Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИнна Остапова
1 «Психолого-педагогический аспект разработки и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом ФГТ» Асташова Татьяна Васильевна, старший воспитатель МБДОУ 24 г.Тула
2 ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА МБДОУ 24 Функционирует с г. Количество групп - 9 (ОДА) Заведующий - Подчуфарова Тамара Германовна Ст.воспитатель - Асташова Татьяна Васильевна Наши кадры 20 педагогов: 3 - высшей категории категории 1 молодой специалист
3 Годовые задачи МБДОУ на г.г. Организовать здоровьесберегающее пространство как среду воспитания здорового ребенка. Создать организационно-методические условия для внедрения ФГТ в ДОУ, разработать регламентирующую и рабочую документацию. Развивать познавательный интерес, интеллектуально-творческий потенциал, способности каждого ребенка через проектно- исследовательскую деятельность. Развитие творческого потенциала и коррекция личности ребенка- дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры Внедрять в работу ДОУ новые формы сотрудничества педагогов с родителями, осуществлять разностороннее развитие дошкольника в триаде: семья – педагог – ребенок
4 Интегративный подход при организации образовательного процесса С презентацией из опыта работы воспитателя Малькевич Е.М. «ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу». НОД «По мотивам сказки В. Сутеева «Кораблик»
5 В ходе НОД были интегрированы следующие образовательные области: Художественное чтение ( просмотр мультфильма «Кораблик» В.Сутеева), Коммуникация, Социализация, Физическая культура: - Беседа по содержанию художественного произведения с использованием антонимов, синонимов, определений -Подбор слов с заданными звуками [К], [К] -Выполнение звукового анализа слов «кораблик», «волна» -Составление распространенного предложения, разделение его на слова, расширение предложения с помощью качественных определений
6 «Правила дорожные знать каждому положено» к проведению Всероссийского Форума «ЮИДД – безопасные дороги» Из опыта работы воспитателя Никульская Л.В.
7 «Презентация интегрированной непосредственно -образовательной деятельности по теме «Мы и наши мамы» в старшей группе» Из опыта воспитателя Медведевой Н.Н. Одним из принципов построения программы является принцип интеграции образовательных областей. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
8 «Мы и наши мамы» Социализация Познание Коммуникация и чтение художественной литературы Труд и продуктивная деятельность Художественн ое творчество Музыка Работа с родителями Физическая культура и зож Интеграция образовательных областей
9 «Портрет выпускника ДОУ в контексте ФГТ» - презентация педагога-психолога Бугримовой О.В. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы (т. е. портрет выпускника дошкольного учреждения)
10 Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. любознательный, активный. эмоционально отзывчивый. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
11 Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
12 Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым г.) Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (приказ Минобрнауки РФ N 2562 от 27 октября 2011 г.) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ 655 от г.) Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ 2151 от г.) О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (письмо Минобрнауки РФ от 21 октября 2010 года) Сан ПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях«(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 )
13 Принципы построения образовательной программы соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, его психических функций, мотивационной сферы, которые позволят ребенку быть успешным в школе; сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости – содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму"); обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип интеграции понимается как процесс, ведущий к такому состоянию, которое означает связанность взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающую целостность образовательного процесса; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра).
14 Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей Инвариантная часть – обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования (или группе), имеющем государственную аккредитацию. Представляет собой базис дошкольного образования и обеспечивает полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования Российской Федерации, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Вариативная часть отражает специфику климатических, национальных, социально- экономических и других условий, а также видовое разнообразие учреждений дошкольного образования. Формируется участниками образовательного процесса, отражает: видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно- речевому, художественно-эстетическому развитию детей, (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Обязательная часть (инвариантная) -80% Вариативная часть (компонент региона, ДОУ -20%
15 Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей Непосредственно образовательная деятельность (НОД) – это формы работы с детьми, но не занятия, а другие формы: «Вариативная часть я» – это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к инвариантной, и отражающая: Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; Самостоятельная деятельность детей 2) специфику социально-экономических, национально- культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Обязательная часть (инвариантная) -80% Вариативная часть (компонент региона, ДОУ -20%
16 Образовательная программа ДОУ- обязательная часть Непосредственно образовательная деятельность (НОД): Экспериментирование, Проектирование, Коллекционирование, Беседы, Наблюдения, Решение проблемных ситуаций, Игры, Викторины, Чтение и обсуждение, Инсценирование и драматизация, Оформление выставок, портфолио. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация). В музыкальной деятельности: слушание, пение, танцы Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: физразвитие, закаливающие процедуры, прием пищи, гимнастика, упражнения и подвижные игры в течение дня, оздоровительная прогулка; социально-личностное развитие - ситуативные беседы, развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов; познавательно-речевое развитие- создание речевой развивающей среды, свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, разговоры с детьми; художественно-эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни, в игре, в досуге, на прогулке, в изодеятельности, в гимнастике, привлечение внимания к звукам. Самостоятельная деятельность детей : подвижные, спортивные игры и упражнения; индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; чтение детьми коротких стихов, игры по мотивам художественных произведений, игры в уголке книги, сюжетно-ролевые игры, развивающие ; рисование, лепка,конструирование, рассматривание репродукции картин, музицирование, пение, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки. Взаимодействие с родителями: встреча с интересным человеком;«школы для родителей», клубы, студии. Проведение мастер-классов, тренингов. Привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов, анкетирование, стендовые консультации и т.д.
17 Основные направления Физическое Социально-личностное Познавательно-речевое Художественно-эстетическое
18 Образовательные области Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка.
19 Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы Коммуникация Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, мире… Познание Формирование целостной картины мира и расширения кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме. Труд Формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желание трудится, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности. Физическая культура Развитие игровой деятельности в части подвижных игр. Безопасность Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира.
20 Виды детской деятельности Игровая; Коммуникативная; Трудовая; Двигательная; Познавательно-исследовательская; Музыкально-художественная; Восприятие художественной литературы; Продуктивная.
21 Сочетание формы работы с детьми и детской деятельности Двигательная Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Соревнования Игровая Сюжетные игры Игры с правилами Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Коммуникативная Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление отгадывание загадок Трудовая Совместные действия Дежурство Поручение Реализация проекта
22 Сочетание формы работы с детьми и детской деятельности Познавательно- исследовательская Экскурсии Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Наблюдение Игры с правилами Музыкально- художественная Слушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Музыкально-дидактические игры Чтение художественной литературы Чтение Обсуждение Разучивание
23 Как отразить принцип интеграции при планировании воспитательно- образовательной работы? Принцип интеграции следует отражать через реализацию образовательных задач. При этом образовательные задачи, которые будут представлять разные образовательные области, должны быть в равных пропорциях, равноценны, равнозначны. Каждая образовательная область основана на каком-то виде детской деятельности и направлена на ее развитие. Но это не значит, что при освоении других образовательных областей данная детская деятельность не может быть использована. Поэтому принцип интеграции реализуется не только по содержанию, но и видам детской деятельности. При планировании воспитательно-образовательной работы следует учитывать то, что интеграция видов детской деятельности и образовательных областей предполагается в течение всего дня. Об интеграции той или иной области педагог вправе принимать решение самостоятельно. В календарном планировании необходимо отражение интеграции образовательных областей по средствам и формам.
24 Допустима ли разработка учебного плана непосредственно образовательной деятельности в условиях ФГТ? Согласно п. 6 ст. 9 Закона РФ от "Об образовании" образовательные учреждения, реализующие образовательный процесс должны составлять учебные программы и учебные планы. Однако данное положение не относится к ступени дошкольного образования, где структура ООП ДО определяется ФГТ к структуре ООП ДО, утв. приказом Минобрнауки России от Ставшее тенденцией при проектировании ООП ДО во многих регионах составление "Учебного плана непосредственно образовательной деятельности" с регламентацией времени в часах и минутах на реализацию образовательных областей или детских видов деятельности по дням недели, искажает основную идею ФГТ – реализацию в детском саду образовательного содержания внутри детской деятельности и отказ от жесткой системы занятий, типичной для школьной системы образования.
25 Новое содержание понятия "занятие" Специально организованное занятие – основная форма реализации учебной модели построения воспитательно-образовательного процесса в прежней дидактике. Являясь, по сути, попыткой уйти от данной модели, ФГТ к структуре ООП ДО, утв. Приказом Минобрнауки РФ от , наполнили понятие "занятие" новым содержанием. В контексте данных требований занятие – это занимательное дело, которое основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей. Таким образом, занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Однако знания, умения и навыки выступают теперь не как самоцель, а как средства развития ребенка, удовлетворения его разнообразных интересов. Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте, в подготовительной группе, где осуществляется подготовка детей к основной форме обучения в школе занятию-уроку.
26 Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса Данный принцип подразумевает, что работа с детьми должна строиться на основе объединения комплексов различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы. При этом в качестве видов тем могут выступать: организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, праздники, традиции, сезонные изменения в природе. Комплексно-тематический принцип, тесно взаимосвязан с принципом интеграции различных детских деятельностей, следовательно, и с интеграцией содержания различных образовательных областей. А также с принципом построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны быть, с одной стороны, социально значимыми для общества, а с другой стороны, вызывать и личностный интерес детей. Иначе нельзя будет построить работу на адекватных возрасту детей формах, на адекватном их интересам содержании.
27 Организация предметно-развивающей среды Нужно уходить от жесткого регламентирования уголков, зон, которые часто не меняются в течение всего учебного года, жить под тему, под содержание, проживать через все виды детской деятельности, а значит, предметная среда должна гибко меняться и строиться на основе интеграции содержания и видов деятельности: Уголок для ролевых игр Книжный уголок Зона для настольно-печатных игр Выставка (детского рисунка, творчества) Уголок природы Спортивный уголок Игровой уголок (с игрушками, строительным материалом) Уголки для разнообразных видов деятельности детей: конструктивной, изобразительной, музыкальной. В групповых комнатах созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей. Для построения развивающей среды в МБДОУ учитывались принципы: принцип открытости; гибкого зонирования; стабильности-динамичности развивающей среды; сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка
28 Требования к содержанию коррекционной работы У каждого ДОУ(компенсирующего или комбинированного вида) раздел "Содержание коррекционной работы" будет свой в зависимости от контингента детей и тех программ коррекционного образования, которые реализуются в данном учреждении. Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и оказание помощи детям в освоении Программы: выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музруководителя, воспитателя, инструктора ФИЗО, других педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников ОУ и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.
29 Содержании коррекционной работы Указанный раздел должен содержать перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья: описание системы комплексного психолого-медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса; мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении ООП ДО, планирование коррекционных мероприятий; описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
30 Функции методической службы ДОУ по разработке и внедрению основной общеобразовательной программы Информационно- аналитическая Выявление педагогов, способных войти в рабочую/творческую группу по разработке ООП ДО. Подбор программно- методического обеспечения в соответствии с ФГТ. Анализ сильных и слабых сторон ДОУ, возможностей и угроз, которые могут препятствовать активному внедрению ООП ДО. Поддержка сайта ДОУ. Мотивационно-целевая Определение целей и задач рабочей/творческой группы по разработке ООП ДО. Помощь педагогам в изменении подходов к образовательному процессу в соответствии с ФГТ. Преодоление сопротивления педагогов инновационным процессам. Мотивация на внедрение современных образовательных технологий в ДОУ
31 Функции методической службы ДОУ по разработке и внедрению основной общеобразовательной программы Планово- прогностическая Прогноз инновационного развития ДОУ (программа развития). Планирование системы методической работы ДОУ в контексте ФГТ. Разработка ООП ДО совместно с рабочей/творческой группой. Составление годового плана, плана работы педагогического совета ДОУ по разработке и внедрению ООП ДО Организационно- исполнительская Внедрение ООП ДО, обеспечение выполнения годового плана. Работа с кадрами (проведение консультаций, семинаров- практикумов, деловых игр, мозгового штурма). Подготовка заседаний педагогических советов в контексте ФГТ. Выявление, изучение и обобщение педагогического опыта в рамках реализации ООП ДО (открытые мероприятия). Организация взаимодействия с родителями и соц.партнерами. Внедрение современных педагогических технологий (метод проектов, ИКТ) в соответствии с ООП ДО.
32 Функции методической службы ДОУ по разработке и внедрению основной общеобразовательной программы Контрольно-диагностическая Осуществление всех видов контроля по реализации ООП ДО. Оценка всех направлений образовательного процесса в контексте ФГТ. Оценка предметно- развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ Организация мониторинга развития детей. Коррекционная Обеспечение оперативной помощи в работе педагогов. Устранение несоответствий образовательного процесса ФГТ. Предложения по корректировке ООП ДО с учетом специфики ДОУ
33 Список литературы Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от г. 655 // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2010, 3. Белая К.Ю. Образовательная программа ДОУ с учётом федеральных государственных требований// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2010, 9. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагог. дошкольн. учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Письмо Минобрнауки РФ от г Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание ,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.