Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНина Фонякова
1 Проект педагога-психолога Кузнецовой Виктории Дмитриевны ГБОУ – детский сад 1113 по реализации направления «Психологическое здоровье дошкольников» «Использование театрализованной игры как терапевтического средства»
2 В основе проекта рассматривается развитие театрализованной игры дошкольников и совокупность следующих компонентов: аксиологический – абсолютное принятие себя и других; инструментальный – осознание необходимости выполнения ряда правил, владение рефлексией как средством самопознания, умение понимать свои эмоции и эмоциональное состояние других, свободное проявление чувств без причинения вреда другим; потребностно- мотивационный – направлен на формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, формирование потребности в самоизменении, личностном росте.
3 Факторы нарушения поведения у детей Причина детских неврозов – нарушение системы отношений к себе другим окружающему миру Развитие театрализованной игры дает попытку исправить нарушение системы отношений к себе, другим и окружающему миру в целом. Основное окружение ребенка Члены семьи Друзья Воспитатели
4 Члены семьи Важную роль в эмоциональном благополучии ребенка играет семейный микроклимат. Чрезвычайно важно, чувствует ли он в семье, что его любят, значим ли он для родителей или нет, как он сам относится к родителям. Для формирования собственного «Я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Совместные игры детей и родителей являются важным компонентом в развитии детей. Друзья (эмоционально значимая позиция) Ребенок испытывает потребность в игре, как со сверстниками, так и с детьми старшими по возрасту. Этому способствует совместная деятельность, и на ее основе возникает детское общество. Ребенок начинает осознавать свое положение в детском обществе, происходит становление образа «Я». Воспитатели и другие работники ДОУ Игра – один из основных видов дошкольной деятельности, которая определяет психическое состояние ребенка, его здоровье. Поэтому применение метода игротерапии наиболее эффективно, т.к. игра создает эмоциональный фон, который обеспечивает наибольшую результативность усвоения детьми знаний, умений, навыков; влияет на интеллектуальную активность ребенка.
5 Совместные приемы работы Педагог- психолог, воспитатели,муз.руководитель, совместные досуги детей и родителей в ДОУ Диагностика Карта развития Программа игр и упражнений Рефлексия Исходя из этих позиций, необходимо создать условия для игр со сверстниками, старшими детьми, взрослыми для получения социального опыта. Для психологического комфорта ребенка очень важно, чтобы и взрослым и детям хотелось быть вместе, в одном «пространстве общения», не нарушающем в тоже время свободу и равенство позиций, чтобы взрослые и дети были «не рядом» и не «над», а вместе.
6 Этапы работы I.Диагностический Дети: трудности в эмоциональной сфере; низкая адаптированность; взаимоотношения со сверстниками; нарушение семейных связей; родительских отношений; повышенная гиперактивность, застенчивость, тревожность, агрессивность. Родители: выявление взаимоотношений; стиля общения; тест-опросник родительских отношений; оценочное отношение к личности ребенка и т.д. Педагоги: выявление творческого потенциала; уровня общительности; прогноз нервно-психической устойчивости; наличие эмпатии (способности сопереживать); уровень агрессивности и т.д.
7 II.Развитие и коррекция Задачи: 1. Сформировать способы владения волевой регуляции поведения; 2. Сформировать умение владения средствами самопознания, самопринятия, саморазвития при соблюдении трех компонентов: мотивационного, включающего отношения к другому человеку, как высшей ценности. Проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия; когнитивного, который связан с познанием другого человека, взрослого, сверстника, способность понять его интересы, потребности, увидеть возникшие перед ним трудности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния; поведенческого, который связан с выбором адекватного поведения и способов общения. 3. Обучить положительному самоотношению и принятию других людей; 4. Обучить детей рефлексивным умениям; 5. Сформировать потребность в саморазвитии. В психолого-педагогических исследованиях последних лет (А.В.Запорожца, А.Д.Кошелева, Л.Н.Кряжева, М.И.Чистякова и др.) обращено пристальное внимание на становление основ внутренней свободы и самостоятельности ребенка в отношениях с окружающими людьми.
8 ГИПОТЕЗА Если содействовать построению иных отношений между детьми, родителями и педагогами, то: у детей появится инициатива, внутренняя свобода, творчество взрослые успешно смогут выстраивать доверительные отношения с детьми качественно изменится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с педагогами и детьми увеличится процент родителей активно участвующих в жизнедеятельности ДОУ
9 Общий план развития театрализованной игры у детей Повышение уровня педагогической компетентности Обсуждение с родителями различных игр, игровых ситуаций, игровых упражнений Планирование и организация совместных занятий РОДИТЕЛИ ВОСПИТАТЕЛИ Содействие в изменении авторитарного стиля общения Просвети- тельская работа Организация культурно- досуговой деятельности детей и родителей в ДОУ Владение сведениями о возрастных психологических проблемах детей
10 III.Предполагаемые результаты В результате реализации проекта, основой котор о го является развитие театрализованной игры у дошкольников, мы получим: эмоциональное благополучие, уверенность в себе; развитие рефлексии, эмоциональной децентрации; адекватные способы реагирования в сложных ситуациях; адаптивность, успешность при переходе к школьному обучению. Используя данный проект, мы предполагаем, что возникнут следующие изменения у детей: развитие способности чувствовать и сопереживать другим людям; снижение тревожности и агрессивности; преодоление комплексов, стрессов, страхов; приспособление к меняющимся условиям повышения самооценки; умение действовать сообща, учитывая мнение других детей; у педагогов: проявление доверительных отношений с семьей; принятие новой позиции – партнера - передача новой технологии работы с детьми; у родителей: возникновение понимания трудностей своего ребенка и умение помочь в трудной ситуации; стремление к принятию новой позиции – партнера; умение принять игровую роль – роль ребенка, что способствует повышению авторитета родителей в глазах детей и сплоченности семьи.
11 Благодаря театрализованной игре личность ребёнка совершенствуется: 1. Развивается мотивационно- потребностная сфера: социальные мотивы приобретают более важное значение чем личные. 2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребёнку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа-партнёра по игре. 3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребёнок стремится приблизить её к эталону. 4. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребёнка.
12 Библиография Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А., «Эмоциональное развитие дошкольников» Мигунова Е.В., «Театральная педагогика в детском саду» Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников» Поляк Л.Я. «Театр сказок» Горшкова «Выразительное движение» Иванова Г.П. «Театр настроений» Меличева М.В. «Культура здоровья дошкольников в круговороте праздников года» Зацепина М.Б. «Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников» Ж. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» Эльконин Д.Б. «Психология игры» Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании Лютова Е.К., Монина Г.Б., «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми Романов А.А. «Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей» Широкова Г.А., Жадько Е.Г. «Практикум для детского психолога» Аралова М.А. «Справочник психолога ДОУ» Чистякова М.И. «Психогимнастика» Мазепина Т.Б. «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах» Вайнер М.Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников» Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. «Искусство общения с ребенком от года до шести лет» Смирнова Е.О. «Агрессивные дети: психологические особенности и индивидуальные варианты (ж. «Современное дошкольное образование» ) Романов А.А. «Направленная игровая терапия агрессивности у детей» Арнаутова Е.П. «Педагог и семья»
13 ПРИЛОЖЕНИЕ
14 Диагностика педагогов Название методики Автор Цель Тест «Какая я больше: миролюбивая или агрессивная?»* Кн. «Предчувствие портрета»/ Сб.текстов. Екатеринбург, 1992 Определение корректности в отношениях с окружающими и коллегами Тест для определения эмоционального благополучия воспитателя в детском саду* Издательство «Учитель» разработка, издание 2009 Определение эмоционально- го состояния педагога в ДОУ Анкета «Признаки агрессивности у ребенка»* Е.К. Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» Спб., 2000, приложение 9) Выявление агрессивности у ребенка в группе детского сада Тест для определения характера взаимодействия воспитателя с детьми* Издательство «Учитель» разработка, издание 2009 Определение стиля взаимодействия педагога с детьми Рекомендации родителям: «Рисунок семьи» А.Л.Венгер «Психологические рисуночные тесты» для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.
15 Диагностика родителей Название методики Автор Цель Тест-опросник родительского отношения (ОРО)* А.Я.Варга, В.В.Столин (см. У.И.Рогов «Настольная книга практического психолога в образовании» М.: Владос, 1995, с Выявление родительских отношения Анкета «Признаки агрессивности»* Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» Сб., 2000, приложение 9).Издательство «Учитель» разработка, издание 2009 Выявление агрессивности у ребенка в группе детского сада Тест «Какая я больше: миролюбивая или агрессивная?:* Кн. «Предчувствие портрета»/ Сб.текстов. Екатеринбург, 1992 Определение корректности в отношениях с окружающими и коллегами Родительское сочинение* В.В.Столин, адаптация А.И.Тащевой. Кн. «Практикум для детского психолога». Широкова Г.А., Жадько Е.Г., 2004, с Определение детско- родительских отношений
16 Диагностика детей Название методики Автор, источник Цель Методика Рене Жиля Издательство «Учитель» разработка, издание 2009 Исследование межличностных отношений Тест «Сказка»* Л.Дюсс Издательство «Учитель» разработка, издание 2009 Выявление эмоционально- личностного беспокойства, неуверенности, страхов Тест тревожности «Выбери лицо» Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен Издательство «Учитель» разработка, изд Исследование и оценка тревожности в типичных для ребенка жизненных ситуациях. Анкета «Критерии агрессивност и у ребенка» Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко Выявление степени агрессивности у ребенка Опросник «Ребенок глазами взрослого» А.А.Романов «Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей», 2003, с Выявление эмоционально- личностных проблем Рисунок семьи* А.Л.Венгер Психологические рисуночные тесты. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003, с Выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье
17 Диагностика детей Название методики Автор, источник Цель Изучение эмоционально- обусловленного поведения дошкольников Из книги Г.Л.Урунтаева, Ю.Л.Афонькина «Практикум по детской психологии» Изучение эмоционального состояния и поведения ребенка в различных ситуациях Осознание себя и других в отношениях с другими* Из книги Н.И.Непомнящая «Становление личности ребенка 6-7 лет» Определение отношений с другими, значение этих отношений для себя Методика «Кактус» М.А.Панфилова Получение более общей характеристики личности ребенка, выявление агрессивности Тест «Несуществующ ее животное» А.Л.Венгер Выявление личностных особенностей ребенка Методика «Картинки»* Пакет методик для диагностики психического развития пятилетних детей. Москва, 2003, с.15, Выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. *отмечены наиболее рекомендуемые методики
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.