Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЖанна Тимохина
1 Тема 4. Роль гигиены в воспитании здорового общества с культурными ценностями 1. Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. 2. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье. 3. Роль физического воспитания в укреплении здоровья. 4. Особенности физического воспитания подростков.
2 1. Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья До зарождения гигиены как самостоятельной науки древние народы Китая, Индии, Египта и других стран знали простые правила выбора источников водоснабжения, питания, ухода за телом, предупреждения некоторых инфекционных болезней. Гигиенические рекомендации появились в процессе наблюдений, обобщения и передачи последующим поколениям жизненного опыта. Развитие гигиены обусловлено потребностью общества в физически и нравственно здоровых людях с большой продолжительностью жизни и высокой работоспособностью. Гигиена в настоящее время имеет разделы: "Гигиена труда", "Гигиена питания", "Школьная гигиена", "Коммунальная гигиена".
3 Имеется система гигиенических учреждений разного типа: 1) санитарно-эпидемиологические станции, 2) санитарно-гигиенические лаборатории, 3) научно-исследовательские институты гигиены. Гигиенические правила закреплены законодательством нашей страны. Выполнение гигиенических правил контролирует санитарный надзор, а внедрению в жизнь способствует санитарное просвещение.
4 Одним из важных разделов гигиены является личная гигиена – комплекс рекомендаций, направленных в адрес каждого отдельного человека. Задачи гигиены – создание наиболее благоприятных условий для нормального развития физических и духовных сил человека, для обеспечения условий высокопроизводительного труда и здорового быта людей. Для этого необходимо, чтобы неблагоприятные факторы своевременно устранялись, а полезные факторы использовались с полной эффективностью.
5 Гигиенисты призваны давать научную оценку характера влияния, степени вреда или пользы для человека тех или иных факторов окружающей среды и, учитывая особенности поведения и образа жизни человека, разрабатывать правила и рекомендации, помогающие устранить неблагоприятные воздействия и эффективно использовать полезные факторы среды. Гигиена опирается на знания, добытые другими науками, и особенно такими, как анатомия, физиология.
6 2. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье Здоровье – совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов.
7 Факторы, укрепляющие здоровье Помогает сохранить здоровье четкий режим дня. Прием пищи, сон, гигиенические процедуры необходимо выполнять в одно и то же время. Благодаря режиму организм испытывает нормальную нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается. Укрепляет здоровье высокая двигательная активность. Гиподинамия - это недостаточная физическая (силовая) нагрузка. Это состояние превратилось в образ жизни многих людей. При гиподинамии ослабляется деятельность сердца, накапливается избыточная масса тела, ослабевает мышечная система. Нарушение нормальных отношений между мышечными и психическими усилиями приводит к излишнему возбуждению центральной нервной системы. И в результате снижается устойчивость организма к инфекционным заболеваниям и психическому напряжению, снижается работоспособность, ускоряется процесс старения.
8 Постоянная посильная физическая нагрузка повышает выносливость и устойчивость организма к болезням. Общение человека с природой – свежий воздух, вода, солнце – помогают ему укрепить здоровье. Свежий воздух содержит достаточное количество кислорода и способствует бодрому, активному настроению, высокой работоспособности. Пониженное содержание кислорода в воздухе (в душном, плохо проветриваемом помещении) ведет к быстрому утомлению, к появлению ощущения тяжести, сжимающей тупой боли в голове. Хорошо снимают нервное напряжение, успокаивают природные ландшафты. Полезно после активной работы, общения уехать к морю, на озеро, в горы, в лес, отдохнуть, пособирать грибы, ягоды, походить на лыжах, покупаться или сходить в поход. Такие способы отдыха благоприятно воздействуют на психику человека.
9 Факторы, ослабляющие здоровье: 1. Малая подвижность – гиподинамия. 2. Несоблюдение правил личной гигиены, нерациональное питание. 3. Вредные привычки: курение, прием алкоголя. 4. При деятельности человека в трудных условиях, предъявляющих его организму повышенные требования, может развиваться стресс – состояние напряжения у человека в условиях, требующих перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникших перед ним задач.
10 Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное действие. Увеличивает вероятность заболеваний сердечно- сосудистых и других систем. Поэтому каждому человеку необходимо научиться правильно вести себя в условиях стресса. Для этого следует овладевать навыками самоконтроля, соблюдать привычный режим дня, вырабатывать умение своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой.
11 3. Роль физического воспитания в укреплении здоровья Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, на овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Кроме физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость), развиваются ценные психические качества (настойчивость, воля, целеустремленность, решительность, самообладание).
12 Средствами физического воспитания являются физические упражнения, подвижные игры, спорт. Ими занимаются в домашних условиях (утренняя гимнастика), в школе (уроки физкультуры), в спортивных и туристических секциях, в детских и юношеских спортивных школах.
13 Влияние физического воспитания на организм Физическая нагрузка тренирует органы и системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную), улучшает процессы обмена веществ. Задачи физического воспитания В разном возрасте человека физическое воспитание имеет разные задачи: 1. Школьники первых-третьих классов совершенствуют мышечное чувство – способность различать темп и размах движений, степень напряжения и расслабления мышц, то есть учатся выполнять упражнения в нужных направлениях, ритме и темпе, с соответствующим напряжением мышц. 2. Школьники четвертых-седьмых классов, кроме закрепления достигнутого, овладевают основными видами движений (лыжи, коньки, плавание, легкая атлетика, игры с мячом). В этом возрасте формируется и закрепляется привычка систематически заниматься физическими упражнениями.
14 3. Школьники восьмых-одиннадцатых классов совершенствуют основные виды движений, освоенные ранее, развивают силовой, статический и скоростной виды выносливости, овладевают знаниями по основам спортивной тренировки. В этом возрасте может быть увеличена силовая нагрузка, но нужно помнить, что возможности опорно-двигательного аппарата превышают возможности сердечно-сосудистой системы. Поэтому физическая нагрузка не должна вызывать каких-либо нарушений деятельности сердца.
15 4. Особенности физического воспитания подростков Физические возможности мужского и женского организма не одинаковы. Мужчины легче справляются с интенсивной физической нагрузкой, обладают большей силой, амплитудой движений. Женщины выносливее, хорошо переносят длительную монотонную работу. Упражнения на развитие выносливости, быстроты, точности движений одинаково полезны школьникам обоего пола, но мальчикам в дополнение к этому необходимы упражнения для развития силы, а девочкам – для развития гибкости. Многие девочки-подростки и девушки недооценивают роль физических упражнений. Мальчикам-подросткам и юношам свойственна переоценка своих физических возможностей, они часто поднимают непосильные для них тяжести, спрыгивают с большой высоты.
16 Роль физического воспитания в улучшении внешности человека Физическое воспитание оказывает на организм развивающее, совершенствующее и исправляющее (корректирующее) воздействие. Позволяет устранить дефекты осанки – искривление позвоночника, сутулость. С помощью физических упражнений можно исправить недостатки фигуры – впалую грудь, узкие плечи, слабо развитую мускулатуру. Существуют специальные комплексы упражнений для мужчин и женщин, которые учитывают особенности организма и эстетические требования к мужской и женской фигуре. Физические упражнения улучшают психическое состояние, внешний вид, настроение человека, повышают общий жизненный тонус.
17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.