Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГалина Сильверстова
1 Организационные формы обучения химии в высшей школе
2 Организационные формы системы учебного процесса в высшей школе: лекции, лабораторные работы, семинарские занятия. Информационные компоненты системы учебного процесса в высшей школе обеспечивают формирование на основе информации знаний, умений, навыков и являются, таким образом, методами обучения.
3 Лекции -Выражают основное содержание знаний изучаемых дисциплин; - Организуют формирование знаний в систему. - Устанавливают связь со всеми видами учебной работы (лабораторными работами, семинарами, практиками...)
4 Схема аудиторной передачи сообщения Преподаватель СообщениеАудитория Обратная связь
5 Особенности лекционного сообщения: 1. Речь преподавателя является разновидностью прямой коммуникации, когда между оратором и аудиторией нет пространственных или временных преград, следствием чего является синхронность восприятия речи.
6 2. Характерно наличие «обратной связи», возможность воспринимать реакцию аудитории непосредственно во время выступления и при необходимости корректировать его.
7 3. В отличие от интернет-информации, возможно отчетливое проявление личных качеств оратора и их эмоциональное воздействие на аудиторию.
8 4. Речь преподавателя характеризуется комплексностью в использовании различных знаковых систем: - лингвистической (язык); - паралингвистической (интонация); - кинетической (мимика, жесты). Темп речи слов в минуту; 5. Точно известен адресат сообщения, преподаватель имеет точное представление о составе и особенностях аудитории.
9 Виды обратной связи: 1. Линейная – преподаватель получает сведения о реализации речи по слуховому каналу в виде реплик слушателей, шума в аудитории и т.д. 2. Нелинейная – преподаватель получает сведения о реализации речи по каналу невербальной коммуникации (наблюдая за мимикой и жестами аудитории).
10 3. Внутренняя – преподаватель анализирует свою собственную речь и корректирует ее, сравнивая с внутренним эталоном, в соответствии с собственным стандартом. 4. Внешняя – преподаватель сопоставляет свое выступление с поведением аудитории и ее реакцией на сообщение.
11 Особенности подачи лекционного материала 1. Использование приемов для лучшей организации внимания: - вызывание интереса, постановка вопросов практической значимости, проблемность лекции; - обращение к опыту и знаниям слушателей; - учет специфики аудитории (возраст, психические особенности и т.д.)
12 2. Обязательно следует учитывать «эффект начала» - первые 8-15 минут лекции наиболее важны для организации внимания аудитории. Необходимо концентрировать мотивационно-проблемные ситуации именно в этот период. Заставить учащихся вставать при появлении лектора – это не только следование определенной традиции или способ приветствия, но, главным образом, сигнал к быстрому переключению от отдыха к новой деятельности.
13 3. В соответствии с «эффектом ряда» материал середины лекции запоминается хуже, чем начало и конец. Материал необходимо подкреплять: -облегченным способом введения информации, -давать более яркий, но не перегруженный информацией материал, -сделать перерыв, разбив предъявляемый ряд информации на два меньших отрезка.
14 4. «Эффект конца» - необходимо: -закрепить только что прочитанный материал, -актуализировать направленность на будущие знания, личный или эмоциональный интерес слушателя.
15 Общая схема лекционного сообщения Докоммуникативная фаза: (подготовка к лекции ) Коммуникативная фаза: (речевое сообщение) 1. Выбор темы, определение цели 2. Подбор, подготовка материала 3. Логическая организация лекции (композиция и план) 4. Выбор доказательств, системы аргументирования 5. Работа над языком и стилем 1. Управление аудиторией 2. Уровень информативной насыщенности 3. Общая картина поведения оратора 4. Ответы на вопросы и искусство спора 5. Техника произнесения речи, индивидуальная специфика оратора
16 Общие рекомендации для подготовки речевого сообщения: 1. Цель лекции. Она может быть следующей: - побуждающая; - информативная; - развлекательная. 2. Содержание лекции должно быть: - информативно насыщено, -иметь тщательно разработанный план. -системность и систематичность изложения..
17 3. Усиление воздействия. Может быть дана ссылка на различные отзывы, на мнение авторитетов, выдающихся людей, крупных ученых. 4. Заключение. На этом этапе лекции должно быть дано обобщение основных идей, поставлена далеко идущая цель, и, по- возможности, должна быть сформирована длительная сильная мотивация или положительная установка по отношению к материалу сообщения
18 Управление аудиторией Устойчивое внимание в большинстве случаев является результатом слияния произвольного и непроизвольного внимания аудитории. Устойчивость внимания зависит от ряда факторов: 1. Речь должна быть хорошо организована логически. 2.Речь, в которой содержится нечто новое, любопытное для аудитории, удерживает внимание слушателей сильнее, чем речь, где новизна отсутствует.
19 3. Лекция, в которой подача фактов или идей дана в противопоставлении, в сравнении, в значительной мере поддерживает внимание слушателей. 4. Конкретное в речи привлекает внимание сильнее, чем абстрактное. С целью поддержания внимания желательно чередовать абстрактные рассуждения с конкретными фактами, примерами, иллюстрациями.
20 5. Аудитория акцентирует свое внимание на моментах лекции, которые «подчеркивает» преподаватель. Для повторения наиболее важных выводов или мыслей всякий раз следует искать новую, оригинальную форму, избегая однообразия. 6. Во время чтения лекции, преподаватель должен постоянно поддерживать зрительный контакт с аудиторией в целях воздействия на нее и получение обратной информации от слушателей.
21 Приемы восстановления утраченного внимания аудиторией: 1. Голосовые приемы. Для активизации внимания достаточно усилить громкость речи или повысить тон голоса. Можно использовать обратный прием – понижения громкости вплоть до шепота. Изменение темпа речи. 2. Жест и движения. Эмоциональный или указующий жест помогает сосредоточить внимание аудитории.
22 3. Пауза. Рассчитанная и умело выдержанная пауза в середине лекции часто может оказать «гипнотизирующее» влияние на аудиторию, сосредотачивая ее внимание на нужном месте речи. 4. Вопросы, которыми прерывается речь, всегда вносят определенную разрядку, обостряют внимание аудитории, заставляют ее думать вместе с преподавателем.
23 5. Неожиданный перерыв мысли. Внимание аудитории восстанавливается, если преподаватель неожиданно прерывает начатую мысль и, некоторое время поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее. 6. Наглядные средства. Иллюстрации, диаграммы, графики помогают переключить или восстановить внимание аудитории.
24 Семинарские занятия Назначение семинаров: 1. Углубление знаний теоретического материала путем регулярной и планомерной самостоятельной работы студентов; 2. Развитие научной речи студентов. Подготовка преподавателя к семинарским занятиям состоит в следующем:
25 1. Определения формы проведения занятия: свободная – в виде беседы, без предварительного распределения тематически, по заранее известным студентам вопросам; реферативная – заранее назначаются докладчики, остальные готовятся участвовать в обсуждении докладов; смешанная, сочетающая обсуждение докладов и свободное выступление студентов как по теме докладов, так и по смежным темам.
26 . 2. Планирование темы семинара, подготовка вопросов. Вопросы должны не столько контролировать знания студентов, сколько активизировать их мысль, давать направление дискуссии. Доклады и выступления на семинаре должны ставить задачей углубление и расширение знаний студентов с обязательным учетом специфики их профессиональной подготовки – одни и те же темы у химиков, биологов должны строиться по- разному.
27 3. Непосредственно перед семинаром рекомендуется: определить степень участия студентов в семинаре; особо продумать все то, что обычно вызывает затруднения студентов и создает «острые» положения при обсуждении тех или иных вопросов; распределить все элементы занятия по времени.
28 Лабораторные работы Проводятся для решения трех основных задач: -учебных, -экспериментальных, -исследовательских. Главной учебной задачей является установление связи теории с практикой на основе выполнение практических заданий в специально подготовленных помещениях – лабораториях.
29 На младших курсах практикуются небольшие семинары перед выполнением работы, разбор теоретического материала у доски. На старших курсах в лабораторные работы включаются элементы самостоятельного исследования. На старших курсах студенты получают экспериментальные навыки работы не только с реактивами, но и с оборудованием, приборами.
30 Перед началом лабораторных работ всегда проводится вводное занятие, на котором студенты знакомятся с организацией рабочих мест, порядком выполнения заданий, с техникой безопасности. Работа считается выполненной, если студент провел все опыты и представил отчет преподавателю. Лабораторные работы заканчиваются зачетом.
31 М етоды проведения лабораторных работ 1. Фронтальный – все студенты выполняют одну и ту же работу; 2. Циклический – в группе одновременно ведутся различные работы в определенной последовательности; 3. Индивидуальный – каждый студент выполняет определенный вид работы по специальному заданию.
32 Главное требование: У студентов при проведении лабораторных работ, помимо приобретения определенных знаний и навыков, должны развиваться творческая инициатива и самостоятельность в решении учебных задач.
33 Необходимые условия для проведения лабораторных работ: 1. Дидактически обоснованное планирование, исходя из задач предмета изучения. 2. Организация контроля работы, определение состояния знаний студентов, их подготовки к занятиям.
34 3. Подготовка самих заданий, методических указаний (описание работ, тексты задач и упражнений, тестовые задания и др.) 4. Четкая организация и порядок проведения работ. 5. Рекомендация литературы, указание путей самостоятельной подготовки к занятиям.
35 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.