Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЗоя Якушина
1 Групповая и массовая коммуникация Елена Хапова 1KTARp
2 Содержание Вступление Признаки группы Типы групп: семейные неформальные формальные Характеристики группы Основные и дополнительные цели объединения в группы Факторы грамматики внутригрупповой коммуникации Факторы грамматики внутригрупповой коммуникации: Роли Нормы Лидерство Правила коммуникативного поведения в группе Заключение
3 Человек по природе является социальным животным. Социоцентрический инстинкт призывает его объединяться в группы по различным интересам с себе подобными (коварное пророчество природы). Некоторые из таких групп достаточно стабильны и существуют длительное время (семья), некоторые создаются с определенной целью на небольшое время (пассажиры автобуса или участники бизнес- проекта).
4 Два основных конституирующих признака группы: *общие интересы членов группы *коммуникация между членами. Без взаимодействия и взаимообмена мнениями между членами группа не может сформироваться.
5 основные типы групп: семейные, неформальные формальные.
6 Семейная группа: это недобровольная (родителей не выбирают), долгосрочная группа с разнообразными общими интересами (кровные связи, кровные узы, кровная месть). Первичная цель семейной группы – освоение человеческого языка и других средств коммуникации, обучение выживанию и поведению.
7 Неформальная группа Неформальная группа: это дружеская группа, добровольная, необязательно долгосрочная. Общие интересы в группе: игра, а также социализация, обучение и развлечение через игру. Здесь также производится моделирование социальных отношений в формальных группах, определение и самоутверждение собственной индивидуальности через трение о среду. Последнее в особенности хорошо прослеживается в подростковых группах: тусовка, имитация взрослых отношений, игра в дочки-матери, в школу, в войну, уличные и дворовые банды.
8 Формальная группа Формальная группа: это как добровольная (кружки и клубы), так и недобровольная (школа, армия) группа, с установленным сроком и условиями членства (от дня до пожизненности), установленной структурой и взаимоотношениями между членами (устав школы; учредительные документы фирмы), установленными целями и задачами (например, образовательными; производственными; социальными). Формальные группы могут выполнять и неуставные. Сюда включается развитие взаимоотношений (совместные вечеринки и поездки на природу); социальная защита членов группы (медицинская и юридическая помощь, детские сады и дома отдыха); развитие личности и создание имиджа; развитие природных задатков и талантов членов группы или препятствие этому (школа, тюрьма).
9 Характеристики группы: *взаимоотношения и коммуникация между членами (взаимоотношения не обязательно бывают хорошие, они могут быть даже конкурентными и враждебными: как пауки в банке); *общепризнанные для членов цели, интересы и задачи (без коммуникации общие цели не дают группы, например, толпа на автобусной остановке); *общепринятая для членов система ценностей и норм поведения (Устав, Моральный кодекс );
10 *выработанный членами группы набор поведенческих ролей и моделей коммуникативного поведения в определенной ситуации (например, на собрании: председатель, секретарь, президиум). Эти роли могут меняться со временем, развитием члена группы как личности: продвижение по службе, ребенок в японской семье: до восьми лет – господин, после восьми – раб, после шестнадцати – равный); *распределение и принятие определенных ролей в рамках группы: каждый из членов обладает определенным статусом (лидер – ведомый, начальник – подчиненный, преподаватель – студент, волк – заяц); *роль и identity каждого члена группы может поддерживаться дополнительно вербальными и невербальными маркерами (Ваше величество, товарищ, знаки отличия, корона, форма, отдать честь и т.п.).
11 основные и дополнительные цели объединения в группы * достижение общей цели или сопротивление общей угрозе (объединяться за или против); * получение ощущения принадлежности (собственной нужности и полезности) * безопасности Собственная личность (identity) создается через различные общественные связи. Одним из дополнительных преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными (отсюда – жаргоны, арго, профессиональные языки, локальный юмор и литература и т.п.)
12 Тремя основными факторами грамматики внутригрупповой коммуникации являются роли, нормы и лидерство.
13 Роли это способ поведения, который считается подходящим для конкретной ситуации (группы ситуаций); сценарий поведения (написанный родителями, учителями, друзьями, товарищами по партии и т.п.). *возрастные (дитя, подросток, юноша/девушка, взрослый, старик); *половые (с преувеличением или преуменьшением значимости разделения ролей по половому признаку, даже с борьбой против социокультурного разделения по полу, связаны такие общественные движения, как сексизм, феминизм) *классовые (общепризнано, что существуют поведенческие стереотипы у высшего, среднего и низшего класса, что выражается даже в вербальных предпочтениях: откушать (к-то блюда) – есть (мясо,рыбу) – жрать, хавать, лузгать (семечки)).
14 Нормы (правила грамматики внутригруппового общения) включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику. По мнению американского психолога Б.Такмана (B.W.Tuckman), коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии: *стадия формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения), *стадия протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок), *стадия нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм, взаимная притирка членов), *стадия сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач).
15 Лидерство, по мнению ряда авторов, бывает четырех типов: *автократия (один человек подчиняет других: семья определенного типа, диктатура, монархия, ряд партий), *laissez-faire (от французского выражения, дословно значащего позволяйте делать, ср. выражение: анархия – мать порядка, иногда этот тип отношений народа и власти в обществе в целом называют охлократией, властью толпы), *демократия (в рамках этого подтипа наблюдаются различные степени народного участия в собственной судьбе), *коллективизм (формальное равенство, но функционально члены группы неравны; иногда этот подтип критикуют за медленное принятие решений)
16 Правила коммуникативного поведения в группе включают: *взаимное признание статусов участников общения как коммуникантов и как членов группы; *кроме того, принято публично оценивать достижения других (Молодец! Хорошая идея!); *нужно уметь вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот); *уметь выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями (Давайте сделаем так, я, например, могу испечь торт); *уметь предложить нужную информацию и идеи группе (А почему бы нам не...; обратное действие здесь деструктивно: вопросы не по теме);
17 *уметь оценить предложенные идеи и информацию (так, чтобы не обидеть: Не вижу ничего плохого в том, чтобы... Замечательно, а не получится ли так, что...); *следует призывать других высказать свое мнение и дать необходимую информацию (ты у нас специалист по австралийским рок- группам, что ты думаешь о...); *нужно уметь интегрировать различные идеи и информацию (такова роль у преподавателя, ведущего семинар; руководителя предприятия на пятиминутке и т.п.); *уметь предложить план совместных действий (А почему бы нам не...).
18 Тональность высказываний может быть различна, но предпочтителен демократический, совещательный тон, хотя в некоторых случаях люди даже ждут того, чтобы ими управляли, и приветствуют диктаторские манеры. Это в значительной степени характерно для работников предприятий и организаций, в основном, старшего поколения. Руководить людьми надо так, как они хотят быть руководимыми.
19 Конец
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.