Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВладлена Цуканова
СВОД ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ (ИЛИ КОДЕКС ХАММУРАПИ), СОЗДАННЫЙ ЦАРЁМ ХАММУРАПИ В КОНЦЕ ЕГО ПРАВЛЕНИЯ (ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО В 1750-Х ГОДАХ ДО Н. Э.)
1 ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ СВОД ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ (ИЛИ КОДЕКС ХАММУРАПИ), СОЗДАННЫЙ ЦАРЁМ ХАММУРАПИ В КОНЦЕ ЕГО ПРАВЛЕНИЯ (ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО В 1750-Х ГОДАХ ДО Н. Э.), ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ. СОХРАНИЛСЯ В ВИДЕ КЛИНОПИСНОЙ НАДПИСИ НА ЧЁРНОЙ ДИОРИТОВОЙ СТЕЛЕ, НАЙДЕННОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИЕЙ ЖАКА ДЕ МОРГАНА В ХОДЕ РАСКОПОК В ГОДАХ В СУЗАХ (ТЕРРИТОРИЯ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ), В СОВРЕМЕННОЙ ПРОВИНЦИИ ХУЗЕСТАН В ИРАНЕ.ХАММУРАПИДИОРИТОВОЙАРХЕОЛОГИЧЕСКОЙЖАКА ДЕ МОРГАНА ГОДАХСУЗАХМЕСОПОТАМИИ Современные издатели делят свод на 282 статьи (37 статей, как полагают многие, были стёрты ещё в древности, но частично восстановлены по глиняным табличкам, найденным в различных местах, в частности в библиотеке Ашшурбанипала).библиотеке Ашшурбанипала
2 ХАММУРАПИ 6-й Вавилонский царь Вавилонский царь до н. э.1750 до н. э. Предшественник: Син-мубаллит Син-мубаллит Преемник: Самсу-и луны Самсу-и луны Вероисповедание: шумеро- аккадская мифология шумеро- аккадская мифология Рождение: неизвестно Смерть: 1750 до н. э. Род: I вавилонская династия Отец: Син-мубаллит Син-мубаллит Дети: сын: Самсу-и луна Самсу-и луна Царь Хаммурапи получает законы от солнечного бога Шамаша (рельеф верхней части столба Свода Законов)Шамаша
3 НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ Дата рождения Хаммурапи неизвестна. Поскольку правление Хаммурапи длилось 43 года, можно предположить, что на момент своего прихода к власти он был ещё очень молод. Этимология имени «Хаммурапи» до сих пор является предметом дискуссии: некоторые учёные предпочитают чтение «Хамму-раби» и переводят «Предок велик», другие читают «Хамму-рапи» со значением «Предок целитель». До начала XVII века до н. э. это имя не засвидетельствовано, однако затем внезапно приобретает популярность: не менее трёх царей, современников Хаммурапи, были его тёзками. Более того, это имя носили не только правители, но и частные лица. В момент воцарения Хаммурапи Вавилония в политическом смысле была скромным царством, которое существовало менее века. Кроме столицы оно включало следующие города: Сиппар, Киш, Кута, Борсиппа, Дильбат и Марад. Таким образом, власть вавилонского царя распространялась на территории отстоящие от столицы не более чем на 80 км. Небольшое царство Вавилония было окружено тремя грозными соседями: царствами Ларсы, Эшнунны и царством Шамши-Адада I в Верхней Месопатамии. Кроме того, важная роль в истории царствования Хаммурапи была уготована нескольким более удалённым державам. В Западной Сирии за гегемонию боролись царства Ямхад и Катны. На крайнем востоке ближневосточного региона, на территории современного Ирана, располагалось Эламское царство, которое в этот период представляло значительную силу.ЭтимологияXVII века до н. э.Сиппар КишКута БорсиппаДильбат МарадЛарсы ЭшнунныШамши-Адада IЯмхад КатныИрана Эламское царство
4 Эламиты активно участвовали в месопотамской политике того времени и все месопотамские цари признавали суккальмаха верховным арбитром. Хаммурапи, как и многие цари Двуречья до него, начал своё царствование с традиционного мероприятия установления «справедливости», то есть с отмены долгов и прощения недоимок, который был увековечен в датировочной формуле его второго года. Имеющиеся в нашем распоряжении сведения о политической истории Вавилонского царства в течение первых 15 лет правления Хаммурапи довольно ограничены. Большая часть названий лет этого периода посвящена строительным работам или приношениям богам. Только названия 7-го, 8-го, 10-го и 11- го годов имеют военно политическое содержание. Из них нетрудно заключить, что Хаммурапи был озабочен расширением своей территории не только по оси, образуемой течением Евфрата (Исин и Урук на юге,Рапикум на севере), но также и на востоке, в направлении Тигра (Малгиум). В датировочной формуле своего седьмого года (1787/1786 до н. э.) Хаммурапи упоминает о завоевании Урука и Исина: к тому моменту эти города уже давно (в течение 15 и 6 лет соответственно) находились под контролем царя Ларсы Рим- Сина. Вавилонское войско стояло в одном переходе от столицы Рим-Сина.суккальмаха ДвуречьяИсин УрукРапикум Малгиум до н. э.Ларсы Рим- Сина
5 Известно также, что часть населения Исина была уведена в плен войсками Хаммурапи: некоторые жители Исина прожили несколько лет в Мараде, на вавилонской территории, и лишь затем смогли вернуться домой. Может показаться удивительным, что Рим-Син так быстро уступил эти два важных города своему северному соседу, но, возможно, за спиной Хаммурапи стоял могущественный верхние месопотамский царь Шамши- Адад I, оказавший вавилонянам военную помощь. Однако торжество молодого царя было преждевременным. На следующий год война с Ларсой продолжилась (так надо понимать указание на страну ямутбалы в датировочной формуле 8-го года Хаммурапи (1786/1785 до н. э.). Враги династии Кудурмабуга обычно называли царство Ларсы страной племени ямутбалы), но военные действия шли уже гораздо ближе к Вавилону, чем к Ларсе, на берегах «Свекольного канала» (И-шумундар), прокопанного ещё по приказу Апиль-Сина, деда Хаммураппи, и, значит, не на территории царства Ларса. Обнаруженные археологами частные архивы показывают, Урук и Исин очень скоро снова оказались под властью царя Ларсы. С этих пор между Хаммурапи и Рим- Сином надолго устанавливается мир. Наступательные действия Хаммурапи ведёт теперь в других направлениях Ларсойямутбалы до н. э.Кудурмабуга ЛарсыямутбалыВавилону ЛарсеАпиль-Сина ЛарсаРим- Сином
6 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТНИКА Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В эпоху Хаммурапи этот стиль письма употреблялся обычно в скульптурных произведениях и официальных надписях, тогда как частные деловые документы и переписка этого времени производилась при помощи древневавилонского курсива, очень сходного с ассирийской клинописью. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе и получающий законы из рук бога солнца Шамаш (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук), сидящего на троне. Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках). Скорее всего, что целью создания стелы было торжественное заявление перед подданными о вступлении в силу содержащегося в ней законодательства, а не предоставление её для всеобщего использования. Для судебной практики, вероятно, законы воспроизводились в виде глиняных плит.Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально- экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью. Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче. В настоящее время столб с законами Хаммурапи хранится в Парижском музее Лувр. Точную копию столба можно также увидеть в Москве, в Учебном художественном музее слепков им. И. В. Цветаева филиале Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а также в Переднеазиатском музее в Берлине.клинописью аккадского языка ХаммурапиШамаш МардукшумерскойМесопотамиипрезумпции невиновности принцип талиона ПарижскомЛувр МосквеУчебном художественном музее слепков им. И. В. Цветаева Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Переднеазиатском музее Берлине
7 РАЗДЕЛЫ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ В предисловии к статьям законов содержатся многочисленные религиозные формулы, славящие богов и царя. При этом особо отмечается, что главные черты Хаммурапи, делающие его достойным правителем, это его смирение перед богами и покорность их воле. Среди деяний царя прославляется, в первую очередь, укрепление храмов. По всей видимости, царская власть считалась божественной по своему происхождению, а царь был прежде всего исполнителем воли богов. Светская власть царя тесно была связана с властью жречества.
8 СТАТЬИ ЗАКОНОВ 1-4: защита чести и достоинства граждан. Наказание очень строгое «Если человек обвинил (другого) человека и возвёл на него обвинение в убийстве, но не уличил его, обвинитель его должен быть убит». 5: неизменность и обязательность судебных решений, строгое наказание судье большой штраф и невозможность оставаться судьёй за подкуп. 6-13: определены способы установления факта кражи и назначено наказание за неё смерть. 14: похищение детей. Наказание смерть : статьи, защищающие рабовладение. Наказание за пособничество бегству рабов смерть. 21: неприкосновенность жилища граждан. Наказание смерть : возмещение урона, нанесённого человеку грабителями, община или староста должны были возместить весь ущерб. 25: воровство при пожаре наказание: «человек должен быть брошен в этот огонь». 26: уклонение от воинской службы. Наказание смерть : судьба имущества (поле, сад, дом), выданного царём ре думу или баируму, которые за это должны нести воинскую службу. Наследственная передача имущества и воинской повинности. Невозможность продажи выданной царём собственности, а также передачи его жене или дочери.
9 40-41: регулируются вопросы гражданского звания путём покупки имущества : вопросы аренды поля и ответственности арендатора с указанием штрафов и наказаний за нерадивость. 47: преимущественное право арендатора возобновить аренду. 48: защита арендатора от стихийных бедствий «проценты за этот год не платить» : наёмным работникам на поле не принадлежат результаты их труда : если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, которая находится на его земле, то в наказание он должен возместить убытки вплоть до продажи его самого в рабство : выпас скота на поле. Наказание 20 гуров зерна за каждый бур площади, если это произошло ранней весной, или 60 гуров зерна, если летом или осенью, причём урожай с испорченного поля должен собрать сам пастух. 59: недопустимость уничтожения садов граждан. Штраф за каждое дерево 1/2 мины серебра : регулирование отношений аренды сада, найма садовника. При аренде существующего сада чётко указано, что 2/3 дохода принадлежит хозяину. При закладке нового сада на 5-й год садовник приобретает право на половину сада, но до этого не получает ничего.
10 71: статья, посвящённая свободной купле-продаже земли, не являющейся условным держанием. 73: аренда жилища. Авансовый платёж возвращается жильцу полностью, если договор аренды расторгается по инициативе хозяина жилища. 88: предельная ставка процента ростовщику: 33,5 % зерном или 20 % серебром. Нарушение курса в большую сторону освобождает должника от обязательств : установлен курс возврата долга, взятого серебром, если он возвращается в виде зерна: 100 ка серебра = 1 гур зерна : ростовщики обязаны засвидетельствовать сделки перед представителем государства. Наказание ростовщику вплоть до потери права на весь долг : не сохранились. 99: распределение прибыли и убытков в товариществах поровну поделить перед богом : пока не обобщены. Значительная часть из них относится к семейному праву. Также есть статьи о положении рабов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.