Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемПотап Сыкчин
1 Хабриева Талия Ярулловна вице-президент Российской академии наук академик Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор Капустин Анатолий Яковлевич президент Российской ассоциации международного права доктор юридических наук, профессор АРКТИЧЕСКОЕ ПРАВО: ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНТЕРЕСОВ 1
2 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АРКТИКИ Отсутствие системообразующего законодательного акта Преобладание отраслевого подхода в отраслевых законах регулированию развития Арктики посвящено, как правило, лишь несколько нормативных положений из 67 федеральных законов в этой сфере собственно вопросам развития Арктики посвящены лишь 6 законодательных актов Недостаточность уровня правового регулирования : Количественное преобладание подзаконных нормативных актов над законодательными; Фрагментированность правового регулирования Множественность и разрозненность правовых актов; Наличие пробелов и противоречий в правовом регулировании Большое число «лоскутных» актов, в которых действующими остались лишь некоторые нормы; Недостаточность правового регулирования социально- экономических вопросов менее 5% федеральных законов посвящены регулированию экономики 2
3 Законодательство Российской Федерации, регламентирующее вопросы развития Арктики 3
4 АРКТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ АРКТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ В СОПОСТАВЛЕНИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Общие черты Отличительные черты законодательства других арктических государств Наличие программных документов, определяющих цели арктической политики Преобладание отраслевого подхода Отсутствие системообразующих законов, устанавливающих основы правового регулирования Арктики Стремление к использованию закона как основного регулятора Рост числа целевых законодательных актов Унификация законодательства (скандинавские страны) 4
5 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АРКТИКИ Многоуровневость международно-правового регулирования: глобальное, региональное и двустороннее; Многоуровневость международно-правового регулирования: глобальное, региональное и двустороннее; Ограниченность применения глобальных международно-правовых актов; Отсутствие международного договора, определяющего правовой статус Арктики; Фрагментарность международно-правового регулирования вопросов Арктики; Наличие арктических региональных международных организаций, использующих преимущественно нормы мягкого права (Арктический Совет и др.) 5
6 ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ АРКТИЧЕСКОГО ПРАВА Собирательное понятие в отношении норм, регулирующих вопросы Арктики (M. Байерс, С. Эммерсон, M. Сальвадор и др.). Отрасль законодательства Полисистемное образование (правовой комплекс), включающее международно-правовые и национально-правовые компоненты, характеризующееся определённой ступенью развития правового регулирования развития Арктики как макрорегиона (Т.Я. Хабриева, А.Я, Капустин, В.И. Лафитский, Н.А. Власенко и др.). 6
7 Проект федерального закона «О развитии Арктики» 7 Глава 1. Общие положения Глава 2. Управление в области устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации Глава 3. Гарантии прав лиц, проживающих и работающих в Арктической зоне Российской Федерации Глава 4. Особенности государственного регулирования в области устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации Глава 5. Государственная поддержка деятельности, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации Глава 6. Международное сотрудничество в области устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации Глава 7. Заключительные положения
8 Прогнозируемые тенденции развития Арктического права в среднесрочной перспективе Смещение баланса международно-правового, регионального и национально-правового регулирования Арктики в пользу национально- правового регулирования Рост влияния внеправовых, в том числе природно- климатических факторов на развитие Арктического права Повышение роли закона как регулятора развития Арктического региона и отказ от «замещающего» правотворчества 8
9 Направления мобилизации правовых ресурсов Повышение уровня правового регулирования, включая принятие специальных законодательных актов (федеральные законы о развитии Арктики, о статусе Северного морского пути и др.) Использование всего спектра мер правового воздействия (от императивных, запретительных и ограничительных до диспозитивных и поощрительных) Совершенствование правоприменительной практики, в том числе в направлении усиления действия международно-правовых и национально-правовых регуляторов Предоставление дополнительных полномочий арктическим субъектам Российской Федерации Совершенствование форм самоуправления и самоорганизации в Арктическом регионе 9
10 Направления изменения институциональной основы правового регулирования Арктики 10
11 Правовое проектирование развития Арктики 11
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.