Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕвгений Сапаев
1 Формирование этнокультурной компетентности младших школьников в процессе обучения родному языку Автор опыта учитель начальных классов МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Сафонова Раиса Алексеевна
2 «О развитии народной обрядовой культуры Белгородчины» от 4 августа 1999 года «О развитии народной обрядовой культуры Белгородчины» от 4 августа 1999 года «Об областной программе «Патриотическое воспитание» граждан Белгородской области на годы» от 1 июля 2005 года «Об областной программе «Патриотическое воспитание» граждан Белгородской области на годы» от 1 июля 2005 года «О концепции программы «Основы духовно – нравственного воспитания населения Белгородской области» от 9 июня 2006 года «О концепции программы «Основы духовно – нравственного воспитания населения Белгородской области» от 9 июня 2006 года
3 Ведущая идея опыта Формирование личности младшего школьника, знающей и любящей обычаи и обрядовую культуру русского народа, готовой и способной осуществлять этнокультурную деятельность и творчески реализовываться в ней.
4 Новизна опыта Новый подход к изучению этнокультурного материала на уроке. Новый подход к изучению этнокультурного материала на уроке. Соблюдение принципа преемственности урочной и внеурочной деятельности. Соблюдение принципа преемственности урочной и внеурочной деятельности. Формирование нравственно – этических норм, связанных с воспитанием патриотических чувств младших школьников. Формирование нравственно – этических норм, связанных с воспитанием патриотических чувств младших школьников.
5 Система работы по формированию этнокультурной компетентности Урочная деятельность этнокультурный текст этнокультурный текст тематический урок тематический урок Внеурочная деятельность - проведение народных праздников - взаимодействие с социумом: Белгородский районный дом народного Белгородский районный дом народного творчества творчества родители учащихся родители учащихся педагоги дополнительного образования (фольклорный кружок) педагоги дополнительного образования (фольклорный кружок)
6 Процесс формирования этнокультурной компетентности Мотивационно – личностная готовность Мотивационно – личностная готовность Содержательная готовность Содержательная готовность Процессуальная готовность Процессуальная готовность
7 Теоретическая база опыта «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей земле, к своему жилищу, к своей школе, постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, к её прошлому и настоящему, а потом ко всему человечеству, к человеческой культуре». Д. С. Лихачёв «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей земле, к своему жилищу, к своей школе, постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, к её прошлому и настоящему, а потом ко всему человечеству, к человеческой культуре». Д. С. Лихачёв «Самое могучее древо культуры, в котором отражается душа национальности, есть язык, поэтому, будучи отражением национальной культуры народа, язык должен изучаться в неразрывной связи с культурой этноса». С. Н. Булгаков «Самое могучее древо культуры, в котором отражается душа национальности, есть язык, поэтому, будучи отражением национальной культуры народа, язык должен изучаться в неразрывной связи с культурой этноса». С. Н. Булгаков «Одной из важных задач современной методики преподавания русского языка в начальной школе является формирование языковой компетентности, национальное воспитание средствами родного языка, включение этнокультурного компонента в учебный процесс». Н. А. Туранина «Одной из важных задач современной методики преподавания русского языка в начальной школе является формирование языковой компетентности, национальное воспитание средствами родного языка, включение этнокультурного компонента в учебный процесс». Н. А. Туранина
8 Направление «Народные календарные, православные праздники» «Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, общественные функции, имел глубокий смысл, в нём человек наиболее остро ощущал себя в нём человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, наконец, контакт и свободное общение, наконец, праздник – это проявление всех форм и видов праздник – это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива» (Круглый год. культуры данного коллектива» (Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост. вступ. ст. Русский земледельческий календарь/ Сост. вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. – М.: Правда,1991)
9 Обряд – действенное средство приобщения младшего школьника к национальной жизни народа Символ труда, способствующий выработке русского национального характера. Символ труда, способствующий выработке русского национального характера. Игра, высвобождающая дух народа. Игра, высвобождающая дух народа. Спутник жизни, помогающий понять неизбежность циклов, смену времён. Спутник жизни, помогающий понять неизбежность циклов, смену времён. Демонстрация мудрости, наблюдательности и богатства чувств наших предков. Демонстрация мудрости, наблюдательности и богатства чувств наших предков.
10 Этапы работы над текстом этнокультурной тематики Вопросы по содержанию текста. Вопросы по содержанию текста. Выяснение лексического значения этнокультурной лексики. Выяснение лексического значения этнокультурной лексики. Выполнение грамматических заданий Выполнение грамматических заданий к тексту. к тексту. Выявление и закрепление полученных знаний. Выявление и закрепление полученных знаний.
11 Образец словарной статьи из «Словаря этнокультурной лексики для учащихся 2 – 4 классов» Квас – кисловатый напиток, приготовленный на воде из хлеба с солодом, а также из ягод, фруктов Текст: В день святых Петра и Павла люди начинали сбор урожая рябины. Срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу. Часть рябины оставляли на кусте – дроздам рябинникам, снегирям и всякой другой птице. снегирям и всякой другой птице. Люди примечали: много рябины в лесу – осень дождливая, мало – сухая. мало – сухая. Из ягод рябины заготавливали рябинный квас. Он использовался зимой для лечения воспалительных болезней. (По книге Некрыловой А. Ф. «Круглый год. Русский земледельческий календарь»)
12 Грамматическая тема: «Личные окончания глаголов настоящего времени» Этнокультурная тема: «Праздник «Сергей – капустник» 8 октября в народе отмечали самый щедрый осенний праздник – Сергей капустник. В этот день приглашали девушек на «капустные вечёрки» - помочь нарубить капусты на зиму. Отказать хозяйке было нельзя. Парни не принимали участия в работе. Они ждали окончания работы, чтобы поиграть да хороводы поводить. Знаком к началу веселья служила полная кадка квашенины, которую отодвигали в угол для скисания. Солили капусту и с морковью, и с клюквой, и с брусникой. Капуста получалась и вкусная, и красивая. Капуста богата витаминами. Часто выручала она людей во время голода, поэтому и сложили поговорку: «Хлеб да капуста лихого не допустят». Задания к тексту: Прочитайте текст, расскажите, как отмечали в старину праздник Сергей – капустник? Прочитайте текст, расскажите, как отмечали в старину праздник Сергей – капустник? Как солили капусту? Как солили капусту? Объясните значение поговорки «Хлеб да капуста лихого не допустят». Объясните значение поговорки «Хлеб да капуста лихого не допустят». Узнайте и запишите рецепт квашения капусты в вашей семье. Узнайте и запишите рецепт квашения капусты в вашей семье. По толковому словарю определите значение слова «кадка». По толковому словарю определите значение слова «кадка». В 6 и 7 предложениях поставьте глаголы в форму настоящего времени, выделите личные окончания, определите у глаголов спряжение, лицо, число. В 6 и 7 предложениях поставьте глаголы в форму настоящего времени, выделите личные окончания, определите у глаголов спряжение, лицо, число. Кадка – бочка цилиндрической формы со стенками из деревянных клёпок, обтянутая обручами.
13 Рождественские посиделки
14 У нас для каждого найдётся и словечко, и местечко!
15 Душа ль ты моя, Масленица! Перепелиные твои косточки, сахарные твои уста! Приди к нам на широкий двор, На горках покататься, В блинах поваляться, Сердцем потешиться!
16 Масленица во двор въезжает, широкая во двор въезжает! Масленицу встречаем, зиму провожаем!
17 Дай, Боже, в добром здравии си Святки провести, ещё и на той рок дождати!
18 Воскресенье – проводы Масленицы, прощёный день. Попросим друг у друга прощения! Когда мы вместе, так и душа на месте!
19 Творческая мастерская по росписи пасхальных яиц
20 За стол не садились до первой звезды. Трапеза начиналась с обязательного блюда – кутьи, каши, которую варили из пшеницы, овса, добавляли в неё мёд, мак.
21 Народная песня « А мы Масленицу провожали» в исполнении ансамбля «Завалинка»
22 Творческие работы учащихся Праздник Пасхи В нашей семье праздник Пасхи почитают и уважают. В это светлое воскресенье, как и все христиане, мы придерживаемся традиций, установленных народом. На праздник мы были на кладбище, поминали покойных родственников. На могилки клали цветы, веночки, катали по нарисованному песком кресту крашеные яйца. Бабушка накануне праздника испекла кулич, пасху. Несколько ломтиков вкусной, ароматной пасхи, конфеты мы раздали людям, чтобы вспоминали добрым словом. В этот день, приветствуя друг друга, люди говорят: «Христос Воскрес!» и отвечают «Воистину Воскрес!», обнимаются и целуются три раза. На праздник мы были в Хотмыжском божьем храме. Это очень красивая На праздник мы были в Хотмыжском божьем храме. Это очень красивая церковь в Борисовском районе. Стоя возле неё, чувствуешь себя возвышенным, хочется творить добро и любить близких ещё больше, а они в этот день собрались все вместе за праздничным столом! Юдин Никита 4 а класс
23 Формирование знаний о традициях и культуре народа. Формирование знаний о традициях и культуре народа. Формирование учебных умений, направленных на повышение интереса к предмету, и как следствие, общей грамотности учащихся. Формирование учебных умений, направленных на повышение интереса к предмету, и как следствие, общей грамотности учащихся. Применение знаний в практической деятельности на творческом уровне. Применение знаний в практической деятельности на творческом уровне. Формирование нравственно – этических норм, связанных с воспитанием патриотических чувств младших школьников. Формирование нравственно – этических норм, связанных с воспитанием патриотических чувств младших школьников.
24 Результаты успеваемости учащихся по русскому языку Результаты успеваемости учащихся по русскому языку Учебный год Количество детей Класс Успеваемость по предмету Качество знаний 2003 – а 100 % 91 % 2004 – а 100 % 87 % а 100 % 92 % 2006 – ане оценивается
25 Результаты успеваемости учащихся по литературному чтению Результаты успеваемости учащихся по литературному чтению Учебный год Количество детей Класс Успеваемость по предмету Качество знаний а 100 % 91 % 2004 – а 100 % 91 % 2005 – а 100 % 96 % ане оценивается не оценивается
26 Психодиагностическое обследование готовности четвероклассников к обучению в среднем звене гимназии(в сравнении 4 а и 4 в класс)
28 Условия распространения опыта Мотивационно – личностная готовность учителя. Мотивационно – личностная готовность учителя. Наличие социокультурного пространства, позволяющего реализовать внеурочную деятельность. Наличие социокультурного пространства, позволяющего реализовать внеурочную деятельность. Тексты этнокультурной тематики, словарь этнокультурной лексики для учащихся могут использоваться учителями начальных классов, работающими по различным УМК. Тексты этнокультурной тематики, словарь этнокультурной лексики для учащихся могут использоваться учителями начальных классов, работающими по различным УМК.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.