Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСтанислав Голямов
1 Создатель закрытой образовательной системы в России
2 Выдающийся русский государственный и общественный деятель, президент Императорской Академии художеств И. И. Бецкой родился 3 (14) февраля 1704 года в Стокгольме. Он был побочным сыном князя Ивана Юрьевича Трубецкого ( впоследствии фельдмаршала ) и родился, когда его отец находился в плену после неудачного сражения со шведами под Нарвой 19 (30) ноября 1700 года. Как незаконнорожденный, мальчик получил лишь часть фамилии отца – Бецкой. Его матерью одни называют баронессу Вреде, другие – баронессу Скарре ( Шпарр ), третьи – некую даму высшего общества и, наконец, просто шведку.
3 Государственная деятельность, прославившая его, началась с приходом Екатерины II к власти. Указом 3 марта 1763 года на него было возложено управление, а в 1764 он был назначен президентом Академии художеств, при которой он устроил воспитательное училище. 1 сентября 1763 года был обнародован манифест об учреждении московского воспитательного дома по плану, составленному, согласно одним данным, самим Бецким, согласно другим по указаниям Бецкого.
5 Развитие детей в этих домах Бецкой представлял себе так: до 2 лет дети находятся на попечении кормилиц и нянек; с 3 до 7 лет мальчики и девочки живут вместе и приучаются к легкой работе; с 7 до 11 вместе ходят каждый день в школу; учатся читать и постигают основы веры. В эти же годы мальчики обучаются вязать чулки, колпаки, сети, привыкают к садовой работе, а девочки упражняются в прядении и вязании, плетении кружев и т.п. От 11 до 14 лет мальчики и девочки учатся письму и цифири, а также изучают катехизис, арифметику, географию и рисование и продолжают заниматься бытовым трудом и ремеслами: девочки шьют, стряпают, гладят, мальчики привыкают к огородной, дворовой и другим работам. Когда воспитанникам исполняется 1415 лет, образование заканчивается и они начинают заниматься тем ремеслом, которое выберут сами. Сообразно с природными дарованиями воспитанников предлагалось разделить на три группы: первая лица, способные к наукам и искусствам; вторая способные лишь к ремеслам и рукоделию (наибольшее число лиц), третья способные лишь к самой простой работе. Что касается отвлеченных наставлений в нравственности, то, по мнению Бецкого, небесполезно было бы над всеми дверьми Воспитательного дома написать: 1. Не делай другим того, чего себе не желаешь. 2. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали. 3. Не делай зла и не досаждай никому. 4. Не вреди никакому животному и не озлобляй его. 5. Не лги. 6. Никогда не будь празден. Судьба питомцев московского Воспитательного дома была такова. Отдельные из них, наиболее способные, обучались латинскому языку, готовясь к изучению аптекарского дела. Некоторые воспитанники учились рисовать и потом отправлялись в специальное училище для мальчиков разных сословий, открытое по плану Бецкого при Академии художеств. Наиболее одаренные мальчики учили иностранные языки и некоторые науки и потом единицы учились в Московском университете, а девочки на мещанском отделении Смольного института. Большинство питомцев дома становились ремесленниками, земледельцами, шли в прислуги в богатые дома, а девочки няньками, кормилицами.
7 При Академии художеств было организовано Воспитательное училище, в которое принимали мальчиков всех сословий в возрасте пяти-шести лет. Процесс обучения проходил в течение пятнадцати лет в пяти «возрастах» по три года на каждый. На Воспитательное училище из них приходилось три возраста, т. е. девять лет. Обучение было жестко регламентировано: первый и второй возрасты – овладение техникой рисования (копирование «оригиналов» и гипсовых орнаментов), третий возраст – гипсовый класс (рисование гипсовых слепков античной скульптуры) и начало обучения живописи, четвертый и пятый возрасты предполагали работу в «натуральных классах» (рисование и живопись с обнаженных натурщиков), рисование драпировок и сочинение (композиция картины). Основу обучения составлял рисунок, а живопись уподобляли раскрашиванию рисунка согласно правилам светотени. Композиция представляла собой комбинирование выученных на память антиков и стандартных позах, но соответственно предложенному сюжету. Исторический жанр живописи считали самым достойным. Ученики, получившие первые золотые медали за сочинение по заданной программе, удостаивались шпаги, дворянского звания и права на заграничное путешествие за счет Академии – пенсионерство для продолжения образования. По окончании пенсионерства художник мог претендовать на звание «назначенного», а затем «академика».
9 По инициативе Ивана Ивановича Бецкого в 1764 году в Петербурге при Воскресенском - Смольном женском монастыре в окрестностях Петербурга, близ деревни Смольной был основан институт для воспитания 200 "благородных девиц", получивший впоследствии название Смольного института. В Смольном институте учились дочери дворян с 6 до 18 лет. Предметами обучения были: закон божий, французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность; кроме того изучались танцы, музыка, рукоделие и различные виды домоводства. В Смольном институте также преподавались предметы светского обхождения. Ученицы были обязаны носить форму платья определённого цвета: в младшем возрасте кофейного, во втором синего, в третьем голубого и в старшем возрасте белого. По окончании института 6 лучших выпускниц получали «шифр» золотой вензель в виде инициала императрицы. Некоторые воспитанницы становились фрейлинами двора. В 1765 году при Смольном институте было открыто учебно- воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостного крестьянства), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались шитью и домоводству. Открытием этого института было положено начало женскому среднему образованию, причем Россия в этом отношении опередила страны Западной Европы.
10 Первые выпускницы Смольного института Борщова Наталья Семёновна (9 августа октября 1843) училась в Смольном институте благородных девиц, который закончила с золотой медалью, фрейлина великой княгини Марии Феодоровны, кавалерственная дама ордена Св. Екатерины ( малого креста ). 1- й выпуск, 1776 год. Глафира Ивановна Алымова, в первом браке Ржевская ( ) фрейлина Екатерины II, одна из первых русских арфисток, предмет старческой страсти Ивана Ивановича Бецкого. Входила в первый выпуск института 1776 года, закончила воспитание « первою » и была награждена золотой медалью первой величины и « знаком отмены » золотым вензелем Екатерины на белой ленте с 3 золотыми полосками. За 11 лет, проведённых в Смольном, « Алимушка », как её звала императрица, стала всеобщей любимицей благодаря своему веселому характеру. Левшина, Александра Петровна ( ), окончила с шифром, была фрейлиной императрицы, жена князя П. А. Черкасского. Екатерина Ивановна Нелидова ( , Санкт - Петербург ) дочь поручика Ивана Дмитриевича Нелидова, фаворитка Павла I, двоюродная тетка многолетней возлюбленной Николая I Варвары Аркадьевны Нелидовой. С 1765 по 1775 год воспитанница Смольного института ; по окончании награждена золотой медалью « второй величины » и вензелем Екатерины II. Грациозность и музыкальная одарённость, весёлый нрав и остроумие выделяли её среди выпускниц. Екатерина Ивановна Молчанова ( в замужестве Олсуфьева ; 9 ноября сентября 1809) фрейлина Екатерины II, одна из пяти лучших выпускниц Смольного института, удостоенных Золотой медали первой величины. В Смольном Екатерина отличалась серьёзностью, сосредоточенностью, выделялась среди воспитанниц любовью к наукам, любила больше читать, чем участвовать в играх и развлечениях, хотя не раз выступала на сцене устроенного в институте театра. Мария Алексеевна Нарышкина ( урождённая Сенявина ; 9 марта декабря 1822) одна из воспитанниц второго выпуска Смольного института, любимая фрейлина Екатерины II, статс - дама, жена А. Л. Нарышкина, тетка графа М. С. Воронцова, сестра Е. А. Воронцовой. Княгиня Прасковья Юрьевна Гагарина ( Кологривова, урожд. Трубецкая, ) известная красавица, первая русская воздухоплавательница. Княгиня Дарья Христофоровна Ливен, урождённая Доротея фон Бенкендорф (17 декабря января 1857), знаменитая « светская львица » первой половины XIX века, тайный агент русского правительства в Лондоне и Париже, прозванная « дипломатической Сивиллой ». Вошла в историю как « первая русская женщина - дипломат ».
11 .
12 Бецким был составлен новый устав корпуса, утверждённый 11 сентября 1766 года. Здесь повторялись те же правила, что и в других уставах, составленных Бецким : в корпус принимались только дети дворян, не старше шести лет, причём родители давали подписку, что отдают детей добровольно, как минимум на 15 лет, в продолжение которых они не будут брать детей даже в отпуск. Родственникам разрешались лишь короткие свидания в назначенные часы по воскресеньям. Корпус был закрытым заведением, кадеты, вместо деления на роты, были разделены на пять классов ( возрастов ), в каждом классе учились три года. Переходя в 4- й класс, кадет имел право выбрать военную или гражданскую службу и согласно своего выбора обучался некоторым другим наукам, которым остальные кадеты не обучались. Предписывалось заботиться о физическом и нравственном развитии кадет, обходиться с ними ласково, не наказывать их, стараться предупреждать и отвращать их ошибки и проступки. Окончившие полный курс поступали на военную службу, лучшие награждались медалями, а самые достойные имели право, с согласия родителей, путешествовать три года за границей за счёт корпуса. Генерал - директором Шляхетного сухопутного корпуса И. И. Бецкой был с 1766 по 1773 год.
13 Все это строго сословные закрытые учебно-воспитательные заведения, открытые при Екатерине II. Сам Бецкой был главным директором Сухопутного корпуса, директорствовал в Воспитательном доме и Смольном институте. Согласно проектам Бецкого, разработанным в 6070-е гг., в России должна была возникнуть целая сеть закрытии учебно-воспитательных учреждений, которая включала бы низшие и средние учебные заведения для дворян (благородного сословия) пансионы, а для лиц третьего чина (мещан и купцов) воспитательные дома, педагогические, художественные, медицинские, коммерческие и театральные училища. Воспитание Бецкой рассматривал с четырех сторон со стороны физической, физическо-моральной, чисто моральной и учения. Физическое воспитание очень важно, так как в здоровом теле живет здоровый дух. Физическо-моральное воспитание основывается на мысли, что праздность есть мать всех пороков, а трудолюбие отец всех добродетелей. Нужны труд, игры, забавы. Моральное воспитание прежде всего состоит s том, что удаляется от слуха и зрения воспитанника все то, что имеет хотя бы тень порока. Живые примеры воспитателей на детей действуют сильнее всего. Недопустимо телесное наказание, а другие наказания должны быть редкими. Детям необходимо дать краткую нравоучительную книгу о правилах, которыми человек должен руководствоваться в жизни. Обучение имеет в виду развитие умственных сил; оно необходимо потому, что дает средства для добывания куска хлеба. Успешным обучение будет, если в начале оно будет носить характер игры; если будет идти на родном языке. Закон Божий, чтение и рисование вот предметы начального обучения. Большую роль Бецкой придавал наглядности обучения. Особо важным Бецкой считал хорошее воспитание и образование женщин как будущих жен, матерей, воспитательниц. В семье и семейных обязанностях женщина, по его мнению, должна искать смысл и содержание своей жизни. Осуществление идей Бецкого на практике происходило в различных, основанных по его проекту и при его участии учебно-воспитательных заведениях.
14 «Утверждать сердце юношей в похвальных склонностях, возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтобы страшились праздности; научить их пристойному поведению, учтивости, соболезнованию о бедных, несчастливых; обучать их домостроительству, особливо же вкоренять в них склонность к опрятности и чистоте». И.И. Бецкой
15 Иван Иванович Бецкой является заметной личностью в России XVIII в. Один из образованнейших людей своего времени, он впитал в себя лучшие идеи современного ему века. Это был человек гуманный и сердечный, одаренный деятельной натурой ; он пытался проводить в жизнь мечтания лучших умов своего времени так оценивали И. И. Бецкого его современники.
16 Выполнил : студент 1 курса 2 группы заочного отделения Трофимова М. В.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.