Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлександра Михайлина
2 2 На Удомельской земле родилось много людей, составивших славу и гордость России, сюда за вдохновением приезжало много талантов, в Удомле ими были созданы десятки шедевров общерусского и общемирового значения. Но только Григорий Сорока от первого и до последнего дня прожил на Удомельской земле, а именно здесь в Молдино. Сорока Григорий Васильевич. Автопортрет 1840 г.
3 3 Григорий Сорока художник трагической судьбы. Он был крепостным, всю жизнь провел в глуши и погиб, не получив признания. Его картины, затерянные в усадьбах, долго оставались неизвестными. Они собраны музеями только в наше время и то далеко не все. О самом художнике мы также знаем очень немного. Другие живописцы оставили дневники, воспоминания, письма, Сорока только свои картины. Правда, сохранились письма его учителя А.Г.Венецианова к «владельцу» художника Н.П.Милюкову. По этим письмам можно довольно ясно, иногда с живыми подробностями, показать окружение художника, обстановку, в которой протекала его жизнь, людей, от которых зависела его судьба...
4 4 Творчество Григория Сороки - одна из самых светлых и в то же время трагических страниц истории отечественного искусства XIX века. Удивительно поэтичным был дар Сороки, поистине трагической - судьба крепостного художника, в полной мере испытавшего тяготы подневольного положения русского крестьянина. Гумно 1843 г
5 5 Григорий Васильев (Сорока - его прозвище) родился в деревне Покровской Вышневолоцкого уезда Тверской губернии и был "дворовым человеком" помещика Н.Милюкова. С детских лет он любил рисование, а в начале 1840-х годов случилось важнейшее событие в его жизни - встреча с приятелем и соседом Милюкова, замечательным художником и человеком Алексеем Гавриловичем Венециановым. А.Г.Венецианов. Автопортрет
6 6 Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны. Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. "Флигель в "Островках"..." (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX - начала XX в Дом в Островках ~1844 г
7 7 Сорока по воле Милюкова становится садовником. Логика помещика понятна. Крепостному заниматься только творчеством - непозволительная роскошь, а художник и садовник – вполне гармоничное сочетание. Очередная картина Сороки Вид на палисадник - лучшее тому подтверждение. В картине очень свежо и убедительно передано впечатление жаркого летнего дня: залитые солнцем дорожки с резкими тенями, яркая на свету и, кажущаяся почти черной в тени, зелень газонов, деревьев, кустов, испещренные бликами и штрихами, вспыхивающие на солнце листья и стебли. Вид на палисадник в усадьбе Н.П.Милюкова Около 1842 предположительно, одна из самых ранних живописных работ художника.
8 8 Документы о Сороке крайне скупы и обрывочны: исповедные книги, пара фраз в письмах Венецианова. Между 1843 и 1847 годами имя Сороки в переписке Венецианова и Милюкова не встречается. 26 июня 1847 года на глазах Сороки происходит невероятное событие, потрясшее, надо думать, все его естество. Тринадцатилетний ученик Венецианова Иринарх Васильев, с которым Сорока жил вместе в Сафонково, из рук Милюкова (владельца усадьбы Всесвятское) получает вольную. В эти же годы Сорока пишет портрет Венецианова. Этот портрет – самое позднее изображение Венецианова, и тем он особенно ценен для истории искусства. Портрет художника А.Г.Венецианова Григорий Сорока
9 9 Конец 1840-х гг. – наиболее плодотворный период в творчестве живописца. В Островках им написаны полотна: Вид на озере Молдино в усадьбе Островки, Часовня в парке, Вид в Островках, а также портреты членов семьи Милюковых... Согласно деревенской легенде, между Григорием Сорокой и Лидией Милюковой возникла взаимная любовь, ставшая причиной гибели обоих. Якобы, эта любовь стала одной из причин, почему Милюков не давал вольную Сороке – боялся, что, став свободным, тот женится на Лидии. Никакой документальной основы эта легенда не имеет, как нет и документов, опровергающих ее. Однако на пустом месте крестьянские легенды и предания не возникают. Портрет Лидии
10 10 Манифест об освобождении крестьян из крепостной зависимости объявили в Твери 6 марта 1861 года. Среди ярых противников освобождения крестьян – Николай Петрович Милюков. Милюков продолжал относиться к крестьянам как к своим крепостным. Крестьяне писали жалобы, посылали в Тверь и в Санкт-Петербург ходоков. Вероятно, как человек, владеющий грамотой, Сорока писал от имени крестьянской общины прошения по инстанциям. Отношения Сороки с Милюковым обострились до предела к апрелю 1864 года. Сорока писал жалобы на помещика от крестьянской общины, Милюков - на Сороку «за подстрекательства».
11 11 Сорока был обвинен в "распространении ложных слухов" и за "сделанные грубости" приговорен к аресту и, видимо, телесному наказанию. Отпущенный "по болезни", он "затосковал", "ходил задумавшись по деревне" и 10 мая (22) 1864 года был обнаружен в "обжигательной избе повесившимся". Так завершился жизненный путь одного из чистейших лириков в истории русской живописи. «С гибелью Сороки, – констатирует Г.С. Островский, – в русском искусстве окончилась эпоха крепостных художников. Наверное, он был последним крупным художником, который до самой реформы, а по существу и после нее, пребывал в крепостной зависимости…»
12 12 Источники информации: html html Знаменитые россияне в истории Удомельского района/Сост. Д.Л.Подушков.- Тверь:СФК-офис, с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.