Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНиколай Трошкин
1 МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ МОДУЛЬ « АНАЛИТИЧЕСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ » Введение. Основные понятия
2 Определение места аналитической деятельности в педагогическом процессе Этапы педагогического процесса Подготовительный Основной Заключительный Организация ОсуществлениеЗаключительный Целеполагание ______________ Прогнозирование Проектирование Планирование Педагогическое взаимодействие Организация обратной связи Регулирование и корректирование деятельности __________________ Выявление возникших отклонений Вычленение ошибок __________________ Проектирование мер по устранению причин
3 Основные понятия Подготовительный этап Целеполагание. Сущность - трансформирование общей педагогической цели в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Педагогическая диагностика ( греч. « диа » - прозрачный и « гнозис » - знание ). Исследовательская процедура, направленная на « прояснение » условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Сюда входит необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их подготовки, условиях протекания процесса и т. д. Прогнозирование. Сущность – предварительная оценка ( до начала процесса ) оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях, что позволяет вмешиваться в проектирование образовательного процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным.
4 Проектирование. Скорректированный на основе результатов диагностики и прогнозирования процесс, ориентированный на результат. Планирование. Планы – это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать. План имеет определенный срок действия.
5 Основной этап Этап осуществления педагогического процесса – система взаимосвязанных элементов ( постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности ; взаимодействие педагогов и учеников ; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса ; создание благоприятных условий ; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников и т. п.). Эффективность зависит от того, насколько целесообразно элементы связаны друг с другом.
6 Заключительный этап Анализ достигнутых результатов. Зачем это нужно ? Чтобы не повторить ошибок. Анализируя – обучаемся. Взыскательный анализ и самоанализ – верный путь к вершинам педагогического мастерства.
7 . 2. Виды анализа Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части, синтез – объединение в единое органическое целое. Результат синтеза – совершенно новое образование. Статистический анализ Методики статистического анализа Регистрация. Выявление определенного качества, подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества ( кол - во успевающих ). Ранжирование. Расположение данных в определенной последовательности ( составление списков учащихся по кол - во пропущенных занятий ; распределение необходимых для выполнения заданий в зависимости от степени важности, срока выполнения – планирование собственной деятельности ). Шкалирование. Присвоение баллов исследуемым характеристикам. 1) шкалы номинальные (« самые слабые » – числа, используемые в них символические. Например, классификация по различным показателям : списки специальностей, перечисление характеристик учеников, причин неуспеваемости ). 2) шкалы порядковые ( ранговые ) – « больше » - « меньше » - устанавливается порядок следования – « больше пятерок » и т. п. « Сильные шкалы » - интервальная и шкала отношений – определена точка отсчета. Моделирование. Мысленно представленная система, адекватно изображает предмет, изучение модели позволяет получить новою информацию о предмете. Моделирование основывается на синтетическом подходе : вычленяет целостные системы и исследует их функционирование. Коварство модели – искажение действительности. Необходимо доказать справедливость системы.
8 Системный анализ. Рассмотрение объектов как систем : а ) выявление зависимости каждого элемента ; б ) исследование механизма взаимодействия системы и среды ; в ) изучение характера иерархичности, присущей данной системе ; г ) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности. Разновидности системного анализа : Анализ проблем Анализ стратегий
9 Анализ проблем Анализ предпринимают в тех случаях ( ситуациях ), когда по причинам, не зависящим от субъекта деятельности, цель деятельности становится недостижимой принятыми ранее способами, и способ достижения ее в изменившихся условиях данному субъекту неизвестен. Такая ситуация называется проблемной. Проблемная ситуация не может рассматриваться в отрыве от субъекта деятельности – она возникает в деятельности определенного субъекта и именно для этого субъекта.
10 Ситуация – « объективные проблемы » - самоопределение - решение проблемы
11 Способы анализа проблем
12 Вывод : Важнейший методологический принцип : искусственные процессы не могут осуществляться произвольно. Реализуемые искусственные процессы строятся на основе естественных. Противоречия в процессах, порожденных человеческой деятельностью, или при столкновении факторов деятельностного происхождения с природными приводят либо к невозможности продолжать деятельность ( ситуация тупика ), либо к несовпадению планируемого ( целевого ) и фактически получаемого результата ( ситуация разрыва ). Наличие тупика или разрыва служит сигналом о наличии противоречий на уровне факторов. Эти противоречия должны быть выявлены и описаны, их формулировки суть проблемы. Ситуации тупика и разрыва носят общее название проблемных ситуаций.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.