Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЭмили Джонс
2 Реформа́ция ( лат. reformatio исправление, преобразование, реформирование ) широкое религиозное и общественно - политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
3 Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера : 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов », в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.
4 Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.
5 Христианская церковь Католическая Протестантская Православная 1054 год 1517 год
6 Причины Реформации На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской : подобно тому, как в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов от короля ( верховного сеньора ) до рыцаря, так и члены клира градуировались по феодальным степеням от папы ( верховного первосвященника ) до приходского кюре. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светские феодалы. Узурпируя таким образом готовые формы феодального общества, получая от них бесчисленные плоды, как организация церковь одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества. Монархи Европы в свою очередь шли на любые затраты, дабы получить от клириков высшую санкцию на своё господство.
7 Феодальная католическая церковь, бывшая идейной санкцией средневекового общества, могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа феодальный строй. Но уже в XIVXV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, класса буржуазии [1]. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Собственно, она не была такой уж и новой : буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир ; новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной : меркантильной буржуазии деньги были нужны не для того, чтобы бросать их на ветер, строя величавые соборы и проводя пышные церковные службы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии ( например, в Аанглиии или Франции ), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, к примеру, где центральная власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей вотчине, католическая церковь с её бесконечными поборами и вымогательствами вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть усиливало
8 Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по - новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, осуществив своего рода ревизионизм, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первой христианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.
9 Предтечи Реформации Экономическое давление, умноженное на ущемление национальных интересов, вызвало ещё в XIV веке протест против авиньонских пап в Аанглиии. Выразителем недовольства масс тогда стал Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета, провозгласивший необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырской - церковной земли ]. Виклиф с отвращением относился к « пленению » и расколу и после 1379 года начал выступать против догматизма римской церкви с революционными идеями. В 1379 году он посягнул на авторитет папы римского, выразив в своих сочинениях идею о том, что Христос, а не папа римский, является главой церкви. Он утверждал, что Библия, а не церковь, является единственным авторитетом верующего и что церковь должна строиться по образу Нового Завета. Чтобы подкрепить свои взгляды, Виклиф сделал Библию доступной людям на их родном языке. К 1382 году был закончен первый полный перевод Нового Завета на аанглиийский язык. Николай Герфордский закончил перевод большей части Ветхого Завета на аанглиийский язык в 1384 году. Таким образом, впервые аанглиичане имели полный текст Библии на своём родном языке. Виклиф пошёл ещё дальше и в 1382 году выступил против догмата о пресуществлении, хотя римская церковь полагала, что сущность элементов изменяется при неизменной внешней форме. Виклиф утверждал, что вещество элементов остаётся неизменным, что Христос является духовно присутствующим во время этого таинства и ощущается верой. Принять взгляд Виклифа значило признать, что священник не в состоянии влиять на спасение человека путём запрета ему принимать тело и кровь Христа при евхаристии. И хотя взгляды Виклифа были осуждены в Лондоне и в Риме, его учение о равенстве в церкви было применено к экономической жизни крестьянами и способствовало крестьянскому восстанию 1381 года.
10 Чехия в это время переживала засилье немецкого духовенства, стремившегося приобрести участки на Куттенберских рудниках. Ян Гус, пастор Вифлеемской часовни, обучавшийся в Пражском университете и примерно в 1409 году ставший его ректором, читал сочинения Виклифа и усвоил его идеи. Проповеди Гуса пришлись на время подъёма чешского национального сознания, выступившего против власти Священной Римской империи в Чехии. Гус предлагал реформу церкви в Чехии, сходную с той, которую провозглашал Виклиф. Стремясь пресечь народное недовольство, император Сигизмунд I и папа римский Мартин V инициировали церковный собор в Констанце, на котором Ян Гус и его сподвижник Иероним Пражский были провозглашены еретиками и сожжены на костре. Еретиком провозглашался и Джон Виклиф.
11 Католичество Протестантство 1. Источник веры. Библия - единственный источник веры. Библия и жития святых. 2. Доступ к Библии. Каждый человек должен читать Библию сам. У католиков мирянам читает Библию только священник. 3. Переводы библии. Переведена на национальные языки. Не может быть переведена. 4. Роль священника Священник - лишь организатор общины, сами выбирают священника ( можно женщину ). Священник - носитель святого духа, принимающий таинство. Могут быть только мужчины.
12 Протестантство Католичество 5. Обет безбрачия и иерархия. Нету Есть 6. Отношение к монастырям. Бог создал людей для того, чтобы они учились, размножались и стремились к успеху. Это значит, что монастырей и в помине быть не может. Уход в монастырь - высшее проявление веры. 7. Отношение к человеку. Человека надо судить по его мыслям, а это может делать только Бог, следовательно все мы равны и нет святых. Много святых и они считают, что человека можно судить по его делам. 8. Иконы. Нету. Есть. 9. Разводы Можно Нельзя 10. Таинства Нету Есть
13 КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПРОТЕСТАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
14 Лютеранство Кальвини́зм Анабаптизм Цвианглиианство Аанглиика́нство ( Мартин Лютер ) ( Жан Кальвин ) ( У́ульрих Цви́англии )
15 Контрреформация Контрреформация Контрреформация в Западной Европе католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвианглии и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско - католической церкви и христианской веры. Итоги Контрреформации В результате католической реформы Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.
16 Итоги Реформации O Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений ( в основном в форме церковно - приходских школ ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию. O Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам в управлении государством. O Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений ( равно как и дорогостоящих богослужений ) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.