Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДиана Малафеева
1 Европейские региональные партии: спектр стратегий успеха Ирина Шевцова, ст. научный сотрудник Центра сравнительных исторических и политических исследований ПГНИУ
2 Чем определяется успех региональной партии? Контекст - констелляция внешних факторов, влияющих на формирование и активность партий Внутренние ресурсы – организационные, финансовые, информационные возможности региональной партии реализовать свою стратегию
3 Почему появляются региональные партии? Внешние факторы Фактор исторической памяти : память об истории объединения страны, об истории присоединения региона, об особенностях формирования своего регионального сообщества [И.М. Бусыгина] Шотландия + Англия = «договор элит» (Acts of union, 1707) Несовпадение культурного, экономического центра страны с политическим (образование политической периферии) [F. Muller-Rommel] Игнорирование потребностей периферии Игнорирование этнических и региональных различий Признание авторитарными режимами этнических различий «не существующими» (Испания, Франко)
4 Почему появляются региональные партии? Внешние факторы Наличие регионального интереса [И.М. Бусыгина] этнический интерес (желание сохранить этническое своеобразие) социально-экономический интерес (противодействие фискальному выравниванию в пользу бедных регионов) Кризис национальных государств (кризис идентичности, дефицит демократии, дефицит участия). Низкое доверие институтам ЕС Игнорирование общенациональными партиями региональных интересов 2000 – е гг.: экономический кризис в ЕС (число сторонников независимости Каталонии превысило впервые 50 %) Успех модернизации региона (повышение экономического уровня = повышение способности различных групп продвигать интерес, возникновение новых водоразделов) [F. Muller-Rommel]
5 Внутренние ресурсы региональной партии, обеспечивающие успех Региональная элита представляет свой регион, а не использует регион как старт для политической карьеры Эффективность мобилизации сторонников (через политику идентичности, мероприятия и т.п.) Эффективность использования имеющихся каналов участия в рамках существующей системы многоуровневого управления Гибкость политического курса (отказ «Лиги Севера» от идеи создания гос-ва Падании позволил более успешно интегрироваться в политическую систему Италии)
6 Институциональные условия успеха Децентрализованная /федеративная система Особенности избирательной системы: Мажоритарная ИС относительного большинства в государстве с двухпартийной системой = успех Шотландской партии националистов в национальных округах, ~ 20 % голосов обеспечивают 6-7 мест в парламенте Великобритании. Пропорциональная ИС в многопартийных государствах = потребность ведущих партий в создании коалиционных правительств обеспечивает возможность успеха партий с шантажным потенциалом («Лига Севера» вошла в коалицию с партией С. Берлускони «Вперед Италия» и получила несколько портфелей в Правительстве Италии в 2000 г.). Минимальное (в идеале 1) количество партий/движений в регионе, претендующих на представление региональных интересов
7 Составляющие стратегий региональных партий Успех = поддержка регионального сообщества + роль в повестке дня государства и ЕС. НО: универсального рецепта нет. Шотландская национальная партия, Конвергенция и Союз, Новый фламандский альянс, Христианско-социальный союз, Лига Севера др. Условия: этнический и/или экономически сильный регион, устойчивое лидерство, гибкость партийных стратегий Катализатор: позиция государства по вопросу взаимодействия с ЕС (ШНП), последствия экономического кризиса для государства (Каталония «Конвергенция и Союз») «Новый фламандский альянс» (пересмотр платформы перед выборами в Европарламент в мае 2014 года: отказ от сепаратизма, при этом движение в стороны конфедерации: ликвидация поста премьера, отказ от общебельгийской дипломатии, от единой соц. системы). Сдерживающий фактор для НФА – Брюссель
8 Политика идентичности – содействие продвижению регионального интереса Шотландская национальная партия: в основе региона - шотландская нация, значимыйдругой – Лондон и британские партии, отказ GB от углубления интеграции = игнорирование интересов Эдинбурга, ЕС= главный путь развития «Новый фламандский альянс»: ориентация на ЕС, позиционирование региона как самодостаточного субъекта политики UDB Autonomie et ecologie (Бретань): нет особой поддержки в регионе (4 из 83 мест в региональном Совете), но важный актор для продвижения идей культурной автономии. Противопоставление Бретани французской системе образования и культуры Для большинства региональных партий характерно активное использование интернет- пространства для мобилизации сторонников (приобретение членства и оплата взноса через сайт, прямая переписка с лидерами и пр.)
9 Политика идентичности – содействие продвижению регионального интереса Тенденция создания партийных брендов (аналогично футбольным клубам) – ХСС (Бавария), ШНП (Шотландия)
10 Перспективы Можем ожидать увеличения активности региональных партий по принципу «домино» по примеру итальянского Венето. До популяризации идеи региональных референдумов региональные партии в Венето не были столь активны (партия «Независимость Венето» )
11 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.