Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемКирилл Сыромятников
1 Игровые технологии социально- профессионального обучения Игровые технологии социально- профессионального обучения по-новому ставят вопрос о соотношении знаний, умений и навыков. Знания рассматриваются здесь не как исходные теоретические предпосылки успешной реализации деятельности, а как опыт, приобретаемый и накапливаемый человеком в процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми, что придает ему личностную окраску, делает эмоционально насыщенным, обобщенным и структурированным.
2 Основные психолого- дидактические принципы реализации игровых технологий
3 1. Игровые технологии служат дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического, а также профессионального) мышления, выражающегося в способности к анализу возникающих ситуаций, постановке, решению и доказательству (обоснованию) субъективно новых для обучающихся задач. Это достигается конструированием (на этапе разработки) и реализацией (в процессе игры) системы проблемных ситуаций и познавательных задач.
4 2. Предметным содержанием игры выступает имитация конкретных условий и динамики деятельности и взаимодействия, характера активности и отношений занятых в нем людей, проблемы и ситуации, возникающие по их ходу. Достигается это посредством игрового моделирования, где модель служит средством воссоздания объективной реальности и инструментом конструирования адекватной ей психологической реальности в сознании участников.
5 3. Игровые технологии являются двух плановыми по своей целевой направленности, то есть способствуют достижению игровых и образовательных (учебных) целей, при доминирующей роли последних.
6 4. Игровые технологии реализуются как форма совместной деятельности участников учебного процесса в ходе постановки профессионально и личностно значимых целей, принятия и воплощения соответствующих индивидуальных и групповых решений. Совместная деятельность имеет характер ролевого взаимодействия, развертываемого в соответствии с предписанными или принимаемыми в ходе игры правилами и нормами. Выполнение участниками игровых правил, подчинение ``нормам'' заданных отношений и действий становятся обязательными условиями развертывания игрового взаимодействия, регуляции деловых и межличностных отношений, возникающих по ходу этого взаимодействия.
7 5. Основным способом включения участников игры в совместную деятельность и одновременно способом создания и разрешения игровых проблемных ситуаций является общение, обеспечивающее возможность выработки индивидуальных и групповых решений, достижение промежуточных и конечных результатов.
8 Роль и позиция ведущего игровых методов обучения, требования к социальной компетентности игротехников Роль ведущего игровых методов обучения должна быть дифференцирована в соответствии с этапом разработки игры (подготовки игрового сценария) и этапом ее реализации или проведения.
9 Подготовка игрового сценария 1) Выбор темы и диагностика исходной ситуации (осуществление психологического анализа деятельности, сбор психологической информации о предполагаемых участниках, их особенностях и компетентности). 2) Формирование целей и задач игры с учетом ее темы и исходной ситуации. 3) Разработка структуры игры с учетом ее целей, задач, тематики, проблематики, состава и количества участников. 4) Оценка объективных обстоятельств, (где, как, когда, при каких условиях она будет проводиться, каких предметов и оборудования потребует). 5) Предварительное распределение ролей между участниками игры. 6) Оснащение ведущих игры соответствующим методическим инструментарием (инструкциями, правилами, раздаточным материалом, критериями и показателями оценки эффективности проведенной работы, вводным теоретическим материалом, способствующим более быстрому продвижению игроков к намеченной цели). 7) Определение состава и количества игротехников, то есть ведущих игры, одновременно взаимодействующих с группой учащихся и реализующих различные функции. 8) Оформление сценария игры в форме итогового документа (методической разработки).
10 Основные виды игровых методов обучения Деловые игры Организационно-деятельностные или проблемно- деловые игры Инновационные игры Ролевые игры Ситуационные игры Учебные игры Психодрама Социодрама
11 Деловые игры: цели *формирования познавательных и профессиональных мотивов и интересов участников игры; *развития системного мышления специалистов, включающего целостное понимание природы, общества, процессов и явлений, происходящих в них, связующих их отношений, своего места в мире; *формирования целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия; *обучения коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений; *воспитания ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом; *обучения участников методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.
12 Организационно-деятельностные или проблемно- деловые игры: цели *решение теоретической или практической проблемы, заданной в рамках конкретной ситуации. В ситуации отражаются как проблемы, так и задачи. Проблемность ситуации означает такое затруднение в практике, для разрешения которого отсутствует опыт или теоретически обоснованные пути. Проблема для своего разрешения требует построения гипотезы или теоретической концепции, которые преобразуют проблему в задачу. Задача же - это ситуация, в которой надо найти определенный порядок действий (алгоритм) для достижения цели, а разработка этого алгоритма требует от участников определенных умений (интеллектуальный, коммуникативных и организационных).
13 Инновационные игры: цели *снятие негативных установок в отношении действий по реорганизации деятельности организации (предприятия) *внесение конструктивных изменений в сам проект реорганизации. Вторая цель роднит инновационные игры с организационно-деятельностными играми, поскольку любая реорганизация вытекает из затруднительной или проблемной ситуации, в которой оказались сотрудники и руководство какой-либо компании, организации. Первая же цель выделяет их в особую разновидность.
14 Ролевые игры (разыгрывание ролей или сюжетно-ролевая игра): цель *обучение межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности или рамках реально существующих социальных ситуаций взаимодействия. В основе ролевой игры обычно лежит межличностная, конфликтная ситуация. Участники игры принимают на себя роли и в процессе диалогового общения пытаются разрешить конфликт.
15 Существенные признаки ролевых игр а) наличие модели ситуации; б) набор и описание индивидуальных ролей; в) несовпадение ролевых целей участников игры, принимающих на себя и исполняющих различные роли; г) игровое взаимодействие участников игры; д) наличие общей цели у всех участников ее; е) вариативность решений; ж) наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры; з) наличие управляемого со стороны ведущего эмоционального напряжения участников.
16 Ситуационные игры Разновидность игровых методов АСПО, при которой участники действуют в рамках заданной ситуации, руководствуясь ее а) объективными характеристиками: *кругом задач ситуационного взаимодействия, *типичностью или новизной ситуации для участников, *конфликтностью и напряженностью отношений действующих персонажей, *проблемностью принимаемых ими решений, *пространственно-временной определенностью ситуации, *предметностью или направленностью взаимодействия, *заданностью сценария поведения определенных персонажей), б) субъективными представлениями, чувствами и переживаниями, исходящими из общей оценки ситуации, привлекательности приятой на себя роли, ролевых ожиданий в адрес других участников.
17 Ситуационные игры Цель: наработка участниками нового опыта действия и взаимодействия в неизвестных для них, непривычных, травмирующих, проблемных, т.е. в целом стрессогенных ситуациях (например, трудоустройство, знакомство, различные ситуации оценки другими личности и/или компетентности человека, публичная презентация продуктов своей деятельности, нарушение человеком принятых социальных норм и установлений и др.).
18 Учебные игры Вид игрового взаимодействия, содержанием которого выступают теоретические положения и конструкты, заимствованные из материалов того или иного учебного курса.
19 Психодрама Разновидность игрового взаимодействия, метод АСПО групповой работе, в котором участники исполняют роли, которые моделируют жизненные ситуации, имеющие личностный смысл для участников. Цели психодрамы : 1)устранение неадекватных эмоциональных реакций участников; 2) отработка умений социальной перцепции (восприятия) и эмпатийного вчувствования; 3) углубление самопознания; 4) самораскрытие; 5) восстановление целостности Я, обретение уверенности в себе.
20 Социодрама Способ драматического проигрывания и обсуждения ситуаций нравственного выбора. Цель: *одновременное осознание участниками своей нравственной позиции и умения отстаивать и реализовывать ее в процессе взаимодействия с другими членами группы. Нравственным считается выбор, совершаемый личностью самостоятельно и не зависящий от суждений и оценок окружающих, равно совпадающий или отличный от моральных установлений, групповых норм и общественного мнения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.