу…», 1885).
5 ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Эмоциональный диапазон любовной лирики Фета очень широк. В одних стихотворениях любовь похожа на безумную страсть: «О, называй меня безумным!.. // Я болен, я влюблен; но, мучась и любя - // О слушай! О пойми! - я страсти не скрываю, // И я хочу сказать, что я люблю тебя…» («Какое счастие: и ночь, и мы одни…», 1854). В других - любовь возвышенна и нежна: «Пред тенью милою коленопреклоненный, // В слезах молитвенных я сердцем оживу // И вновь затрепещу, тобою просветленный, - // Но все тебя не назову…» («В благословенный день, когда стремлюсь душою…», 1857). Любовь для А.А. Фета - это важнейшая составляющая бытия. Не случайно его стихотворения о любви «природны»: «Я жду… Вот повеяло с юга; // Тепло мне стоять и идти; // Звезда покатилась на запад… // Прости, золотая, прости!» («Я жду... Соловьиное эхо…», 1842).
6 ОСОБЕННОСТИ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ Удивительна поздняя любовная лирика А.А. Фета. Кажется, что она написана не пожилым человеком, а горячим юношей: «Все, как бывало, веселый, счастливый, // Ленты твоей уловляю извивы, // Млеющих звуков впивая истому; // Пусть ты летишь, отдаваясь другому» («Все, как бывало, веселый, счастливый…», 1887). Важным автобиографическим мотивом любовной лирики А.А. Фета является трагическая история его отношений с Марией Лазич. Спустя много лет, она находит отклик в душе поэта: «И много лет прошло, томительных и скучных, // И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, // И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, // Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь» («Сияла ночь…», 1877). Н.П. Сухова. «Трансформации элегии. Традиции и новаторство». (Статья)
7 АССОЦИАТИВНОСТЬ И МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ЛИРИКИ Для лирики А.А. Фета характерно изображение тонких, трудноуловимых психологических состояний и ощущений: «Свет ночной, ночные тени // Тени без конца, // Ряд волшебных изменений // Милого лица…» («Шепот, робкое дыханье…», 1850). Ее отличительными чертами являются также фрагментарность, ассоциативность и многозначность: «Переходят радужные краски, // Раздражая око светом ложным; // Миг еще - и нет волшебной сказки, // И душа опять полна возможным» («Фантазия», 1847). Все это позволяет назвать ее импрессионистичной. А.А. Фет считал, что истинный поэт должен владеть звуком: «Тоскливый сон прервать единым звуком, // Упиться вдруг неведомым, родным, // Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, // Чужое вмиг почувствовать своим…» («Одним толчком согнать ладью живую…», 1887). Его собственная лирика насыщена звуками; она музыкальна. Создавая эффект «звучащей» поэтической речи, А.А. Фет использует не только словесные образы, но и элементы фоники: аллитерацию и ассонанс: «Прозвучало над ясной рекою, // Прозвенело в померкшем лугу, // Прокатилось над рощей немою, // Засветилось на том берегу» («Вечер», 1855).
8 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ Наиболее часто в лирике А.А. Фета повторяются мотивы полета, пения, памяти, бессмертия и раскаяния : «На стоге сена ночью южной…», 1857; «Я пришел к тебе с приветом…», 1843; «Томительно-призывно и напрасно…», 1871; «Светил нам день, будя огонь в крови…», Большую роль в его стихотворениях играют образы ночи, огня, неба: «Еще весна, - как будто неземной…», 1847; «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…», 1859; «Измучен жизнью, коварством надежды…», В поэзии А.А. Фета происходит дальнейшее (начатое еще А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым и Н.А. Некрасовым) разложение жанровой системы. Характерный пример - стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», написанное без единого глагола. Иную «окраску» получает у А.А. Фета традиционный жанр элегии: прошлое у него - лишь повод для самовыражения в настоящем («Старые письма», 1859).
9 Творчество А.А. Фета справедливо относят к так называемому направлению «чистой лирики». Главным элементом его поэтического мира является Красота, а основными темами - темы природы и любви. А.А. Фет достигает больших успехов в художественном исследовании внутреннего мира человека. В его поэзии нет подробного анализа чувств, но есть воспроизведение тончайших психологических состояний и ощущений. А.А. Фет создает выразительную в звуковом отношении поэтическую речь. Он находит особые словесные образы, широко использует аллитерации и ассонансы, применяет новые чередования длинных и коротких строк. Импрессионистичная и музыкальная лирика А.А. Фета вызывает восхищение и становится образцом для русских поэтов Серебряного века. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.